Пресс-центрЭкспертное мнение Екатерины Лисицыной газете "Газета". Статья "100 баллов по шкале здравого смысла". 2 мая 2009 г.03 июня 2009
100 баллов по шкале здравого смысла
Вопрос соответствия экзаменационных оценок реальному уровню подготовки студентов и выпускников в системе российского образования всегда стоял достаточно остро. В поисках оптимальной формулы оценки предлагали самые разнообразные форматы: устные проверки заменяли письменными, внедряли системы запечатанных конвертов и зашифрованных фамилий, а также активно продвигали тесты. По мнению специалистов, сегодня самой сложной областью, в которой необходимо использовать особые подходы к оценке результатов обучения, является бизнес-образование. Менеджмент - тонкая сфера деятельности, в которой существует не одно, а целый спектр возможных решений. Поэтому к студентам бизнес-школ практически неприменимы тестовые методы и субъективное отношение на экзаменах.
Знать или уметь? Смысл любого экзамена заключается в определении, достиг ли выпускник целей, поставленных перед ним учебным заведением. Исходя из этого принципа экзамены в вузах коренным образом отличаются от итоговых и промежуточных аттестаций в бизнес-школах. Цель высшего образования, за которую ему часто достается от работодателей, - передать студентам только теоретические знания в области той специальности, которую они выбрали, и проверить, насколько хорошо студенты владеют предложенной информацией. Однако дальнейшая профессиональная деятельность выпускников происходит на стыке дисциплин, изученных в вузе. И уже от способностей выпускника зависит, насколько умело в своей практике он сможет оперировать полученными знаниями. Бизнес-школы, отдавая себе отчет, что у них за партой сидит студент, нацеленный на получение скорейшего результата от своего обучения, не могут себе позволить пространных лекций о менеджменте. Хотя многие бизнес-школы, придерживающиеся классической модели образования, все же такими лекциями грешат. «Обучение в прогрессивных бизнес-школах строится на отработке навыков ведения бизнеса, поэтому экзамены в бизнес-образовании следует понимать как работу, наглядно демонстрирующую, достигнут ли студентом тот уровень навыков и компетенций, которые требует даже не учебное заведение, а сама жизнь. Здесь практически не идет речь о проверке знаний как таковых (так как в бизнес-образовании уделяют мало времени чистой теории), но зато проверка компетенций должна проходить на высшем уровне, - поясняет ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников. - Для нас экзамен - важнейший элемент образовательного процесса, подготовка к которому заставляет студентов окончательно понять и увидеть связь между отдельными частями целого». По мнению директора Центра программ MBA (Master of Business Administration, дополнительное образование для менеджеров высшего управленческого звена) Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Екатерины Лисицыной, система оценки результатов бизнес-образования должна отличаться от вузовской настолько, насколько различны и сами системы обучения: «Мы учим наших слушателей разрабатывать и принимать решения, а не только знать определенную информацию. В каждой дисциплине есть информационная часть (направленная на передачу знаний) и управленческая (формирующая умения и навыки). И поскольку эти части должны быть едины, проверять итог обучения следует комплексно: с помощью кейсов, подготовки управленческих документов, презентации работ, решений конкретных примеров и тестирования». ..........
|
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |