Пресс-центр
Карьера, № 1 (108), Менеджеры на связи
09 января 2008
По данным экспертов, за последний год рынок телекоммуникаций только в области услуг вырос на 30% и достиг размеров 6% ВВП. Для сравнения — в развитых странах этот показатель составляет 6–10%.
При таких темпах роста неудивительно, что спрос на хороших специалистов в два-три раза превышает предложение. Что же обязаны знать IT-управленцы?
«В последние два-три года вопрос «Ты — МВА?» стал неким паролем, мгновенно переводящим взаимоотношения с партнерами на другой уровень.
Проблемы организационных структур, интеграции, оптимизации, внедрения и т.д. становятся очевидными. Встреча плавно перетекает в разговор двух уверенных в себе людей, видящих решение бизнес-задач в одинаковом ракурсе», — рассказывает Алхас Мирзабеков, заместитель генерального директора компании «СУ29-Телеком», выпускник Школы IT-менеджмента АНХ при правительстве РФ. В бизнес-школе не только учат видеть общую картину бизнеса компании (позиционирование, бизнес-цель, конкурентов, партнеров, потребителей и т.д.), но и прививают внимание к мелочам, учат не упускать ни одной детали. Все эти знания позволяют уютно и уверенно чувствовать себя в любой компании. По словам Элеоноры Вергилес, директора Института магистерской подготовки МЭСИ, сегодня программы МВА со специализацией в сфере IT и телекоммуникаций популярны не только среди специалистов соответствующего профиля, но и у представителей финансовых, кадровых и других служб компании. «Среди наших слушателей есть даже главные бухгалтеры», — говорит она.
Чем же так привлекательны эти программы MBA?
Дело техники
Многие уверены: если человек работает в IT-компании, значит, он «технарь». Возможно, для младших должностей это и справедливо, но в отношении управленцев более чем спорно. Например, для CIO (руководитель информационной службы, отвечающий за создание и использование информационных ресурсов компании) большее значение имеет финансовое образование, поскольку его интересы — в сфере бизнес-задач компании. «Да, большинство наших слушателей имеют техническое образование. Но если рассматривать западный опыт, там значительная часть тех же CIO — гуманитарии», — отмечает Татьяна Соколова, директор программы MBA CIO Школы IT-менеджмента АНХ при правительстве РФ. В последнее время число IT-менеджеров, не имеющих технического образования, растет и в России.
По мнению Юлии Малинской, директора по персоналу «Квазар-Микро», отчасти это — признак усиления зависимости бизнеса от информационных технологий. Именно поэтому от CIO и других специалистов требуется прежде всего понимание того, как работает компания, а не знание технологий как таковых. Технические знания приобретаются в процессе работы.
Татьяна Соколова подтверждает: «Даже если у наших слушателей первое образование гуманитарное, медицинское или какое-либо другое, но не техническое, по роду своей деятельности они все равно занимаются IT (продвижением, продажами и т.д.), поэтому для них это не новая область знаний».
«Уровень образования IT-специалиста во многом зависит от выполняемых им задач, — уверен Александр Чачава, президент LETA IT-company. — Пропорционально росту задач базовое техническое образование неплохо дополняется специализированными бизнес-курсами».
«За три года обучения я открыл для себя много нового, — рассказывает Алхас Мирзабеков. — В частности, финансы и инвестирование на практике оказались очень интересным занятием. Полученные знания помогли мне провести сделки по слияниям и поглощениям. Я стал специалистом по кризис-менеджменту, научился сочетать тактику со стратегией, учитывать интересы сотрудников, партнеров и инвесторов, управлять изменениями — в общем, управлять компанией, как капитан кораблем».%S%Мало иметь, надо грамотно использовать
Существует несколько типов MBA-программ, и различаются они прежде всего целевой аудиторией. «По нашим оценкам, только в Москве в этом году появилось 13–15 новых программ МВА в области информационных технологий», — уверяет Татьяна Соколова. Некоторые из них направлены на подготовку IT-менеджеров (руководителей проектов, бизнес-аналитиков и т.д.), другие созданы для руководителей высшего звена (топ-менеджеров и собственников). Одни специализируются на IT, другие на телекоммуникациях, третьи сочетают оба направления. «Сейчас идет конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий, — объясняет Константин Самуйлов, научный руководитель программы МВА-Telecom Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», консультант компаний «Гипросвязь» и «Амбиком». — Не зря в России отрасль называется «информационные технологии и связь». Да и вместо английского IT все чаще используют термин ICT (Information and Communication Technologies)».
Меняется не только терминология, но и отношение к самому понятию «информационные технологии». «Если еще недавно они технологии воспринимались как инструмент обеспечения конкурентных преимуществ предприятия, — говорит Наталья Павленкова, директор по маркетингу по России, странам СНГ и Прибалтике компании TANDBERG, — то сегодня многие участники рынка сходятся во мнении, что преимущества дает не само по себе наличие информационных технологий, а высокая эффективность их использования. Соответственно, оптимизация работы IT-департамента связана с переходом на сервисную модель организации IT-услуг с помощью применения современных ITSM-методов управления. А практика использования таких методов в бизнесе современного предприятия подробно рассматривается в рамках программ MBI».
«В большинстве компаний наличие степени для управленцев пока не является обязательным требованием, — отмечает Юлия Малинская. — Вместе с тем уже сейчас очевидно, что спрос на таких специалистов будет только расти. Связано это в первую очередь с тем, что бизнес становится более зрелым — растут и сами компании, и их конкуренты. Руководить становится все сложнее: управление по наитию, во многом опирающееся на личный опыт, уже недостаточно эффективно. Кроме того, интеграция российского бизнеса в мировую экономику требует от менеджмента понимания общих правил игры: работая с международными партнерами приходится говорить с ними «на одном языке», а значит, отечественные управленцы вынуждены проходить ту же школу, что и их западные коллеги».
«Школа дала нам русский аналог западного бизнес-образования. И, учитывая глобализацию мировых процессов, было интересно узнать опыт, ценности, приоритеты Европы, Китая и Америки», — подтверждает Алхас Мирзабеков.
От каждого по потребностям
Но далеко не все программы МВА со специализацией в сфере IT и телекоммуникаций опираются на западные аналоги. Кроме того, бизнес-школам приходится учитывать порой противоречивые интересы слушателей. Так среди посетителей дня открытых дверей вполне можно встретить человека из IT-компании, который хочет заняться стратегией и маркетингом. Или представителя компании–системного интегратора, которому важно знать, как управляется телекоммуникационная компания изнутри.
«В этом году мы примерно на 10% изменили учебный план, — рассказывает Константин Самуйлов. — И при этом учитывали потребности слушателей. Если раньше довольно много внимания уделялось маркетинговому направлению, то сегодня для слушателей более важны дисциплины, в которых рассматриваются вопросы регулирования отрасли: правовые, экономические аспекты, вопросы, связанные со стратегическим управлением».
«Наш контингент очень сильно отличается от слушателей других программ, — отмечает Татьяна Соколова. — Во-первых, к нам приходят люди, 95–98% которых — технические специалисты, как правило, прошедшие путь от программиста или системного администратора до руководителя IT-службы или IT-директора. Наша задача — научить их основам бизнеса: финансам, экономике, организационному управлению, управлению людьми.
Принято считать, что «айтишники» говорят на своем языке. Мы должны научить их говорить с финансистом на языке финансов, с генеральным директором — на языке бизнеса, с клиентами — на языке выгоды и контракта».
«IT-менеджер сегодня — прежде всего профессионал, работа которого совмещает в себе обязанности менеджера и IT-специалиста, — говорит Александр Чачава. — Его деятельность находится на стыке технологий и бизнес-процессов компании, а от работы инженера она отличается большей ответственностью и напряженностью».
Программы развиваются с той же скоростью, что и сами информационные технологии: меняются содержание программ, состав слушателей. Во многом возросшее внимание компаний к IT связано с тем, что в современном мире бизнеса именно информация становится главным активом компании и ее основным конкурентным преимуществом.
К сожалению, далеко не все выпускники программ МВА и MBI это понимают. По данным исследований, 70% людей получает бизнес-образование просто в расчете на рост заработка и лишь 30% хотят приобрести новые знания и навыки. А зря: платят-то чаще всего не за степень, а за умение.
Автор: Наталья Клименко все публикации
|