Пресс-центрЖурнал Финанс №5, 2005 "Нежный возраст"09 февраля 2005
MBA. Российскому бизнес-образованию исполняется семнадцать лет. Возраст юношеский, но за это время пройден длинный путь, с подъемами и спадами. До зрелости еще расти, но достижения очевидны. Маргарита Удовиченко
Детство, отрочество, юность. 1988-й — год рождения отечественного бизнес-образования. Тогда в стране появились первые школы и институты бизнеса — на базе ведущих вузов страны, прежде всего экономической направленности. Год спустя была создана Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Это были первые шаги. Вторая половина 80-х — время перемен, ломки стереотипов, жажды нового и действенного. Люди захотели делать дело, а не выполнять указания, данные тридцать лет назад. Однако новоявленным предпринимателям не хватало элементарных прикладных знаний. Тогда-то и появились многочисленные краткосрочные курсы бизнес-подготовки. «В начале 90-х годов в силу отсутствия многих рыночных механизмов и в условиях почти полной экономической безграмотности считалось, что достаточно двух-трех недель обучения на каких-нибудь курсах для того, чтобы эффективно управлять компаниями», — вспоминает руководитель программ MBA в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Ашот Сеферян. Но даже эти «мимолетные» программы были значительным шагом на пути развития, хотя их качество было крайне низким: в большинстве случаев калькировались зарубежные аналоги. В 1992 году начался новый этап, который, с одной стороны, ознаменовался повышением качества программ (надо было адаптироваться к быстро изменяющимся условиям), с другой стороны, нарастающая нестабильность в стране существенно затормозила развитие образования. Массовая приватизация также оказала отрицательное влияние: шла борьба за контроль над собственностью предприятий, проблемы непосредственного эффективного развития компаний и повышение квалификации сотрудников, по сути, никого не интересовали. Но именно в этот период с рынка ушли школы-однодневки, а между оставшимися программами началась жесткая конкуренция. С 1996 года спрос на бизнес-образование повысился. Наметившаяся стабилизация в экономике вызвала интерес к переподготовке кадров со стороны частных и полугосударственных предприятий. На рынке произошли значительные изменения: долгосрочные программы оттеснили краткосрочные. Курсы общего, ознакомительного профиля дополнились специализированными (финансы, маркетинг). В большом количестве стали появляться полноценные, качественные MBA-программы. На рынок все чаще стали приходить зарубежные бизнес-школы, заключившие договоры о проведении совместных программ с российскими партнерами. Первый случай произошел в 1992 году, когда Академией народного хозяйства и Калифорнийским государственным университетом был создан Институт бизнеса и экономики и совместная российско-американская учебная программа. Новая эра. 1999 год стал знаковым для российского бизнес-образования. Наконец-то была «легализована» степень МВА. Если раньше выпускники бизнес-школ получали сертификат о дополнительном образовании, то теперь — полноценный государственный диплом, который удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в области менеджмента. Бизнес-школ, членов РАБО, уже 107. Незарегистрированных в ассоциации гораздо больше. Практически каждый не только экономический, но и технический вуз считает своим долгом открыть MBA-программу. Качество обучения в новорожденных школах, не имеющих преподавателей-профессионалов и солидной научной базы, априори низкое. А радикальное падение общего качества может привести к дискредитации российского бизнес-образования в целом. Но в этом можно разглядеть и положительный момент: постоянное вливание «свежей крови» и обостряющаяся конкуренция не позволяют «старожилам» расслабляться и забывать о самосовершенствовании. Школы, возраст которых перевалил за десять лет, сейчас развиваются не вширь, а вглубь, то есть стараются улучшать программы, добавлять специализации и сокращать число слушателей, справедливо полагая, что массовость и качество — две вещи несовместные. В последние годы спрос на общий курс MBA, наиболее востребованный на Западе и раньше доминировавший в России, существенно снизился. «Яркой тенденцией является разнообразие специализированных программ МВА. В этом случае освоение искусства менеджмента сочетается с углубленным изучением дисциплин в той или иной функциональной или отраслевой области», — отмечает проректор по маркетингу и развитию Высшей школы бизнеса «Мирбис» Татьяна Иванищева. Бизнесмены хотят досконально изучать определенную узкую специальность: стратегический менеджмент, маркетинг, финансы, управление внешнеэкономической деятельностью, |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |