Распечатать

Пресс-центр

Обучение в России № 11, 2004 «Образованный бизнес»

05 ноября 2004

Новое время порождает новых героев. Россия учиться не только работать - вкалывать до седьмого пота у нас всегда умели, - но и зарабатывать, то есть обращать собственный труд на пользу себе, а не только государству, что в исключительной степени приветствовалось в СССР. Соответственно, на первый план выходят люди, которые умеют зарабатывать, управлять, организовывать. Вы заметили, в последние два-три года потеряли популярность анекдоты про новых русских. В середине 90-х бизнесмены, предприниматели, коммерсанты изображались эдакими туповатыми распальцованными субъектами с криминальными наклонностями и средне-специальным образованием. Бизнес начала XXI века строится уже по общепринятым в мире законам и стандартам. Этот бизнес - серьезная наука, а чтобы данной наукой заниматься, необходимо к уже имеющимся знаниям присовокупить бизнес-образование. Отечественный бизнес становится образованным.

История
Стандарт бизнес-образования - это МВА, то есть получение степени мастера делового администрирования. Бизнес-школы и МВА придумали американцы. Уже свыше 60 лет в США действуют Executive MBA - программа обучения для гендиректоров компаний, топ-менеджеров: для собственников и высшего управленческого аппарата. Европейцы отстали лет на двадцать. В Советском Союзе бизнес находился под запретам, поэтому обучать премудростям предпринимательства было практически некого. Существовали, правда, институты повышения квалификации, но в условиях отсутствия конкуренции они превращались в дополнительный оплачиваемый отпуск.
Надо сказать, что отечественное бизнес-образование появилось в период расцвета кооперативного движения, таким образом чуть ли не опередив легальное зарождение бизнес-сообщества. Еще в 1988 году в Москве открыли Высшую школу международного бизнеса при Академии народного хозяйства и Высшую коммерческую школу при Министерстве внешнеэкономических связей. Тогда же была создана Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС». Собственно, звание высшей школы «МИРБИС» получил семью годами позже, а в то время был реализован советско-итальянский проект-организация Международного центра экономических исследований и подготовки кадров. Год спустя здесь разработали первую в стране программу МВА. Что весьма показательно, программу создали, а студентов, способных обучаться бизнесу, итальянцы искали по всему Союзу. Нашли... 133 человека, которым следовало пройти предварительный подготовительный курс. В результате к обучению по программе МВА допустили лишь 13 человек! Часть из них к тому же не располагала средствами для оплаты бизнес-образования, и за них расплатились сами организаторы!

Теория
Бизнес-образование - обучение последипломное. Чтобы стать студентом МВА, нужно иметь, по крайней мере, двухлетний стаж работы в сфере предпринимательства. Для Executive MBA этот ценз увеличивается до 4-5 лет в российских бизнес-школах. А в лучших западных бизнес-школах стаж коммерческой деятельности для зачисления в «бизнес-студенты», как минимум, 10 лет. Стало быть, будущий студент-человек очень занятой, график работы у него напряженный, работа нередко сопряжена с известными рисками. Кроме того, обучение стоит немалых денег. На Западе это в среднем 50-65 тысяч долларов, причем верхняя ценовая планка может достигать и ста тысяч. В России несравнимо дешевле - 6-14 тысяч долларов, что, однако, по российским меркам также очень недешево. Так почему не выбрать или второе высшее образование, или аспирантуру?
Потому что бизнес - особый вид деятельности. Ему в аудиториях научиться невозможно. Серьезная предпринимательская деятельность - это умение управлять и принимать управленческие решения. Зачастую в условиях повышенного риска, дефицита времени на обдумывание и далеко не всегда четко работающих законов. Коммерсант, чтобы быть успешным, обязан в совершенстве владеть искусством стратегического менеджмента - разработки генерального плана развития и продвижения бизнеса. Он должен уметь управлять финансовыми потоками, инвестициями, системой маркетинга продукта, человеческими ресурсами. Он обязан уметь управлять самим собой, потому что, когда на карту поставлены миллионы, эмоции - плохой советчик. Конечно, существует институт помощников, экспертов, консультантов. Но какой же солидный бизнесмен поставит себя в полную зависимость от знаний, умений и степени порядочности другого человека!
Считается, что западные бизнес-школы значительно лучше российских. Просто потому, что на западе МВД преподают несколько десятков лет. Но эти школы, естественно, нацелены на международный бизнес. Если есть намерение и карьеру делать в западной компании, диплом западной школы будет для этого лучшим подспорьем. Но если карьера прочно связывается с Россией, далеко не факт, что работодатели на родине сильно обрадуются престижному диплому зарубежной бизнес-школы. Слишком далеки они там от наших специфических проблем. Программы МВА российских бизнес-школы, напротив, этой специфике ведения бизнеса уделяют первоочередное значение. Потому что у нас нельзя быть удачливым предпринимателем, не умея выстраивать хорошо продуманных отношений с государством, чиновником, правоохранительными органами, с судебными и налоговыми инстанциями и т.д.
Программа МВА - это сочетание теоретических знаний с кейс стади, то есть с разбором практических ситуаций, имевших место в реальном бизнесе. Западные школы имеют пока преимущество перед нашими во многом и потому, что бизнес-история у них значительно длиннее и этих самых кейсов несравнимо больше. Но опять же, кейсы полезны применительно к местным условиям хозяйствования. И потом - с каждым годом их число растет, ведь каждый новый учащийся делится конкретными ситуациями, происходившими в его бизнес-практике. Разбор кейса - это своеобразный мастер-класс. Студенты анализируют реально возникающие проблемы, ошибки, допущенные при решении этих проблем и способы правильного разрешения ситуации. Таким образом они обзаводятся своеобразной мысленной картотекой сложных ситуаций, которые могут возникнуть в работе фирмы, и алгоритмами выхода их этих ситуаций.
Кроме того, программы МВА предусматривают совместное решение студентами тех или иных бизнес-задач. Это может быть, например, обоснование проекта продвижения на рынок нового продукта, или финансовая оптимизация деятельности компании, или разработка эффективной рекламной кампании. Будущие и настоящие капитаны бизнеса получают навыки командной работы, выработки решений. Они учатся слышать чужое мнение, наблюдают за манерой и приемами ведения дела другими, сравнивают их с собственными приемами, вычленяя характерные просчеты - как свои, так и чужие. Наконец, студенты приобретают столь ценные в бизнес-среде связи неформального характера.

Практика
Итак, предприниматель, топ-менеджер, руководитель отдела продаж, проекта, направления и т.д. решает стать студентом программы MBA, то есть собирается инвестировать средства в самого себя, поскольку хорошее образование в сочетании с приобретением новых полезных контактов-это хороший объект для вложения капитала. Москва и Санкт-Петербург предоставляют достаточно широкий спектр разнообразных МВА-программ. Наиболее известные, зарекомендовавшие себя - это программы высшей школы бизнеса «МИРБИС», Высшей коммерческой школы при Министерстве экономического развития и торговли, Американского института бизнеса и экономики, Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при российском правительстве, Всероссийской академии внешней торговли, Государственного университета - Высшей школы экономики и ряда других учебных заведений.
Учитывая график работы потенциальных студентов, как правило, обучение предлагается очное вечернее, очно-заочное, модульное, дистанционное, корпоративное. Срок обучения - полтора-два года. В принципе МВД-программы можно подразделить на общие - МВА-GENERAL и МВД-специализации. К примеру, Академия внешней торговли предлагает специализации в области управления международным бизнесом; маркетинга; финансов. Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ разработала солидную программу «Общий и стратегический менеджмент». Программа нацелена на совершенствование управленческих навыков как собственников компаний, так и высшего руководящего персонала. Среди изучаемых дисциплин и курсов - финансовый менеджмент, разработка и принятие управленческих решений, управление проектами и бизнес-среда, маркетинг и пр. Любопытно, что значительная часть преподавательского состава этой школы, кроме того, занимается практическим бизнес-консультированием. Теория дополняет практику.
Московская международная школа бизнеса «МИРБИС» предлагает 13 специализаций по программа МВА. Среди них - «Финансы» , «Маркетинг» , «Управление человеческими ресурсами» и др. Занятия подразделяются на четыре семестра. Первый из них посвящен изучению базовых дисциплин. Это предпринимательское право и финансы, макро- и микроэкономика и др. Во втором семестре студенты глубоко изучают с различными аспектами менеджмента - стратегического, операционного, финансового, это и управление компанией, человеческими ресурсами ипр. Далее наступает очередь специализаций. Например, эффективность управления и анализ работы по управлению человеческими ресурсами, стимулирование персонала, планирование управления этим видом ресурсов и т.д. В четвертом семестре студенты проходят стажировки.
А теперь наложите мысленно на все эти теоретические дисциплины практические кейсы, командно-управленческие игры по управлению ситуацией, компанией, стратегией продвижения продукта на рынок. Студент, что называется, набивает руку на разрешении сложных ситуаций. А успешный бизнес - это и есть постоянное решение разной сложности управленческих задачек. Чем быстрее и успешнее управленец расправляется с этими задачами, тем больше он ценится работодателем, тем щедрее оплачивается его труд, тем выше репутация, тем скорее совершается продвижение по служебной лестнице.
Executive MBA - следующий этап бизнес-образования. Эти программы предназначены для руководителей фирм, корпораций, генеральных директоров. Они дороже «обычных» МВА-программ. Обучение - модульное. То есть полуторо-двухгодичное обучение разбивается на короткие (от 1-2 дней до двух недель), но весьма насыщенные курсы-циклы. В промежутках президенты и гендиректора учатся самостоятельно.
Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве России разработал первую в нашей стране ЕМВА. Называется она «Стратегическое управление» и создана вместе со Школой менеджмента университета бельгийского города Антверпен. Занятия ведутся на английском языке. Российских преподавателей здесь половина. Не менее 40% всего времени обучения студенты заняты управленческими тренингами, деловыми играми. Также почти половина учебного времени программы ЕМВА Стокгольмской школы экономики, чей филиал находится в Санкт-Петербурге, отводится под практические занятия. Студенты изучают такие дисциплины, как формирование бизнес-стратегии и реализация бизнес-стратегии, международный менеджмент и консалтинг. Управленцы высшего разряда, моделируя различные ситуации, закрепляют навыки принятия управленческих решений. Ведь главе холдинга, президенту транснациональной корпорации, даже топ-менеджеру средней руки компании не обязательно знать частности, относящиеся к конкретному виду производства. В том-то и дело, что управленческие технологии, как бы сложны они ни были, универсальны. Управленец должен указать путь решения проблемы, технологию достижения результата, а уж исполнение приказов управленца - прерогатива соответствующих служб. И если управленец - мастер, стало быть, он сумеет подобрать такую команду, которая, повинуясь его дирижерской палочке, досконально выполнит по указанной технологии всю цепочку операций.

Кроме того...
Естественно, что программами МВА бизнес-образование не исчерпывается. Если мы очень условно уподобим мастера делового администрирования доценту в области бизнеса, то специалист, имеющий степень DBA - доктор делового администрирования, - пожалуй может быть оценен, как профессор бизнеса. Это, что называется, элитарное бизнес-образование. Естественно, что на получение степени DBA могут рассчитывать только профессионалы, добившиеся в бизнесе значительных успехов, сделавшие себе имя. Зачем этим успешным людям еще одна степень? Чем выше продвигается по карьерной лестнице человек, тем большее значение для него имеют вопросы престижа. Во-вторых, слишком быстро в наше время меняются ситуации, экономические и политические конъюнктуры. Гигантскими темпами увеличиваются объемы новой информации, которые необходимо успеть анализировать. Грамотный профессионал, добившийся солидных успехов, никогда не станет почивать на лаврах, в противном случае он рискует быть свергнутым с Олимпа.
Обучение по программе DBA позволяет «вечному студенту» держать в тонусе интеллектуальные потенции, получить новый объем знаний стратегического характера, который, быть может, даст новый импульс развитию уже устоявшегося бизнеса, откроет заманчивые перспективы. А ведь профессионал бизнеса должен просчитывать ситуацию на много шагов вперед.
Среди заслуживающих внимания российских программ - DBA-программа, предлагаемая Высшей коммерческой школой при Министерстве экономического развития и торговли России. Естественно, программа уделяет внимание вопросам глобального развития мощных компаний и корпораций, эффективности поглощения компаний, создания и работы холдингов. Аналогичные акценты отличают DBA-программу Высшей школы корпоративного управления Академии народного хозяйства при российском правительстве. Надо сказать, что обучение по программам получения степени доктора делового администрирования строится на индивидуальной основе. Индивидуальна и цена, которая существенно выше стоимости программ МВА. Но и продолжительность обучения по DBA значительно выше: от двух с половиной до четырех лет.
Образовательный рынок предлагает также огромное количество краткосрочных бизнес-программ. Как их оценивать? Этозависит от уровня и места преподавания. Важно понять, что различные курсы, тре-нинги, факультеты повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки популярны не как дань моде: мол, у тебя десять сертификатов, а у меня их 25. В самом деле, возникают ситуации, когда специалисту нужно углубить знания в какой-то конкретной, узкой области. Либо, напротив, сфера интересов- целая профессиональная область, и человеку требуются обзорные, общие сведения в этой области. Ну не будет же он при этом поступать на двухгодичную программу МВА, тем более что и заплатить за нее могут не все. И далеко не каждый работодатель согласится оплатить сотруднику МВА-обучение.
Скажем, Высшая коммерческая школа предлагает такие краткосрочные курсы, как «Эффективный менеджмент» (102 учебных часа) или «Управление человеческими ресурсами» (72 часа). Институт повышения квалификации Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики, к примеру, программу «Электронные расчеты в коммерческой деятельности», рассчитанную на два месяца. Курсы повышения квалификации Высшей школы бизнеса «МИРБИС» продолжительностью 1,5-2 месяца отличаются разнообразием: это маркетинг, логистика, новейшие методы управления фирмой. Американский институт бизнеса и экономики разработал специальные программы по маркетингу, корпоративным финансам, бухгалтерскому учету. В последние годы все больший размах получает так называемое корпоративное обучение. Представим себе, что руководитель компании стал мастером делового администрирования. У него появилось множество новых управленческих идей. Но их же кто-то должен реализовывать. Кто-то - это команда. Чтобы воплотить в жизнь новые идеи руководителя, сотрудники обязаны овладеть новыми знаниями, причем все сразу и как можно быстрее. Что делать? Обратиться к фирме, специализирующейся в сфере корпоративного обучения. Фирма исследует структуру компании заказчика, ее персонал и организует тренинг-обучение. Тренинги могут быть в области продаж и иностранных языков, маркетинга и навыков обращения с клиентами, ведения переговоров и этикета...

Как результат
Итак, российский рынок бизнес-образования стремительно развивается. Совсем недавно лишь единицы обладали дипломами мастера делового администрирования.
Сейчас желающих становится все больше и больше. Почему? Потому что поменялась система ведения бизнеса: она требует современных знаний, быстроты реакции, устойчивости к стрессам. А наиболее устойчив в сложной ситуации профессионал: ведь человека прежде всего страшит неизвестность. Профессионал же, опираясь на свои знания и практический опыт, в состоянии просчитать ситуацию, предвидеть маловероятные ситуации и быть к ним готовым, имея и на этот экстремальный случай алгоритм поведения. Все это возможно, если человек подготовлен - усиленной работой ума, требующейся на серьезных программах обучения. Таже МВА позволяет открыть новые подходы к казалось бы старым и трудно разрешимым прежде проблемам. Значительно возрастает креативность мышления. Да просто возрастает вера в себя. Естественно, что умения, полученные в процессе МВА-обучения, будут способствовать продвижению по карьерной лестнице. Конечно, МВА (или краткосрочные бизнес-курсы) - вовсе не панацея. Это лишь способ продвижения по лестнице успеха. Изменить человека как личность никакие МВА не силах. И потом, следует рассчитывать силы: учиться надо тогда, когда это действительно надо. И если вы еще в бизнесе молокосос, не стоит тратить большие деньги на МВА: приобретите сначала практический опыт. Не позволяйте себя обманывать, «покупаясь» на рекламу краткосрочных курсов: броская реклама не для вас. Проверьте, какие в реальности знания вам дадут за ваши реальные деньги.
Однако надо признать: отечественный бизнес, быть может, еще не достиг правовой состоятельности бизнеса западного. И о понятиях вместо законов у нас еще не забыли. Но неучам в сегодняшнем бизнесе уже делать нечего. Бизнес становится образованным. Временя халявы, когда миллионы сыпались с неба, больше не вернутся.

Валентин Ильичев

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru