Распечатать

Пресс-центр

Обучение в России №2, 2005 "Мастер бизнеса"

09 февраля 2005

Виктор Петров


Наступил 2005 год. 15 лет - это приличный срок не только для отдельного человека, но и для целой страны. Российский капитализм 1991-1993 годов в сравнении с нынешним - день и ночь. Распальцованные новые русские, тупые нувориши, получившие миллионы сомнительным путем - все эти прелести 90-х годов уходят в прошлое. Для того чтобы сейчас успеш­но делать бизнес, нужно системно мыслить и обладать большим объемом современных знаний о рынке - как отечественном, так и мировом. Такие знания практи­кующий бизнесмен может получить в бизнес-школах, обучаясь на различных программах МВА.

Система бизнес-образования формировалась в России одновременно с развитием бизнеса. Поначалу эта си­стема была скромной падчерицей западной системы образования для капитанов капитализма. Европейцы и американцы выступали в роли менторов, отече­ственным педагогам и бизнес-студентам остава­лись роли благодарных неопытных подмастерь­ев. Постепенно подмастерья становились мас­терами - Мастерами Делового Администри­рования. А система бизнес-образования вы­явила явных лидеров. Среди них - Москов­ская международная высшая школа биз­неса «МИРБИС», Высшая школа меж­дународного бизнеса, Высшая школа корпоративного управления и Инсти­тут бизнеса и делового администри­рования Академии народного хозяй­ства при российском правительстве, Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического раз­вития и торговли РФ, Государствен­ный университет - Высшая школа экономики и ряд других. Лиде­ры предлагают своим студентам программы, созданные сов­местно с европейскими и американскими коллегами, предполагающие получе­ние двух дипломов -российского и западной биз­нес-школы.

Мнение специалиста: Татьяна Иванищева, проректор Института «МИРБИС»:

В нашей бизнес школе разработаны специализированные программы МВА, в этом году наибольшее внимание было к "МВА-Финансовый менеджмент», «МВА-маркетинг», «МВА-стратегический менедж­мент».

На наш взгляд, это обусловлено развитием самого бизнеса. Глобализа­ция экономики, выход отечественных компаний на международный уровень, с одной стороны, и их работа в России в условиях неопреде­ленности - с другой, - все это предъявляет дополнительные требования к подготовке высшего управленческого состава. А программа МВА поз­воляет сформировать системный взгляд на развитие бизнеса, вырабо­тать управленческие навыки в условиях учебной среды (это возмож­ность снизить риски и «не учиться на ошибках в условиях реального времени»). Руководитель, прошедший обучение по программе МВА, увеличивает конкурентные преимущества компании и ее стоимость на рынке.

Средний возраст наших студентов 23-35 лет, стаж работы 3-10 лет, за­нимаемая должность от менеджера до генерального директора, в ос­новном это руководители отдела, директоры направлений. Обучение по программе МВА дает современному человеку необходи­мые для работы знания, перспектива карьерного роста, повышение статуса, новые связи в бизнесе.

Для большинства слушателей - необходимость, для других - дань, но модные тенденции всегда имеют реальное основание. Программы МВА института МИРБИС это - практическая направлен­ность занятий, высокий уровень преподавателей, доброжелательная атмосфера в вузе, специализации, которых нет в других вузах.

Ни одна аналитиче­ская статья, увы, не обойдется без сакра­ментальной сентен­ции: спрос рожда­ет предложение. В самом деле, бизнес в России развивался стихийно. Создавались компа­нии, банки, биржи. Люди, встававшие во главе бизнес-объе­динений, зачастую не имевшие даже диплома экономиче­ского или финансового вуза, управляли миллиардными оборотами. Знания? Это напоминало систему американ­ского фаст-фуда. Забежал, «заглотнул» за пару часов «гам­бургер» сведений об устройстве глобального международ­ного рынка или особенностях управления фирмой - вроде как поучился, даже получил сертификат, который можно на стенку повесить. Нет, конечно, краткосрочные курсы будут пользоваться спросом всегда, но только как дополнение к базовому образованию. Нынче образовательный фаст-фуд на высоком бизнес-уровне не котируется.

По статистике, среди обучающихся на различных россий­ских программах МВА, 30% -топ-менеджеры: директора заводов, руководители корпораций и собственных фирм, государственные чиновники высокого ранга- Еще 33% -представители так называемого второго эшелона управлен­ческой структуры: заместители гендиректоров и президен­тов компаний, руководители направлений, финансовые ди­ректора, начальники ведущих управлений, главы кадровых подразделений, занятых управлением персоналом, или как сейчас принято изъясняться, - человеческими ресурсами.

Почему они идут учиться? Ведь это люди (в отличие от расхожего мнения, что основная функция любого директо­ра - протирать штаны в роскошном кабинете и отдавать ду­рацкие приказы) - себе не принадлежащие, работающие по 12-18 часов в сутки. Обучение на МВА -серьезная дополнительная нагрузка. Тем не менее, в высшем руководящем эшелоне, особенно в среде людей 30-40-летнего возраста, диплом мастера делового администрирования становится все более востребованной составляющей для успешного развития своего бизнеса. Потому что в мире XXI-го века все слишком взаимосвязано. Успеха добиваются те, кто научил­ся системно мыслить, принимать стратегические решения вовремя, опираясь на проверенные схемы в сочетании с удачно опробованными новшествами. А МВА как раз и поз­воляет научиться комплексно мыслить в системе бизнеса, оперировать масштабными критериями, структурировать представления о рынке, взглянуть на собственную коммер­ческую деятельность со стороны, мыслить перспективно, от­личая тактические шаги от стратегических.

Люди, которые становятся МВА-студентами, как правило, получают диплом бизнес-мастера не для того, чтобы пре­тендовать на новую работу. Эта работа у них уже есть, при­чем работа престижная. Коммерсанты (или политики, гос­чиновники) приходят именно за знаниями - теми самыми, которые позволят им выдержать конкурентную борьбу на рынке или победить в этой экономической схватке.

Вы наверняка обращали внимание, насколько чутко реа­гируют фондовые биржи, в том числе и российские, на из­менения в политическом устройстве мира. Идет война в Ираке, меняется правительство в африканской стране, вид­ный политический деятель выступает с программным заяв­лением - резко падает или возрастает стоимость акций ве­дущих компаний. В одночасье можно заработать целый капитал или потерять целое состояние. Экономика и политика - единое целое. Рыночные правила и механизмы - сложная наука, незнание которых в большом бизнесе карается не «двойкой», а потерей своего дела, репутации, работы для служащих. Вот почему так важно свободно ориентироваться в запутанных коридорах рыночного устройства, знать все ходы и выходы, рассчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. В российских условиях эти знания требуется вдвой­не. У нас, по-прежнему, рискованно вести бизнес. У нас - специфические экономические и политические условия, климат. Суров инвестиционный климат в России. Правила игры, которые требуют досконального знания функциони­рования чиновничьего аппарата, правоохранительных и на­логовых органов, психологии российского человека - мы ведем речь, конечно, о солидном бизнесе.

За этими структурными знаниями и идут сегодня потреби­тели отечественного МВА -образования. МВА дает теорети­ческие знания ровно настолько, насколько они потребны для рассмотрения практических бизнес-ситуаций - кейсов. Стандартный бизнес - это система прецедентов, в известном смысле. Руководителям компаний крайне важно обладать информацией о том, как поступали их коллеги в той или иной сложной экономической ситуации. Как продвигали на рынок новый проект, как сумели эффективно, но в рамках закона оптимизировать налоги, каким образом смогли из разношерстного персонала сколотить мобильную высоко­классную команду. Анализируя на занятиях подобные ситуа­ции, топ-менеджер страхует себя от возможных ошибок в будущем. Кроме того, МВА - это совместное решение конкретных бизнес-задач, выработка алгоритма принятия реше­ний. Если ты топ-менеджер, кто тебе в твоей компании ос­мелится указать на ошибке - ты же сам такого критика тут же выгонишь: как же - бунт на корабле. Когда ты играешь роль студента, ты заинтересован в том, чтобы тебе указыва­ли на твои ошибки - это поможет в будущем, быть может, избежать принятия рокового неверного решения.

Грамотный, поработавший в бизнесе, умеющий считать деньги студент потребляет сегодня в России МВА-образова­ние. По российским меркам, это очень дорогое образование - $6000-13000 (конечно, с западными ценами на МВА, дохо­дящими до 100 тыс. евро за два года обучения, наши МВА-программы - «бесплатное» удовольствие). Он отлично пред­ставляет себе, для чего пришел в бизнес-школу и заплатил кругленькую сумму, и требования он будет предъявлять соот­ветственные, профанации, халтуры не допустит. Понятно, что управленец приходит на МВА для того, чтобы совершенство­вать навыки в сфере управления бизнесом. Поэтому, востре­бованы в первую очередь такие программы, как «Общий и стратегический менеджмент», «Управление российским и ме­ждународным бизнесом», «Управление человеческими ре­сурсами, «Управление инновациями и инвестициями». Все большим спросом пользуются программы МВА в отдельных областях материальной деятельности - скажем, менеджмент в строительстве или сфере гостеприимства, нефтегазовой про­мышленности или медицинском бизнесе, внешней торговле.

На МВА-образование претендуют достаточно респекта­бельные люди, да и деньги они платят достаточно «респек­табельные». Поэтому и предпочтение отдается известным учебным заведениям (о которых мы уже упоминали выше) - что называется, раскрученным, обладающим хорошей мате­риальной базой, способным привлечь к образовательному процессу известных педагогов, Очень развита в бизнес-со­обществе система рекомендаций. Если коммерсант Иванов говорит, что профессор Петров, работающий в таком-то ву­зе, - это супер, предприниматель Кузнецов тоже захочет учиться у Петрова. МВА в России очень молода. Но моло­дость - не порок, молодости свойственны обновление и не­тривиальный взгляд на изучаемый предмет, Что в сочета­нии с разумным риском и обеспечивает успех серьезному бизнесу. Вот почему в России нынче востребована серьез­ная программа МВА - не корочки, а прибыли ради. А ведь спрос рождает предложение, верно?

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru