Распечатать

Пресс-центр

Обучение в России №4 , 2005 "Учитесь мыслить стратегически"

05 апреля 2005


Программы МВА привлекают потенциальных студентов в первую голову тем, что направлены на выработку навыков, коррекцию или структурирование управленческих методов/ приемов, способов мышления. Программы и специализации в сфере стратегического менеджмента пользуются повышенным вниманием. Неудивительно: деятельность любого серьезного бизнесмена предполагает долгосрочную перспективу развития и укрепление своих позиции на рынке. Что невозможно без выработки стратегического плана действий и последовательной его реализации.

Акулы и павлины
Что такое стратегический менеджмент? Это выработка идеологии и методов долгосрочного развития предприятия. Создание единой системы управления, направленной на эффективное многолетнее прибыльное функционирование компании. Нередко для выработки такого пути развития фирмы обращаются к авторитетным консалтинговым агентствам, например к известным консалтинговым компаниям «McKinsey», «Arthyr D Little» и др.
Недавно издательство одной из самых известных в Европе школ бизнеса - Стокгольмской школы экономики выпустило в свет книгу знаменитых шведских экономистов Кьелла Нордстрема и Йонаса Pиддерстале (авторов экономического бестселлера «Бизнес в стиле фанк») «Караоке капитализма». Судя по всему, эта работа швецов также станет бестселлером. Так вот, шведы акцентируют внимание на свершившемся факте смены единого стратегического мышления в бизнесе. Если раньше предпочтение оказывалось стратегии «акулы», как именуют этот феномен скандинавские профессора экономики, то теперь не менее актуальным становится система стратегического менеджмента в стиле «павлина».
Что означают эти «зоологические» бизнес-приемы? Стратегическое управление «акулы» выражалось в агрессивном маркетинге, активном поглощении конкурентов, максимально возможном количестве товаров данной фирмы на рынке, появляющихся там с калейдоскопической скоростью. «Акулы» столь же агрессивно и немилосердно ведут себя по отношению к собственному персоналу. «Акульей» политики придерживались столь известные фирмы, как «Pfizer», «Kenwood», «Colgate» и т.д. И вдруг оказалось, что не менее известные корпорации - такие, как «Nokia», «Disney», «BMW», - стали применять иную бизнес-стратегию. Шведы назвали ее стратегическим менеджментом «павлина». «Павлины» полагают, что мир изменился, и главное в нем - человеческий фактор: человеческие ценности, мораль, эмоции. Не надо давить на потребителя: купите наш товар и только наш. Попробуйте понравиться покупателю, влюбите его в свой бренд, да так, чтобы эта любовь стала вечной. Не давите на своих сотрудников и не выжимайте из них все соки. Будьте демократичны, лояльны, справедливы. В такой атмосфере лучшие станут работать еще лучше, а средние подтянутся к лучшим.
Отечественная экономика медленно и неуклонно сливается с общемировой. Российские компании ищут и находят различные пути стратегического развития. От правильности выбора зависит судьба фирмы и его сотрудников. Вот почему современные программы МВА в сфере стратегического менеджмента так важны, прежде всего для управленцев высшего звена. Ведь именно они принимают решения.

MBA, которые мы выбираем
В России уже обозначился круг наиболее динамично развивающих образовательные программы МВА учебных заведений. Среди самых престижных - МВА Академии народного хозяйства при правительстве РФ, ГУ-ВШЭ, Финансовой академии и РЭА им. Плеханова, Государственного университета управления и некоторых других. Что касается МВА в сфере стратегического менеджмента, обратим внимание на некоторые из них.
Признанный авторитет в области бизнес-образования - Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС». Программа МВА этой бизнес-школы получила аккредитацию европейской Association of MBAs. Среди преподавателей - отечественные специалисты, профессора London Metropolitan University, японского образовательного центра «МИРБИС, специалисты-практики таких компаний, как IKEA, Jonson&Jonson, Вимм-Билль-Данн. Программа МВА «МИРБИСа» «Стратегический менеджмент и предпринимательство» разбита на четыре семестра обучения. В первом студенты знакомятся с такими дисциплинами, как микро- и макроэкономика для менеджеров, бухучет и финансы, количественные методы в менеджменте и пр. Второй семестр посвящен базовым специализированным предметам - стратегическому, операционному и финансовому менеджменту; профессиональным навыкам менеджера; управлению компанией; управлению изменениями и др. В третьем семестре - прикладные дисциплины - стратегический менеджмент: направления развития бизнеса. Отдельный курс - управление стратегическими преобразованиями. Кроме того, обучающиеся познакомятся с принципами инновационного менеджмента, управлением качеством, исследованиями, знаниями и пр. В четвертом семестре бизнесмены-«школяры» стажируются, проходят практику, пишут аттестационную работу и защищают ее, сдают экзамены. Данная программа построена по модульной двухвариантной системе. Курс обучения рассчитан на два года. Занятия проходят либо вечером в течение 4 недель с 18.30 до 21.30 (в субботу с 11.00 до 17.00), либо в течение 2 недель в дневное время с 11.00 до 17.00 (в субботу в это же время).
В 1999 году при Государственном университете - Высшей школе экономике была создана Высшая школа менеджмента (ВШМ). Школа тесно сотрудничает с престижной английской Школой менеджмента Крэнфилдского университета. В прошлом году Ассоциация менеджеров России составила рейтинг публичной репутации российских бизнес-школ. ВШМ в этом рейтинге оказалась на 1-м месте. Среди специалистов, преподающих в школе, к примеру, декан ВШМ, профессор С. Филонович, руководитель секции «Менеджмент» Экспертного совета президентской программы подготовки управленческих кадров, профессор Г. Константинов и другие.
Программа МВА «Общий и стратегический менеджмент», разработанная ВШМ ГУ-ВШЭ, рассчитана на два года и два месяца (940 учебных часов). Она подготовлена как для владельцев компаний и топ-менеджеров, так и для опытных бизнесменов, специалистов - менеджеров широкого профиля. Программа состоит их нескольких блоков. В «Общепрофессиональный блок» включены такие дисциплины, как общий и стратегический менеджмент; экономика для менеджеров; маркетинг - менеджмент; управление производством и операциями и пр. Кроме того, в данной программе специализированные блоки «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Общий и стратегический менеджмент». Последний из них предполагает изучение принципов разработки и принятия управленческих решений; управления организационными изменениями; проектами; логистики; информационных технологий и ресурсов в менеджменте. Среди многочисленных курсов по выбору - «Вексельное обращение», «Типология бизнес-стратегий», «Сравнительный менеджмент» и др.
Государственный университет управления - одно из базовых российских учебных заведений в сфере обучения различным аспектам менеджмента. ГУУ предлагает большой спектр МВА-программ. Нужно отметить, что занятия по этим программам проводятся в новом учебном корпусе, спроектированном с учетом мировых стандартов бизнес-образования. МВА «Стратегический и инновационный менеджмент» проводится учебно-консультативным центром по стратегическому развитию организаций Института инноватики и логистики ГУУ. Курс обучения продолжается в течение 2 лет. Стоимость обучения - $7200. В первый год обучения студенты осваивают дисциплины, собранные в базовый блок, посвященный вопросам общего менеджмента организаций. Среди предметов - правовая среда бизнеса и логистика, риски и безопасность бизнеса, стратегический менеджмент и управленческий аудит, экономические аспекты управления и т. д. Экономические дисциплины второго года обучения сформированы в единые модули - «Разработка и планирование проекта», «Обеспечение реализации стратегии». Модуль «Стратегическое планирование» предполагает знакомство с операционным менеджментом, стратегическим анализом, формированием стратегий, риск-менеджментом, управлением конфликтами. В специализированный модуль «Стратегическая инфраструктура организации» включены такие серьезные курсы, как «Глобализация и коммуникация в стратегическом менеджменте», «Корпоративное управление», «Практикум по стратегическому управлению».
Среди лидеров отечественного МВА-образования в сфере менеджмента отметим также РЭА им. Плеханова. Высшую школу «Институт менеджмента и маркетинга», Институт бизнеса и делового администрирования, Высшую школу финансового менеджмента Академии народного хозяйства при правительстве России, Всероссийскую академию внешней торговли и некоторые другие вузы.
Востребованность МВА-программ в сфере стратегического менеджмента растет. Отечественный бизнес начинает забывать опыт предыдущих 15 лет и стремится к долгосрочному развитию. А для этого нужно научиться стратегически мыслить...

Виктор Петров

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru