Распечатать

Пресс-центр

Журнал «Платное образование» №3(29) март 2005, «Время МВА»

14 марта 2005

Какова «точка отсчета» истории российского бизнес-образования? Пересмотр учебных планов экономических факультетов? Появление первых ростков отечественного бизнеса и организация обучения его правилам? Очевидно, нет. Все началось с первых контактов между отечественными и западными управленцами, с осознания необходимости поиска взаимопонимания. Образование оказалось ареной новой интеграции. Собственно тогда, в конце 80-х возникли первые проекты российских бизнес-школ и первые программы делового администрирования. О том, как зарождалось российское бизнес-образование, какую эволюцию претерпело, и с какими проблемами его сталкивается сегодня, рассказывает ректор Московской Международной Высшей Школы Бизнеса «МИРБИС» Станислав Леонидович Савин.

- Станислав Леонидович, Ваш Институт недавно отметил свое шестнадцатилетие. В этом же году пятнадцать лет исполняется Ассоциации российского бизнес-образования. История МИРБИС и бизнес-образования в России тесно связаны. Так как все начиналось?

- Действительно, бизнес-образование в России – это и история нашей школы. А начиналось все в очень интересное время. Представьте: 88-й год, потепление, высокий занавес чуть приспустился и всем тогда было любопытно – что же там, на другой стороне. Впрочем, вскоре выяснилось, что если математики и физики еще могут как-то понять друг друга, то об экономике и финансах мы с западными коллегами говорим совершенно на разных языках. Тогда мы впервые осознали необходимость поиска новых форм – для начала, новых форм взаимопонимания. Надо сказать, что в том году как раз проходил симпозиум на базе Болонского университета. Одним из его организаторов выступил профессор, министр промышленности Италии Романо Проди. Среди участников был, ректор Института Народного Хозяйства им. Плеханова профессор В. Грошев. На закрытии симпозиума профессор Р.Проди и В.Грошев выступили с инициативой создания в России специализированного центра, призванного выработать новые стратегии профессионального взаимодействия, новые его формы. И такая структура была в 1988 году создана с рабочим названием «Международный центр переподготовки кадров и экономических исследований».

Сразу решили, что наиболее удачной формой для нас является программа МВА. В этом смысле, МВА – самая первая из форм российского бизнес-образования.

- Преподавателей было трудно найти?

- Преподавателей было мало – тех, кто прошли западное обучение, особенно тех, кто учились в бизнес-школах. Пригласили несколько человек из Плехановской Академии, МГУ, МГИМО. Но тогда нам сильно помогли преподаватели с Запада. Это была волна доброго, искреннего отношения – зарубежные профессора, чтобы преподавать у нас, готовы были прилететь за свой счет.

- Когда Вы начали готовить магистров делового администрирования?

- Первый выпуск слушателей у нас был уже в 90-м году. Аттестация оказалась жесткой. (Итальянцы вообще очень серьезные партнеры.)

Первый набор дался нелегко. Сначала по всей стране отобрали 733 человека. Благо, тогда я располагал возможностью обратиться практически в каждый город Советского Союза (поскольку долгое время работал деканом Академии общественных наук) с просьбой найти людей, которые могли бы учиться на такой программе. Затем международная комиссия проехала по регионам и отобрала 133 слушателя. Из ста тридцати трех человек, приглашенных из разных регионов страны в Москву, было допущено к занятиям по программе МВА (после двухмесячных подготовительных курсов) 13 человек. Из них шестерым мы оплатили обучение сами. Кстати, из тех тринадцати человек, которые в итоге получили дипломы МВА в 90-м году, четверо были нашими стипендиатами.

Спрашивается, почему только тринадцать человек из ста тридцати трех? Конец 80-х и начало 90-х годов. Языковая подготовка слушателей – нулевая. Информатика – почти нулевая. Хотя слово «компьютер» на английском языке выговаривали многие, но в глаза его видели далеко не все. Первые результаты заставили нас серьезно задуматься: никогда у нас не будет настоящих слушателей программ делового администрирования, если мы сами не начнем их готовить. Причем начинать надо со школы, затем полностью включаться в высшее образование. И только потом – использовать все формы постдипломного обучения. Иными словами, нужно было самим готовить своих потенциальных заказчиков. Так мы поставили перед собой следующую задачу: создать лабораторию по подготовке специалистов с первым высшим бизнес-образованием.

- И все же, МВА – чисто западная форма образования. Как она приживалась на российской почве?

- Вы понимаете, мы, так называемые активисты, уже обладали опытом преподавания управленческих дисциплин. И, естественно, следили за всем происходящим в мире, используя западную литературу и т.д. Пусть эпизодически, но так же выезжали на Запад, встречались с ведущими учеными, участвовали в конференциях и симпозиумах.

По форме программа МВА это набор блоков – образовательных дисциплин, технологий обучения. Пусть специфический, но определенный опыт подготовки кадров высшей квалификации у нас был. . Вы знаете, даже при создании транснациональных корпораций на Западе изучался советский опыт отраслевого управления, составления межотраслевых балансов, использования методов централизованного менеджмента.. Поэтому не стоит думать, что в 88-м году мы начинали с нуля. . Основная трудность состояла в том, чтобы создать такую программу МВА, которая была бы жизнеспособна в России, максимально учитывала бы особенности того периода. В итоге нам это удалось. Наши программы прозвучали в комиссии Экономического сообщества, были зарегистрированы в Брюсселе и признаны «наиболее подходящими для России».

- Что определяет успех на программах МВА?

- Успех программы МВА определяют ее основные составляющие. Во-первых, – это программы.. Во-вторых, преподаватели. В-третьих, методическое и информационное обеспечение. Я не говорю уже о необходимых технологиях обучения. В-четвертых, сам слушатель, которого еще нужно было сформировать как потенциального потребителя услуг бизнес-образования. И, наконец, последнее по упоминанию, но далеко не по значению – финансирование, деньги. И каждая из названных составляющих – для нас была сама по себе многоцелевой задачей…

- Среди Ваших коллег бытуют два противоположных мнения относительно программ бизнес-администрирования. Одни считают, что самое лучшее – это пересадить одну из западных бизнес-школ на российскую почву. Другие выступают за создание собственных оригинальных программ, ориентированных именно на специфику российского бизнеса. Какой стратегии придерживаетесь Вы?

- Мы придерживаемся своей стратегии – стратегии создания оригинальных программ. И одновременно понимаем, что все хорошее, накопленное на Западе, следует использовать. Поэтому регулярно следим, стараемся читать все, что там публикуют. У нас долгосрочные, серьезные отношения со многими западными университетами, –банками, компаниями. Но мы же в России! Когда работаешь с западными материалами, изучаешь зарубежный опыт, постоянно общаешься с коллегами из за рубежа, может возникнуть иллюзия полной применимости их опыта на нашей почве. Но это иллюзия.

- Существует ли вообще такое явление как российский менеджмент или это фикция? И если да, то чем западный менеджмент отличается от российского?

- Любопытная постановка вопроса. Все зависит от того, что вкладывать в понятие менеджмента. Бизнес - он и в Африке бизнес… Конечно, менеджмент имеет общие принципы. Эти общие принципы не оспариваются, но в каждой конкретной ситуации, на каждом даже маленьком предприятии, в каждом маленьком коллективе есть свои особенности. Я не знаю других видов человеческой деятельности столь же многообразных, как управление. Поэтому что значит российский менеджмент? Это сумма особенностей, которые дополняют и корректируют общие принципы здесь и сейчас. Российский менеджмент – это совокупность общих и особенных его составляющих именно в российской реальности. .

Самой заметной российской особенностью, пожалуй, можно назвать бо’льшую степень неопределенности. На Западе ведь система уже устоявшаяся и если (пофантазируем)посадить любого из их сверхзвездных предпринимателей в кресло нашего руководителя, я не знаю, способен ли он будет что-то сделать в системе нашихотношений: экономических, политических, да и просто человеческих.

- В Вашем институте осуществляются совместные с западными бизнес-школами программы экономического образования. Как Вам удается сочетать требования министерства образования РФ и западных образовательных стандартов?

- Я приведу один пример. Сейчас в стране аккредитована программа МВА. И мы, понятно, в числе прошедших аккредитацию.. В государственной аккредитации есть и плюсы, есть и минусы. Раньше важнейшим показателем затраченных усилий и полученных результатов были отзывы работодателей. В их рейтингах мы постоянно занимали высокие места. Дествительно, наши выпускники всегда востребованы – работодатель с доверием смотрит на диплом МИРБИС. Примечательно, что потом вообще началась цепная реакция: выпускники поднялись, сделали карьеры и стали подбирать себе персонал опять же из выпускников. Нельзя было ни на один день прекратить поиск нового, передового, динамизм был сумасшедшим. А сейчас государственный диплом все как-то нивелировал, выровнял…

На такую гипердинамичную программу как МВА просто нельзя автоматически переложить требования обычного высшего образования. Вот сами посмотрите – показатель «количество штатных преподавателей». А именно здесь и кроется главное различие между высшим и постдипломным образованием! Для нас приглашение преподавателей – основной инструмент обеспечения качества программ МВА. И до тех пор, пока эти унифицирующие рамки ограничивают обучение, просто невозможно серьезно, а тем более повсеместно повысить его качество и эффективность. Жесткое штатное расписание в государственных вузах серьезно сдерживает и условжняет реализацию программ бизнес-образования. Крупным государственным образовательным структурам труднее и в плане выполнения стандартов, и в выстраивании финансовых отношений между вузом и слушателем.

Российская аккредитация программ МВА, образно, узда на бизнес-образовании. Она усреднила всех и вся, снивелировала многообразие подходов, механизма систем мотивации, объективно требуемой индивидуализации в подготовке менеджеров нового типа..

- А западные стандарты? Насколько они динамичнее?

- Главное, что они пересекаются с нашими. К счастью, Министерство образования, критически анализируя западные стандарты, ориентируется на них, особенно сейчас, после вступления России в Болонский процесс. Мы же выбрали наиболее удобную для себя стратегию – одновременно работаем и по западным, и по нашим стандартам. Иначе бы мы просто не получили аккредитацию европейских вузов и ассоциаций. Более того, мы уже добились того, что наши партнеры на Западе в собственных программах МВА закладывают в качестве обязательного компонента обучение у нас. Это возможно лишь при максимальном учете всей системы требований (стандартов) наших партнеров.

- Насколько Вы ощущаете конкуренцию с другими подобными программами и учебными заведениями?

- Сегодня серьезной конкуренции на российском рынке услуг бизнес-образования нет. И это плохо. Но ведь речь идет не только о чисто рыночных механизмах регулирования качества продукта. Наш продукт специфичен – нужно чтобы конкуренция не шла во вред содержанию обучения. Поэтому мы и призываем другие бизнес-школы к обмену и сотрудничеству. Мы всегда готовы предоставить свои наработки, накопленную методическую базу и точно так же внимательно следим, что нового и интересного появляется у наших конкурентов по содержанию программ, по форме их организации.

Обмен и трансляция опыта сегодня просто необходимы. Зачем бы мы стали открывать столько филиалов в регионах, где сейчас нет серьезных денег? Для того чтобы там сформировался слой управленцев среднего звена, стремящихся к повышению своего образовательного уровня, стремящихся к большему. Их нужно заинтересовать в обучении, показать его значимость. Сегодня ведь мало дать образование – нужно формировать менеджера нового типа.

- Как много удалось сделать за эти шестнадцать лет? Как Вы сами оцениваете результаты своей деятельности?

- Вы знаете, полной удовлетворенности еще нет. Да ее и не должно пока быть, слишком многое предстоит. У нас сейчас уже около девятнадцати тысяч выпускников. Шесть филиалов, много представительств, в том числе зарубежных. Но самое главное – удалось показать, что бизнес-образование не существует ради самого бизнес-образования. Это не замкнутая на себя система. Ее предназначение – служить бизнесу, решению важнейших социальных задач Вот с 1991 года мы реализуем не ординарную программу по переподготовке военнослужащих и членов их семей. Уже более трех тысяч человек прошли такую подготовку. А в январе 2005 года семьдесят офицеров флота получили дипломы Института. (Все финансирование этих программ Институт взял на себя). У нас много еще задумок и интересных проектов впереди. Особую окраску им должно придать замечательная дата этого года – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.

- Вас можно назвать успешным предпринимателем. В чем секрет Вашего успеха?

- В моем окружении. Здесь сейчас мог бы сидеть не я, а любой из близкого круга, и он бы рассказал интереснее и лучше. Ведь наш главный ресурс – это люди и их отношения…

Беседовал Виктор Вахштайн

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru