Распечатать

Пресс-центр

Журнал Карьера №3, 2005 «Рулить по-женски»

05 марта 2005

Хотя все больше дам занимает руководящие посты в деловом мире, среди слушателей бизнес-школ их значительно меньше, чем мужчин. Однако грядущий учебный год может стать рекордным по числу россиянок, поступивших на программы МВА.

По данным European Commission for Equal Opportunities, в Европе удельный вес женщин, работающих менеджерами среднего звена и занимающих административные должности, составляет 30%. В США - 49%. В России, где женщина издавна "и лошадь, и бык, и баба, и мужик", в руководстве их тоже немало. Вопросом о том, женское ли дело бизнес, всерьез уже никто не задается, но что касается учебы - у дам все обстоит несколько иначе, чем у мужчин.

Работодатели стали осознавать, что им нужен "слабый пол". По словам Жанет Персел, первой женщины-генерального директора Association of MBAs, дамы более организованны, лучше концентрируются, обладают хорошими коммуникативными навыками. Эти качества очень важны для работы в мире постоянно изменяющегося бизнеса. Профессор Рик Кроули, глава отдела международных связей Lancaster University Management School, рассказывает, что 30-40 лет назад управленцы трудились в условиях жесткой иерархии, подчиненные беспрекословно выполняли все, что им говорили. Сейчас деловые связи гораздо более сложные и разветвленные, и менеджерам приходится иметь дело с людьми, которые непосредственно им не подчиняются. Руководителям нужно убеждать, увлекать сотрудников идеями, верностью своему делу. И женщины в этом действительно преуспели больше. Бизнес заинтересован в них. Но на MBA-программах дам по-прежнему не так уж много.

У нас равноправнее

Согласно исследованию University of Michigan/Catalyst, женщины в основном негативно относятся к бизнес-образованию. Исследователи полагают, что дам, как правило, привлекают те социальные роли, где можно "отдавать". А роли, которые предлагают программы MBA (например, менеджер высшего звена), воспринимаются как слишком "агрессивные" и "эгоистичные". Есть и другие препятствия, мешающие поступлению женщин в бизнес-школы: отсутствие примеров для подражания, невозможность сочетания насыщенного рабочего графика с другими делами и обязанностями, несовместимость обучения с семейной жизнью.

Средний возраст студентов МВА - 30 лет. "Европейская традиция принимать МВА-кандидатов старшего возраста, имеющих большой опыт работы, тоже влечет за собой проблему, - говорит Мэтт Саймондс, руководитель компании QS. - Многие женщины понимают: если они потратят время и деньги на то, чтобы получить степень МВА, в возрасте 27-30 лет, а в 30-32 года обзаведутся семьей, то им будет трудно "капитализировать" свой диплом".

Как говорит бывший директор приемной комиссии бизнес-школы Wharton г-жа Мартинелли, в Европе и США следует изменить отношение женщин к управленческому образованию и карьере в бизнесе: "Наверное, можно на пальцах двух рук пересчитать количество аппликанток из Европы. Великобритания еще отличается в лучшую сторону, но в Испании, Италии или Германии женщины даже не думают поступать в бизнес-школы. А это говорит о том, что нужно менять общественное мнение".

TopMBA.com - сайт компании QS, организующей знаменитые выставки World MBA Tour, ежегодно проводит исследования, базой для которых служат данные 40 ??000 посетителей мероприятия в разных странах мира. По их свидетельству, большой интерес к программам МВА дамы проявляют в США (50%) и таких странах с развивающимся рынком, как Китай (40%) и Турция (43%). В ряде небольших стран женщины опережают мужчин в стремлении получить МВА: в Венгрии (52%), Тайване (63%) и Таиланде (58%).

Дамы в Западной Европе гораздо меньше убеждены в необходимости учиться на МВА. Самый низкий процент интересующихся - во Франции (15%). Италия (23%), Великобритания (25%), Испания (27%) и Германия (31%) тоже находятся ниже мирового уровня - этот показатель в среднем составляет 33%.

При этом, согласно исследованиям TopMBA.com, 35% россиян, думающих о поступлении в бизнес-школы, - женщины. "К настоящему времени это самый высокий показатель, который мы наблюдали в России, - говорит Нунцио Квакварелли, директор выставки World MBA Tour и редактор TopMBA.com. - Такой высокий процент женщин - настоящий прорыв".

Среди абитуриентов бизнес-школ дам всегда бывало меньше трети, но это соотношение меняется. "Сейчас они начинают верить, что МВА дает им такой же хороший шанс, как и мужчинам, достичь руководящих позиций в организации, - говорит Квакварелли. - Если когда-то они полагали, что бизнес-школы эксклюзивны, что в них слишком велика конкуренция, - сейчас это уже не так".

Главное - уверенность

Специалисты Wharton School of Business установили, что для женщин учеба на МВА имеет несколько иное значение, чем для мужчин. Бизнес-образование придает женщинам уверенность в своих силах и профессиональных способностях, помогает развить навыки общения. Кроме того, дамам обычно сложнее налаживать полезные связи и сотрудничество с партнерами, а программа МВА - лучший способ создания полезных контактов с выпускниками.

По данным TopMBA.com, главный фактор мотивации для представительниц слабого пола, поступающих в бизнес-школы, - возможность улучшить карьерные перспективы. Это для них более значимо, чем повышение зарплаты, смена работы или создание собственного бизнеса. Наконец, МВА помогает женщине добиться доверия со стороны руководства и коллег на ранних стадиях развития карьеры - иначе ее блокируют мужчины или устоявшаяся система связей.

Как и мужчины, женщины больше интересуются программами full time. Они, как правило, несколько младше мужчин и имеют меньший опыт работы. "Это, вероятно, свидетельствует о желании завершить учебу и набрать значительный опыт работы прежде, чем придется приступить к выполнению материнских обязанностей", - говорит Квакварелли.

В вопросах финансирования учебы женщины больше полагаются на стипендии и семейные сбережения, чем на займы, собственные накопления или спонсорство со стороны компании. Бизнес-школы предлагают специальные стипендии для женщин.

Принцип гендерного разнообразия становится общепринятым даже в тех странах, где далеко не все в порядке с фактическим равноправием полов. "Отчасти дело в изменениях законодательства, но многие компании идут дальше того, что предписывает закон, - говорит Квакварелли. - Мужская модель ведения бизнеса перестает быть актуальной. Корпоративная психология меняется. Следующее поколение лидеров осознает, что умение понять другого человека и командная работа становятся все важнее".

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru