Пресс-центрОбучение в России №2, 2005 "Мастер бизнеса"09 февраля 2005
Виктор Петров Наступил 2005 год. 15 лет - это приличный срок не только для отдельного человека, но и для целой страны. Российский капитализм 1991-1993 годов в сравнении с нынешним - день и ночь. Распальцованные новые русские, тупые нувориши, получившие миллионы сомнительным путем - все эти прелести 90-х годов уходят в прошлое. Для того чтобы сейчас успешно делать бизнес, нужно системно мыслить и обладать большим объемом современных знаний о рынке - как отечественном, так и мировом. Такие знания практикующий бизнесмен может получить в бизнес-школах, обучаясь на различных программах МВА. Система бизнес-образования формировалась в России одновременно с развитием бизнеса. Поначалу эта система была скромной падчерицей западной системы образования для капитанов капитализма. Европейцы и американцы выступали в роли менторов, отечественным педагогам и бизнес-студентам оставались роли благодарных неопытных подмастерьев. Постепенно подмастерья становились мастерами - Мастерами Делового Администрирования. А система бизнес-образования выявила явных лидеров. Среди них - Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Высшая школа международного бизнеса, Высшая школа корпоративного управления и Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при российском правительстве, Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического развития и торговли РФ, Государственный университет - Высшая школа экономики и ряд других. Лидеры предлагают своим студентам программы, созданные совместно с европейскими и американскими коллегами, предполагающие получение двух дипломов -российского и западной бизнес-школы. Мнение специалиста: Татьяна Иванищева, проректор Института «МИРБИС»: В нашей бизнес школе разработаны специализированные программы МВА, в этом году наибольшее внимание было к "МВА-Финансовый менеджмент», «МВА-маркетинг», «МВА-стратегический менеджмент». На наш взгляд, это обусловлено развитием самого бизнеса. Глобализация экономики, выход отечественных компаний на международный уровень, с одной стороны, и их работа в России в условиях неопределенности - с другой, - все это предъявляет дополнительные требования к подготовке высшего управленческого состава. А программа МВА позволяет сформировать системный взгляд на развитие бизнеса, выработать управленческие навыки в условиях учебной среды (это возможность снизить риски и «не учиться на ошибках в условиях реального времени»). Руководитель, прошедший обучение по программе МВА, увеличивает конкурентные преимущества компании и ее стоимость на рынке. Средний возраст наших студентов 23-35 лет, стаж работы 3-10 лет, занимаемая должность от менеджера до генерального директора, в основном это руководители отдела, директоры направлений. Обучение по программе МВА дает современному человеку необходимые для работы знания, перспектива карьерного роста, повышение статуса, новые связи в бизнесе. Для большинства слушателей - необходимость, для других - дань, но модные тенденции всегда имеют реальное основание. Программы МВА института МИРБИС это - практическая направленность занятий, высокий уровень преподавателей, доброжелательная атмосфера в вузе, специализации, которых нет в других вузах. Ни одна аналитическая статья, увы, не обойдется без сакраментальной сентенции: спрос рождает предложение. В самом деле, бизнес в России развивался стихийно. Создавались компании, банки, биржи. Люди, встававшие во главе бизнес-объединений, зачастую не имевшие даже диплома экономического или финансового вуза, управляли миллиардными оборотами. Знания? Это напоминало систему американского фаст-фуда. Забежал, «заглотнул» за пару часов «гамбургер» сведений об устройстве глобального международного рынка или особенностях управления фирмой - вроде как поучился, даже получил сертификат, который можно на стенку повесить. Нет, конечно, краткосрочные курсы будут пользоваться спросом всегда, но только как дополнение к базовому образованию. Нынче образовательный фаст-фуд на высоком бизнес-уровне не котируется. По статистике, среди обучающихся на различных российских программах МВА, 30% -топ-менеджеры: директора заводов, руководители корпораций и собственных фирм, государственные чиновники высокого ранга- Еще 33% -представители так называемого второго эшелона управленческой структуры: заместители гендиректоров и президентов компаний, руководители направлений, финансовые директора, начальники ведущих управлений, главы кадровых подразделений, занятых управлением персоналом, или как сейчас принято изъясняться, - человеческими ресурсами. Почему они идут учиться? Ведь это люди (в отличие от расхожего мнения, что основная функция любого директора - протирать штаны в роскошном кабинете и отдавать дурацкие приказы) - себе не принадлежащие, работающие по 12-18 часов в сутки. Обучение на МВА -серьезная дополнительная нагрузка. Тем не менее, в высшем руководящем эшелоне, особенно в среде людей 30-40-летнего возраста, диплом мастера делового администрирования становится все более востребованной составляющей для успешного развития своего бизнеса. Потому что в мире XXI-го века все слишком взаимосвязано. Успеха добиваются те, кто научился системно мыслить, принимать стратегические решения вовремя, опираясь на проверенные схемы в сочетании с удачно опробованными новшествами. А МВА как раз и позволяет научиться комплексно мыслить в системе бизнеса, оперировать масштабными критериями, структурировать представления о рынке, взглянуть на собственную коммерческую деятельность со стороны, мыслить перспективно, отличая тактические шаги от стратегических. Люди, которые становятся МВА-студентами, как правило, получают диплом бизнес-мастера не для того, чтобы претендовать на новую работу. Эта работа у них уже есть, причем работа престижная. Коммерсанты (или политики, госчиновники) приходят именно за знаниями - теми самыми, которые позволят им выдержать конкурентную борьбу на рынке или победить в этой экономической схватке. Вы наверняка обращали внимание, насколько чутко реагируют фондовые биржи, в том числе и российские, на изменения в политическом устройстве мира. Идет война в Ираке, меняется правительство в африканской стране, видный политический деятель выступает с программным заявлением - резко падает или возрастает стоимость акций ведущих компаний. В одночасье можно заработать целый капитал или потерять целое состояние. Экономика и политика - единое целое. Рыночные правила и механизмы - сложная наука, незнание которых в большом бизнесе карается не «двойкой», а потерей своего дела, репутации, работы для служащих. Вот почему так важно свободно ориентироваться в запутанных коридорах рыночного устройства, знать все ходы и выходы, рассчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. В российских условиях эти знания требуется вдвойне. У нас, по-прежнему, рискованно вести бизнес. У нас - специфические экономические и политические условия, климат. Суров инвестиционный климат в России. Правила игры, которые требуют досконального знания функционирования чиновничьего аппарата, правоохранительных и налоговых органов, психологии российского человека - мы ведем речь, конечно, о солидном бизнесе. За этими структурными знаниями и идут сегодня потребители отечественного МВА -образования. МВА дает теоретические знания ровно настолько, насколько они потребны для рассмотрения практических бизнес-ситуаций - кейсов. Стандартный бизнес - это система прецедентов, в известном смысле. Руководителям компаний крайне важно обладать информацией о том, как поступали их коллеги в той или иной сложной экономической ситуации. Как продвигали на рынок новый проект, как сумели эффективно, но в рамках закона оптимизировать налоги, каким образом смогли из разношерстного персонала сколотить мобильную высококлассную команду. Анализируя на занятиях подобные ситуации, топ-менеджер страхует себя от возможных ошибок в будущем. Кроме того, МВА - это совместное решение конкретных бизнес-задач, выработка алгоритма принятия решений. Если ты топ-менеджер, кто тебе в твоей компании осмелится указать на ошибке - ты же сам такого критика тут же выгонишь: как же - бунт на корабле. Когда ты играешь роль студента, ты заинтересован в том, чтобы тебе указывали на твои ошибки - это поможет в будущем, быть может, избежать принятия рокового неверного решения. Грамотный, поработавший в бизнесе, умеющий считать деньги студент потребляет сегодня в России МВА-образование. По российским меркам, это очень дорогое образование - $6000-13000 (конечно, с западными ценами на МВА, доходящими до 100 тыс. евро за два года обучения, наши МВА-программы - «бесплатное» удовольствие). Он отлично представляет себе, для чего пришел в бизнес-школу и заплатил кругленькую сумму, и требования он будет предъявлять соответственные, профанации, халтуры не допустит. Понятно, что управленец приходит на МВА для того, чтобы совершенствовать навыки в сфере управления бизнесом. Поэтому, востребованы в первую очередь такие программы, как «Общий и стратегический менеджмент», «Управление российским и международным бизнесом», «Управление человеческими ресурсами, «Управление инновациями и инвестициями». Все большим спросом пользуются программы МВА в отдельных областях материальной деятельности - скажем, менеджмент в строительстве или сфере гостеприимства, нефтегазовой промышленности или медицинском бизнесе, внешней торговле. На МВА-образование претендуют достаточно респектабельные люди, да и деньги они платят достаточно «респектабельные». Поэтому и предпочтение отдается известным учебным заведениям (о которых мы уже упоминали выше) - что называется, раскрученным, обладающим хорошей материальной базой, способным привлечь к образовательному процессу известных педагогов, Очень развита в бизнес-сообществе система рекомендаций. Если коммерсант Иванов говорит, что профессор Петров, работающий в таком-то вузе, - это супер, предприниматель Кузнецов тоже захочет учиться у Петрова. МВА в России очень молода. Но молодость - не порок, молодости свойственны обновление и нетривиальный взгляд на изучаемый предмет, Что в сочетании с разумным риском и обеспечивает успех серьезному бизнесу. Вот почему в России нынче востребована серьезная программа МВА - не корочки, а прибыли ради. А ведь спрос рождает предложение, верно? |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |