Пресс-центрУправление персоналом, № 24, Обзор28 декабря 2007
О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ КАЖДЫЙ ВУЗ - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД СТУДЕНТАМИ И УВАЖЕНИЯ К САМИМ СЕБЕ. Движущая сила современной мировой экономики - знания в форме идей и современных технологий - на фоне резко возросших темпов перемен быстро перемещаются через национальные границы. Глобализация идет через стандарты и дипломы, уверены аналитики рынка, поэтому все больше образовательных программ следуют международным, а не национальным стандартам качества. Те же системы образования, которые не участвуют в международной конкуренции стандартов качества, в конечном итоге делают неконкурентоспособными свои страны не только в сфере образования, но и в сфере экономики. Насколько готово российское высшее образование к вызовам современной эпохи? Отстают ли наши вузы по качеству подготовки студентов от лучших вузов развитых стран? "Образование везде разное, - замечает Владимир Михайлович Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН). - К примеру, в области точных наук (физики, химии, биологии, особенно математики) российское образование остается одним из лучших в мире". А распространенное мнение о том, что большинство самых сильных университетов мира находятся в США, не учитывает, по его мнению, тот факт, что там "к системе высшего образования относится все, что связано с послешкольным образованием: это около 3500 учреждений, из которых 1500 - так называемые двухлетние колледжи, даже не дающие степень бакалавра; еще одна тысяча учреждений дает степень бакалавра, но не имеет магистратуры". Как правило, "наши ректоры затрудняются назвать и около 150 хороших американских учебных заведений из 3500" , замечает он. "Следует помнить и о том, что вообще в любых рейтингах много лукавства, - делится своим мнением Артемий Владимирович Никитов, ректор Московского института экономики, менеджмента и права. - Так, в российских рейтингах МГУ всегда на первом месте. Но вот вопрос: одинаково ли хорошо МГУ готовит и по физике, и по математике, экономике и философии? Или по какой-то специальности кто-то готовит лучше МГУ? Система построения рейтингов внутри России сегодня не позволяет это выяснить, международная система также далека от объективности". В рейтинг, составляемый Шанхайским университетом по большому набору показателей, попали только Московский и Санкт-Петербургский университеты. Значит, "российские вузы сегодня очень серьезно отстают от лучших мировых университетов. Но это не их вина, а беда, - делает вывод Дмитрий Викторович Ливанов, ректор МИСИС. - Наше государство за последние 15 лет не уделяло должного внимания системе высшего образования. До сих пор у нас недостаточно развиты отношения с реальной экономикой, очень слабая связь между образованием и исследованиями, проектной деятельностью и, к сожалению, более низкий уровень преподавательского состава, что является следствием невысокой, неконкурентной оплаты труда". "Качество российского образования остается и останется высоким, - уверен Михаил Яковлевич Иоффе, ректор Института экономики и финансов "СИНЕРГИЯ". - Но вместе с тем модернизация высшей школы, предусматривающая переход на двухуровневую систему обучения, может на определенном этапе вызвать падение качества образования". "Западное образование, - по мнению Михаила Абдурахмановича Эскиндарова, ректора Финансовой академии при правительстве РФ, - очень "пестрое". Поэтому говорить о том, что нынешние российские специалисты отстают от западных, не совсем правильно. Преимущество западных вузов в их финансовой возможности привлекать выдающихся ученых, преподавателей, исследователей, содержать науку и внедрять ее результаты в учебный процесс. Но по фундаментальности подготовки наши вузы (я имею в виду самые престижные) ни в коем случае не отстают" , - считает он. Это мнение разделяет и Анатолий Николаевич Геращенко, ректор Московского авиационного института. "Наши учебные заведения выпускают более квалифицированных специалистов, - уверен он. - Именно поэтому очень много наших выпускников уехало за границу". С ним согласен и Владимир Семенович Балабанов, ректор Российской академии предпринимательства: "Сегодня весь высший топ-менеджмент в США представляют россияне, за 10-15 лет реализовавшие свой потенциал в этой стране. Наши выпускники, получая качественное образование, за короткое время способны выйти на высший уровень управления фирмами, компаниями и многими структурами". "Наши вузы лучше, - признается Алексей Григорьевич Забелин, ректор Московской финансовой юридической академии. - Но, к сожалению, доступность образования повлияла на его качество. Знания поставили на поток, систему образования превратили в бизнес, исключив воспитательную составляющую в системе высшей школы". "Нельзя сравнивать системы образования по категории "лучше - хуже, - считает Алла Петровна Балакина, ректор Всероссийской государственной налоговой академии Министерства РФ по налогам и сборам. - У нас всегда было более фундаментальное образование. И еще никто не ответил на вопрос: что лучше - иметь фундаментальные знания и профессиональное образование или очень много разных специальных знаний в узких сферах. Главное достижение системы высшей школы сегодня - право выбора". "Я видел вузы и студентов в Америке (Принстоне, Бостоне), в Германии и в ряде других стран, - говорит Евгений Вазгенович Оганесян, ректор Московского социально-гуманитарного института, - и полагаю, что напрямую сравнивать качество образования в наших и зарубежных вузах нельзя по целому ряду причин. Во-первых, существует национальный стандарт, по которому - что нашему человеку хорошо, то иностранцу - смерть. Во-вторых, наряду с вузами (МГУ, РУДН), входящими в первую сотню мирового рейтинга, в целом ряде российских вузов уровень образования также высок. Поэтому при правильной организации взаимодействия между вузами, которой в настоящее время нет, положительный опыт можно распространять и в других вузах". "Если судить по официальным международным рейтингам, то наши вузы по качеству образования отстают от лучших вузов развитых стран, причем отставали и в советское время, за исключением фундаментальных естественных наук" , - рассуждает Сергей Николаевич Красавченко, ректор Международного университета в Москве. Для того чтобы преодолеть отставание, "нужно объединять усилия наших лучших вузов (и государственных, и негосударственных), крупного бизнеса, деятелей культуры и здравомыслящих политиков в целях развития этих вузов, создания условий для обеспечения широких и разнообразных возможностей внедрения в учебный процесс всего нового, передового" , - уверен он. По словам ректора Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы Владимира Викторовича Таболина, с переходом на новую двухуровневую систему придется разделить науку в образовании и все вузы на прикладные и академические. "Да, магистратура - это научно. Но, с другой стороны, если я готовлю предпринимателей для малого и среднего бизнеса, то зачем им магистратура? Чтобы они стали учеными? Пожалуйста, но это 2-5 % из моих студентов. Ради них создавать магистратуру?! У работодателей нет востребованности в магистрах нашего профиля" , - уверенно заключает он. В европейских университетах студенты более свободны. Они сами выбирают, какие курсы изучать. В отечественной высшей школе жесткая система требований, и университеты дают хорошее академическое образование - таков государственный стандарт, уверены эксперты рынка. Да и к тому же наша система образования привыкла готовить студента на все случаи жизни, что вынуждало вузы сокращать прикладные дисциплины. "Выпускники западного вуза, получив диплом, знают все, что им надо знать, и идут работать как хорошо подготовленные, профессионально выученные специалисты, - говорит В. В. Таболин (Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы). - Мы же опять выпускаем "полуфабрикаты". Он может быть хорошим экономистом или менеджером, но в конкретной фирме он должен еще адаптироваться полгода или год, в зависимости от меры ответственности. Квалифицированно подготовленные аналитики, математики, экономисты, юристы - все это хорошо, но они не знают жизни, - продолжает он. - Но за месяц практики в адвокатской конторе адвокатом не станешь, и даже его помощником, в лучшем случае - какие-то бумажки научишься рассматривать". "Мы потеряли одно звено в структуре профессионального образования - среднюю нишу, заполняемую в советское время профессиональными училищами, - говорит Вагиф Дейрушевич Байрамов, ректор Московского государственного социально-гуманитарного института. - Поэтому важно сохранить традиционную для России систему образования через ПТУ в высокопрофессиональные специалисты. Выпускники бакалавриата никогда не займут эту нишу, поскольку считают себя способными на большее - все-таки высшее образование. А в Европе рабочую нишу занимают люди, имеющие образование бакалавра, - считает он. - Поэтому резкий переход на систему бакалавриата и магистратуры может стать очень болезненным не только для системы образования, но и для экономики страны в целом" , - уверен он. "О качестве образования должен заботиться каждый вуз - это показатель уровня ответственности перед студентами и уважения к самим себе" , - заключает Наталья Владимировна Тихомирова, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). "Однозначно сказать, что качество образования лучших вузов развитых стран выше, чем наших, я лично не готов" , - говорит Станислав Леонидович Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС (институт). "Наши выпускники поступают легко в западные университеты. Мы учим их учиться, а это целая система и один из показателей уровня подготовки выпускников". "Более того, - продолжает он, - на наше образование "засматриваются" из-за рубежа. Поэтому не случайно к нам приезжают на учебу студенты из тех же ведущих вузов. То есть идет хорошая такая взаимная интеграция возможностей и усилий". "Западные университеты (я это не понаслышке знаю, довелось в свое время работать в одном из канадских университетов) гораздо более строго подходят к оценке знаний студентов, чем у нас сейчас, - говорит Владимир Константинович Егоров, ректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. - Студенты западных вузов проходят промежуточный контроль в течение семестра, а по итогам учебного года - более строгий. Это серьезная нагрузка на преподавателя, но всегда есть надежда, что студенту это пошло во благо". Фундаментальность - сильная сторона отечественного образования, уверены аналитики рынка. Но по некоторым параметрам, особенно в гуманитарной сфере, в части организации учебного процесса (уровня и качества использования информационных технологий, недостаточного количества современного лабораторного оборудования, причем не только в области естественно-научных, но и гуманитарных знаний, самих аудиторий, деятельности библиотек) наблюдается серьезное отставание. К тому же они замечают крайне вялую реакцию отечественного образования (юридического, экономического и др. ) на вызовы времени. "Как ни грустно это признавать, - соглашается с выводами экспертов Павел Павлович Пилипенко, ректор Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, - учебная литература у нас во многом заимствована. Конечно, постепенно появляются свои разработки (учебники, учебные пособия, методики), адаптированные к российской действительности, но сделать в этом направлении предстоит еще очень много". "И условия, в которых работают российские и зарубежные юридические вузы различны, - признает Виктор Владимирович Блажеев, ректор Московской государственной юридической академии. - Пример тому - отставание российских вузов в оплате труда преподавателей, оснащенности учебного процесса (технической, финансовой, материальной и др. )". "Да и психологический портрет студента в той или иной стране тоже неоднозначен" , - дополняет Ефим Иосифович Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета. Так, "российский студент более инертный: его не трогаешь, он и доволен - в отличие от западного, особенно получающего платное образование, который станет теребить профессора до тех пор, пока тот не позеленеет". "С дипломом МГТУ им. Н. Э. Баумана тебя признают в любой стране, неизвестным вузам сложнее, - говорит Виктор Алексеевич Демин, ректор Московского государственного индустриального университета. - Конечно, есть отдельные специальности, где мы отстали. Но 40-50 % наших программистов уезжают из России сразу после окончания вузов". "Если говорить о вузах нашего профиля, - говорит Анатолий Константинович Корсаков, ректор Российского государственного геологоразведочного университета, - то вряд ли мы отстаем от Запада, все относительно.В чем-то мы опережаем западные вузы, в чем-то нас обгоняют. Так, мы вывозим ребят на практику, а в зарубежных вузах это дорогостоящее удовольствие. Но зато мы не можем показывать студентам современные приборы и оборудование, поскольку с этим в России всегда проблемы". Но в целом, по словам А. К. Корсакова, пока государство демонстрирует безразличное отношение к высшей школе. И с каждым годом "подготовка специалистов ухудшается, преподавательские кадры вымирают, молодежь неохотно идет им на смену в связи с непривлекательностью зарплаты. Мы теряем наш интеллектуальный потенциал" , - печально заключает он. "Университет должен постоянно генерировать, создавать и производить новые знания. А для этого нужна современная материально-техническая база научных исследований - во многих университетах ее нет, - говорит Валерий Иванович Теличенко, ректор МГСУ. - По целому ряду научных направлений мы живем на знаниях вчерашнего дня. А для классического образования этого пока достаточно". Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, по мнению аналитиков рынка, отечественная система высшего образования при переходе к устойчивому развитию общества должна существенно отличаться от традиционной академической модели.
ВРЕМЯ БЕСПЛАТНОГО РЫНКА МОЛОДЫХ КАДРОВ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. Старт карьеры для выпускника вуза - занятие рискованное, особенно в отсутствие практических навыков и опыта. Но и проработав некоторое время в компании и, что называется, "встав на крыло" , вчерашние выпускники уже готовы искать новое место работы - более перспективное и высокооплачиваемое. Вполне очевидно, что и работодателя, вложившего в "зеленого" юнца время и силы, порой весьма значительные, не устраивает его скорый перелет на новое место обитания. Конфликт интересов работника и работодателя налицо. Дабы обезопасить свои компании от непродуктивных вложений, во многих крупных компаниях существуют инструкции для служебного пользования (ДСП), которыми установлены ограничения при приеме на работу "свежих" , "необстрелянных" в бизнесе выпускников. Почему? И как преодолеть это предубеждение? "Не только не берут "необстрелянных" , но и "обстрелянных" не ждут с распростертыми объятиями, - рассуждает Анатолий Николаевич Геращенко, ректор Московского авиационного института. - Сегодня вопрос поставлен так: до 35 лет, высшее образование, знание компьютера, владение иностранным языком, опыт работы не менее 2-3 лет. Установленный возрастной ценз не идет на пользу компании, уверен он. Эти люди могли бы стать наставниками для молодежи". "Действительно, это предубеждение существует, и сломать его довольно сложно, - соглашается Владимир Константинович Егоров, ректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. - Причем это касается не только частных фирм, но и государственных структур. Но следует помнить, - добавляет он, - что все зависит от понимания руководства. Гораздо продуктивнее для работодателя прийти в профильный вуз, познакомиться с ребятами на 2-3-м курсе, выбрать несколько человек, отслеживать их подготовку и ориентировать на работу у себя. Для студентов это станет совершенно иной мотивацией в учебе, а компания получит человека, которого она сориентировала" , - заключает он. "80 % наших студентов имеют опыт работы, - говорит Алексей Григорьевич Забелин, ректор Московской финансово-юридической академии. - Причем в солидных компаниях: в банках, префектуре, федеральном органе исполнительной власти, в каком-нибудь министерстве. А в компании, где заставляют студентов бумажки перекладывать и ящики носить, мы их не отправляем. Так что наши студенты застрахованы от отказов, а работодатели пусть делают выводы". "Сегодня все студенты выкручиваются, как могут, - говорит Анатолий Константинович Корсаков, ректор Российского государственного геологоразведочного университета. - Наши студенты получают начальный опыт на производственной практике. Как правило, у нас она занимает 2-3 месяца на двух курсах, всего получается 4-6 месяцев. В советские времена производственные организации отправляли своих сотрудников в отпуска и брали на это время студентов". "Если говорить о сфере строительства, то работодатели, бизнесмены, руководители компаний, особенно крупных, с большим удовольствием берут молодых, "свежих" выпускников, - говорит Валерий Иванович Теличенко, ректор МГСУ. - Для компаний, которые сомневаются в выпускниках, рецепт один отбирать своего студента на 3-4-м курсе и доводить его до "обстрелянного" состояния, а потом приглашать к себе на работу, - эта схема называется взаимодействием образования и бизнеса. Время бесплатного рынка молодых кадров заканчивается". "Не верьте слухам, - призывает Александр Алексеевич Федулин, ректор Московского государственного университета сервиса. - Во главе крупных компаний стоят, как правило, достаточно разумные люди, и такие компании работают со студентами уже с 3-го курса, через систему практик и стажировок в результате получают хорошее кадровое пополнение. Хотя еще лет пять назад мы встречались с иной ситуацией, когда между работодателями и вузами стояла как бы незримая стена". "Готовить кадры нужно со студенческой скамьи, это прописная истина для кадрового менеджмента компаний, - соглашается с ним Евгений Вазгенович Оганесян, ректор Московского социально-гуманитарного института. - Именно поэтому мудрые руководители открывают при своих компаниях учебные центры или подписывают договора с вузами, в которых они готовят резерв кадров". "На некоторые позиции действительно нужен человек с опытом работы, - говорит Алла Петровна Балакина, ректор Всероссийской государственной налоговой академии Министерства РФ по налогам и сборам. - Наш вуз ведомственный, и, чтобы наши выпускники пришли на работу и умели делать все, что необходимо налоговому инспектору, мы выстраиваем практику уже со второго курса. К тому же в нашем учебном плане очень много специальных дисциплин и спецкурсов, которые просто необходимы для молодого специалиста". "Раз студенчество все равно хочет работать, оно будет работать, - убежден Ефим Иосифович Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета. - Но, увы, это всегда влияет на качество образования. И то, как это скажется на качестве жизни, студенты поймут лишь спустя время - поэтому нет смысла их удерживать от работы, наоборот, следует создавать для этого все условия. Нужен своего рода треугольник "работодатель - вуз - студенты" , - убежденно добавляет он. "Необстрелянные сегодня - обстрелянные завтра, - замечает и Станислав Леонидович Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС (институт). - Не может быть обстрелянных, если не будет необстрелянных, именно из них и формируются серьезные команды и структуры. Сегодня я не представляю себе крупного руководителя, работающего без перспективы, без ориентации на молодежь. Кроме того, так называемые "необстрелянные" создают конкуренцию, а без нее не может развиваться ни одна сфера". С одной стороны, скептики правы, потому что приходит на фирму "иждивенец" , кто за него будет работать? Ведь в среднем новичок входит в систему почти год. Почему его кто-то должен учить и при этом выплачивать зарплату? Так считают некоторые эксперты рынка. Но с другой стороны, по мнению Владимира Викторовича Таболина, ректора Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы: "некоторые компании берут на рынке готовых специалистов и не понимают, что хороший специалист не может быть "свободным" , а значит, его нужно "украсть" у другой компании". Интересно, что, по данным центров занятости, практически во всех сетевых магазинах Москвы очень высокая текучесть кадров. И, как правило, это объясняется тем, что молодые люди просто не готовы к такому жесткому ритму работы, который предлагает Запад, - по 8 часов и больше. "У нас этому нигде не учат, поэтому крупные компании создают свои учебные центры, - комментирует В. В. Таболин. - Я был в Голландии, в институте гостеприимства, где готовят специалистов в области гостиничного хозяйства. Студенты сами договариваются с гостиницами по всему миру, где их обязывают пройти девятимесячную практику, только после этого им подпишут характеристику или дадут справку, что они добросовестно выполнили все функции. А позже им выдадут и диплом. Но там же, при институте, есть собственная студенческая гостиница, куда приходит первокурсник, сначала уборщиком помещения. На втором курсе он дежурный по этажу, и только на третьем курсе - администратор, это пример известной управленческой пирамиды, поднимаясь по которой человек набирается опыта". "В начале 90-х гг. огромное количество абитуриентов отправилось в юридические и экономические вузы, потому что в рыночной экономике многочисленным предприятиям не хватало экономистов, юристов, - вспоминает Владимир Михайлович Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов РУДН. - Тогда у них были хорошие заработные платы, и на должность брали практически любого. Сейчас в силу массовости высшего образования у предприятий есть возможность выбирать. И это нормальное явление, должна быть конкуренция за место". "Лично я считаю, что лучше брать на работу специалистов без опыта, - рассуждает Владимир Семенович Балабанов, ректор Российской академии предпринимательства. - Большинство наших студентов с 3-го курса работают, и мы помогаем им устроиться в компании по профилю. В любом случае появление молодежи в компании - это живая струя. Нет людей первого, второго сорта. Но есть халявщики и жулики, которые приходят работать с одной целью - украсть и быстрее бежать". "Наш вуз имеет договоры о трудоустройстве выпускников с десятками организаций. Многие студенты с 3-го курса начинают работать по будущей специальности. Наши выпускники без каких-либо проблем устраиваются на работу в самые престижные юридические фирмы, - говорит Виктор Владимирович Блажеев, ректор Московской государственной юридической академии. - Работодатели регулярно обращаются с просьбой направить к ним на работу выпускников академии". "У нас вообще такой проблемы нет, потому что мы занимаемся этим уже 50 лет: берем этого "необстрелянного" студента, на четвертом курсе трудоустраиваем по специальности, он проходит путь, если это инженер, от рабочего до инженера, оставшись работать, и выходит уже "обстрелянным" специалистом, за которым выстраивается очередь на распределение, - продолжает делиться опытом Виктор Алексеевич Демин, ректор Московского государственного индустриального университета. - Должна быть связь с производством и совместная подготовка кадров". "Система подбора персонала должна строиться не на формальном признаке (количество лет, отработанных в бизнесе), а на внимательном изучении личностных характеристик претендентов, - говорит Сергей Николаевич Красавченко, ректор Международного университета в Москве. - Случается так, что выпускник - и мы знаем это на собственном опыте - по своим личностным качествам подходит не на рядовую должность в менеджменте, а на руководящую. Бывает и так, что у "обстрелянного" кандидата в наличии пятилетний опыт работы, но при этом он отработал в одном месте, в другом, и в третьем не прижился. Нужен ли сотрудник с таким "опытом"?" Инструкция, где говорится об ограничении приема на работу молодых специалистов без опыта, в корне неверна, уверен С. Н. Красавченко. "Ограничения должны препятствовать приему на работу плохо подготовленных, ленивых, нетворческих кандидатов". "По данным статистики, на переподготовку сотрудников российские компании тратят больше, чем государство на всю систему образования. А это колоссальные ресурсы, измеряющиеся сотнями миллиардов рублей в год, - не соглашается с ним Дмитрий Викторович Ливанов, ректор МИСИС. - Это означает, что сегодняшнее образование не готовит людей к реальной производственной или любой другой профессиональной деятельности. Наша задача - сделать образование более практичным. Другими словами, необходимо свести к минимуму процесс адаптации к профессиональной деятельности. Тогда выпускники российских вузов не будут сталкиваться с ограничениями при приеме на работу". Эту точку зрения разделяет и ректор Московского института экономики, менеджмента и права Артемий Владимирович Никитов: "К сожалению, введение 2-уровневой системы вообще исключает практику. Бакалавриат - это первая ступень высшего образования, после которой можно идти работать. Но будут ли востребованы наши бакалавры? Скорее всего, нам придется на этом уровне налаживать связи с предприятиями. И мы уже это делаем, внедряя специальные программы". "Конечно, никто не застрахован от крайностей, - говорит Павел Павлович Пилипенко, ректор Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова. - К примеру, объявления типа "Только для выпускников МГИМО, МГУ, МГЮА, остальным не обращаться" меня весьма настораживают. Понятно, что это брендовые вузы, но это дискриминация. Нашим выпускникам приходится больше доказывать, что они конкурентоспособны. Однако стереотипы, к сожалению, присутствуют. Но, несмотря на это, судя по нашим выпускникам, могу сказать, что они научились грамотно выстраивать карьеру, как это делают за рубежом. Мы им в этом помогаем". "Такая практика еще существует, и вряд ли это положение можно изменить административным путем, - комментирует Михаил Яковлевич Иоффе, ректор Института экономики и финансов "СИНЕРГИЯ". - Важно наладить постоянно действующую взаимосвязь "вуз - студент - работодатель" , когда студент, еще будучи в вузе, стажируется, проходит практику на предприятии, что позволяет ему быстрее адаптироваться к производству и, следовательно, быть более востребованным как специалист. Вместе с тем понимание этой проблемы не означает, что ее решение найдено. В большинстве случаев выпускники вузов дейст-вительно "необстрелянные" , и их не очень "привечают" работодатели". "Мне кажется, что решением этой проблемы должно стать сотрудничество между вузами и предприятиями, компаниями, - соглашается и Наталья Владимировна Тихомирова, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). - Поэтому неслучайно появилась тенденция по созданию совместных образовательных программ, базовых кафедр. Сейчас заметна и очень четкая дифференциация в предметной области, а также введение специальностей на стыке дисциплин, например инженер-экономист. Это необходимость, продиктованная рынком". "Наша беда, что студенты (я имею в виду нашу академию), начиная с 2-го курса и тем более на 5-м, уже работают, - признается Михаил Абдурахманович Эскиндаров, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ. - Они боятся, что по окончании академии придут в банк и услышат: "Мы не можем вас принять, потому что у вас нет опыта". Наверное, нам нужен диалог с работодателями, чтобы они поняли: наличие или отсутствие опыта не основание для отказа в трудоустройстве. Вынуждая студента работать на 4-5-м курсах, мы снижаем качество образования. И в результате страдает тот самый работодатель, к которому приходит выпускник".
СЕГОДНЯ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВЕРИТ САМОМУ СЕБЕ. Согласно исследованию, проведенному британскими учеными, нынешние дети и подростки гораздо чаще пользуются большим, нежели указательным, пальцем, даже когда звонят в дверь или указывают на что-либо. В результате их большие пальцы становятся более крепкими и подвижными. В Японии эти изменения достигли таких пропорций, что дали жизнь термину "поколение большого пальца". Как утверждают физиологи, активное использование больших пальцев рук было присуще нашим предкам и сыграло решающую роль в развитии мозга и обеспечении лидерства человека в животном мире. Поколение "большого пальца" в XXI веке не только общается, но и мыслит по-другому. В чем же заключаются эти различия? И повлечет ли за собой смену системы образования приход нового поколения в вузы? "Это очень концептуальный вопрос при всей кажущейся простоте, - считает Владимир Михайлович Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов РУДН. - Он ведет к смене не только содержания образования, но и к его новой парадигме. Сегодня миром владеет тот, кто быстрее находит нужную информацию - это функция "большого пальца". Значит, наша задача меняется: теперь нам нужно не столько заложить в человека определенный объем знаний, который постоянно возрастает, а научить его находить нужную информацию". "Что такое big finger? Это те, у кого есть мобильные телефоны, или, может быть, это люди, которые быстро впитывают знания, то есть воспринимают большие потоки информации? Но разве в нашем поколении не было таких людей? - спрашивает Павел Павлович Пилипенко, ректор Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова.- Просто сейчас у молодежи есть возможность реализовать таланты благодаря появлению высоких технологий. И главное - не упустить в процессе перестройки внимание к личности". "Современная американская система обучения, особенно бизнес-образование, учитывает не столько IQ, сколько AQ, эмоциональный интеллект. Специалист в любой сфере должен уметь управлять собственными эмоциями, и для российского персонала это тоже важно" , - добавляет П. П. Пилипенко. "Подстраиваться под нынешнее поколение не стоит, - уверен ректор Финансовой академии при правительстве РФ Михаил Абдурахманович Эскиндаров. - Наоборот, если мы будем продолжать эксперименты с образованием, молодежь пострадает в первую очередь. Пример тому - царящая неразбериха с переходом на двухуровневую систему". Так, "нам предлагают всех назвать бакалаврами экономики - финансистов, налоговиков и специалистов бухгалтерского учета, десятки специальностей и специализаций долой. Дать им общее экономическое образование, и пусть они на производстве получают специальность. Мы настаиваем на том, чтобы сохранилось профильное образование, чтобы студент получил какие-то профессиональные навыки в вузе, прежде чем выходить на рынок труда. Тем более, - добавляет он, - что после вступления России в ВТО этот рынок станет более жестким, появится конкуренция со стороны западных специалистов, имеющих совершенно четкую специализацию". По словам Анатолия Николаевича Геращенко, ректора Московского авиационного института, приход нового поколения не повлечет перемен в системе образования - "мы и так переходим на новые информационные технологии". "Возможно, самое большое отличие нынешних студентов от нас в студенческие годы в том, что люди выросли в совершенно иных условиях, в новой, либеральной системе, с большим количеством свобод. Но в каждом поколении есть талантливые люди, средние и бездари - и впредь так будет, человечество в этом смысле ничто не изменит" , - говорит Владимир Константинович Егоров, ректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. "Новое поколение отличается стремлением к карьерному росту, креативностью мышления, желанием сформировать в себе качества лидера, - замечает Михаил Яковлевич Иоффе, ректор Института экономики и финансов "СИНЕРГИЯ". - Новая система образования, по его мнению, повысит столь необходимую экономическую мобильность студентов, которые смогут учиться в любом вузе, городе или стране". И все же современная молодежь - "поколение замечательное, - с чувством говорит Алексей Григорьевич Забелин, ректор Московской Финансовой юридической академии. - Сам человек не изменился со времен Геродота, меняются лишь времена". "Нынешнее поколение живет не в безоблачное время. Это совершенно другая, конкурентная среда, где знания влияют на качество жизни, если они востребованы. А если они не могут быть применены, то это трагедия. Для нынешнего поколения гораздо важнее правильный выбор траектории получения образования, как попытка обезопасить себя от возможных вызовов времени" , - уверен Ефим Иосифович Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета. Система образования должна соответствовать вызовам времени. И в этом смысле ее необходимо постоянно совершенствовать. Ректор Московской государственной юридической академии Виктор Владимирович Блажеев уверен, что под воздействием объективных процессов, происходящих в обществе, возникла новая формация студентов-юристов: "Это хорошо информированные, свободно мыслящие люди, знающие иностранные языки и т. д. ". Но наряду с этим В. В. Блажеев с сожалением признает, что таких ребят не очень много. "Вступительные экзамены показывают, что уровень школьной подготовки абитуриентов с каждым годом падает. Следует принимать срочные меры для того, чтобы решить проблемы школы. В противном случае это неизбежно приведет к существенному снижению уровня высшего профессионального образования в стране". "Новое поколение по нескольким критериям превосходит предыдущие, - признает Евгений Вазгенович Оганесян, ректор Московского социально-гуманитарного института. - Во-первых, более высоким уровнем образованности в целом; во-вторых, широтой кругозора; в-третьих, смелостью. Благодаря этим достоинствам, а также знанию иностранных языков нынешнее поколение умеет быстро принимать решения и осваивать целые направления деятельности. Но если нынешнее поколение не будет находиться между молотом и наковальней, то есть между государством, которое не создает условий для работы, и между, условно говоря, криминалом, который не создает условий для жизни, то оно сможет принести много пользы нашей стране". Соглашается с ним и Вагиф Дейрушевич Байрамов, ректор Московского государственного социально-гуманитарного института. "Есть вещи, характерные для каждого времени, и с некоторыми из них мне трудно смириться. К примеру, распри национального характера, вызывающие у меня справедливое негодование. Пока о толерантности, свойственной Европе, мы можем только мечтать" , - заключает он. Время диктует свои требования к образованию, и им приходится соответствовать. XXI век - век нанотехнологии, но это не значит, что надо сжигать мосты и уничтожать все, что было создано в нашем обществе, уверены эксперты. Необходим поэтапный переход к новым формам обучения, специализации, повышении квалификации, создание научных центров и лабораторий при вузах - все это должно постоянно совершенствоваться. "И дело здесь не в поколении "большого пальца" , - замечает Наталья Владимировна Тихомирова, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). - Если человек прогрессивен, он прогрессивен в любом возрасте и в любое время. А на вопрос о смене системы образования ответ очевиден: да, придется, потому что общество стало информационным. Современные студенты активно пользуются электронными и информационно-коммуникационными технологиями. Сегодня важна скорость передачи и усвоения знаний. А это невозможно без технологий электронного обучения" , - заключает она. Поколение самоуверенных людей удивляет Владимира Семеновича Балабанова, ректора Российской академии предпринимательства. "Самоуверенность молодого поколения проявляется в профессионализме, и это плюс. Единственный минус - молодые люди перестали получать информацию из бумажных носителей. Все стремятся к компьютеру, в результате отвыкают от логического мышления, потому что способны только принимать информацию". В любом случае "студенты - это продукт вузов, - говорит Алла Петровна Балакина, ректор Всероссийской государственной налоговой академии Министерства РФ по налогам и сборам. - И у нас, и на Западе встречаются студенты, которые учатся или бьют баклуши. Если говорить о тех, кто серьезно относится к учебе, то качество их подготовки почти одинаковое и у нас, и в Европе. Какие-то моменты лучше у них, какие-то - у нас. Но вместе с тем я уверена, что ломать систему под одно поколение нельзя. Необходимо использовать современные методы и технологии". "Наше поколение, выросшее в советское время и испытавшее на себе влияние мощной тоталитарной системы, страдало очень многими комплексами. И у большинства представителей поколения они сохранились до сих пор, - делится своим мнением Сергей Николаевич Красавченко, ректор Международного университета в Москве. - Это и страх перед государством, и отсутствие независимости, и ограниченность в принятии решений, и целый ряд других. Нынешнее поколение превосходит мое, в первую очередь по уровню свободы, а свобода создает условия для творческого подхода к жизни, образованию. Вместе с тем и у этого поколения, насколько я могу судить по нашим студентам, много общего с моим поколением - и в плане личностных ценностей, и в отношении к обществу, к своей стране". "Молодые люди отличаются тем, что современная российская школа, к сожалению, дает им меньше знаний, - считает А. А. Федулин ректор Российского государственного университета туризма и сервиса. - В университет нередко приходят абитуриенты, способные свободно общаться с компьютером, но не способные взять в руки обыкновенную ручку и более или менее грамотно написать на бумаге пару предложений. С другой стороны, - рассуждает он, - это поколение отличается от нас, более романтичных и склонных к идеализму, практицизмом, мотивированностью, нацеленностью на вполне конкретный жизненный результат. Но в этой ситуации не надо менять систему образования, вполне достаточно корректировки" , - заключает он. С ним согласен и Анатолий Константинович Корсаков, ректор Российского государственного геологоразведочного университета: "На кнопки нажимать - это хорошо, но только этого мало. К сожалению, я не заметил, чтобы студенты в связи с появлением этих технологий стали более образованными, грамотными. Иногда студенты не знают каких-то элементарных вещей, что вызывает только удивление". "Самое главное - брать в существующей системе полезное зерно и не копировать бездумно западный формат (я имею в виду переход на двухуровневую систему образования). Надо брать самое лучшее, что применимо в наших условиях" , - уверен Виктор Алексеевич Демин, ректор Московского государственного индустриального университета. По мнению Анатолия Константиновича Корсакова, ректора Российского государственного геологоразведочного университета: "Сегодня при существующей нищей системе образования на бюджетные деньги вузы готовят специалистов - хороших, плохих, но готовят. И этих специалистов частные компании берут бесплатно безо всякой отдачи. Какой смысл этим компаниям вкладывать деньги в студентов? Они все равно за определенную заработную плату выберут себе лучших. Поэтому нужна более продуманная политика государства в отношении образования. Сейчас это падение - пока плавное и пропорциональное, но может сойти и лавина. Преподаватели катастрофически стареют, сегодня в нашем университете очень много педагогов в возрасте за 70 лет". "Я думаю, это вопрос смены поколений, а не системы, - рассуждает ректор Московского института экономики, менеджмента и права Артемий Владимирович Никитов. - Меняются некоторые технологии, это правда, как меняется мир вокруг нас. Объем информации увеличивается в разы. И людям необходимо ориентироваться в нем. Для этого нужны новые средства связи, компьютеры. И преподаватели вузов должны уметь ими пользоваться". "Есть поверхностные отличия, которые действительно связаны с тем, что нынешние студенты и школьники очень быстро овладевают современными технологиями, - говорит ректор МИСИС Дмитрий Викторович Ливанов. - Делать все очень-очень быстро - это поверхностное свойство. Если же говорить о способности к аналитической работе, об умении решать задачи, то я бы не осмелился утверждать, что есть какая-то большая разница между поколениями, - замечает он. - Наша задача - сделать так, чтобы образование было для человека шагом в успешное будущее. Логика проста: чем успешнее образовательная организация выполнит свою работу, тем успешнее будет человек в профессии". "Конечно, у нас есть опыт, мудрость, мы умеем поставить задачу, но всегда ее можем решить, - говорит Станислав Леонидович Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС (институт). - А вот эти молодые ребята дают столько вариантов решений, что я диву даюсь. Но что значит менять под них систему образования? Не ломать - корректировать. Учитывать способности молодых коллег надо обязательно!" По словам ректора МГСУ Валерия Ивановича Теличенко, новое поколение отличается только тем, что оно современно, более информировано и тем самым более подвержено воздействию со стороны окружающего мира. "Мы были менее информированы и больше верили родителям, учителям, книгам, обществу. Сегодня молодой человек больше верит самому себе. А вот где он черпает эту веру - ответ неопределенный. В остальном (в стремлениях, желаниях, чувствах, способностях, талантах) сегодня студенты ничем не отличаются от моего поколения в молодости". Как показывают исследования, около 60 %, то есть основная масса, - это среднестатистические студенты, наиболее способных и талантливых всего около 20 %. "Примерно те же цифры были и в советское время, - замечает Владимир Викторович Таболин, ректор Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы. - Но, к сожалению, мы вынуждены признать, что школа дает нам иногда очень некачественных студентов. Тем не менее это наши студенты, и мы обязаны их у себя удержать. Тем самым мы даем шанс каждому, потому что доступность образования - это основа развития. Но мы еще только на самом пороге тех кардинальных изменений, которые должны произойти в образовании" , - признается он. С этим мнением согласны и большинство экспертов рынка образования: российское высшее образование сегодня - это в гораздо большей степени институт социальной консервации, чем "социальный лифт" и "тренировочная база" для самореализации в жизни. |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |