Пресс-центрЭлитный персонал №14,2005 "От перестановки слагаемых сумма меняется"13 апреля 2005
Острая конкурентная борьба за слушателя требует от российских бизнес-школ непрерывного совершенствования учебного процесса. Как не дать обойти себя отечественным соперникам? - Сочетая рекомендации западных коллег и потребности российских слушателей, полагает Николай Попков, директор Центра программ МВА школы бизнеса МИРБИС. Полезные советы Как правило, все новое связано с каким – либо внутренним или внешним импульсом; в случае МИРБИС это была международная аккредитация AMBA. В ходе этой процедуры «внешние» эксперты выделили ряд направлений, по которым программа МВА школы бизнеса отличается от западных аналогов. Содержание курса было признано оптимальным, и расширять его, вводя новые специализации, отраслевые или функциональные, смысла не было. Специалисты МИРБИС пришли к выводу, что наряду с имеющимся портфелем дисциплин слушателям нужно предоставлять пакет дополнительных образовательных услуг: Первое, предложили технологии индивидуального обучения по профессиональным темам, интересующим каждого студента в отдельности. Второе, что мы сделали, это ввели мастер-классы, которые позволяют слушателю общаться с ведущими менеджерами Москвы, России и даже других стран. Третье – начали более активно привлекать профессиональных лекторов и консультантов японского и китайского центров менеджмента, существующих при школе. Международный опыт менеджмента Китая и Японии весьма своеобразен, и его изучение повышает уровень российских управленцев. Одновременно с этим изменили подготовку профессорско-преподавательского состава как основного звена в процессе обучения. Надо отметить, что слушателей МИРБИС мы называем «партнерами по обучению». Практика показывает, что создание среды партнерских отношений, вместо простого приема-передачи информации, существенно повышает эффективность учебного процесса. Однако перед нами возникла проблема: не все преподаватели являются профессиональными педагогами, владеющими педагогическим искусством. Теперь повышение квалификации профессоров проводится по двум направлениям: «внутривузовское» ознакомление с существующим концепциям психологии личности и «взрослой» педагогики, с одной стороны, и «внешнее» бизнес-обучение в виде стажировок, выступлений на семинарах, научно-практических конференциях, написания статей – с другой. Международные эксперты предложили рассмотреть снижение аудиторной нагрузки – с 1000 до 500 часов, что не вполне согласуется с российскими Государственными требованиями к программам MBA. В ближайшее время мы собираемся ввести собственный диплом МИРБИС для слушателей, предпочитающих бизнес-образование в сжатые сроки, принятые в остальном мире. Разбиваемся на группы по интересам! На данный момент в основе слушателей МИРБИС - выпускники технических и гуманитарных вузов. Они, как правило, не имеют базовых знаний в области менеджмента и развития экономики. Мы ожидаем, что в ближайшем будущем качественный состав студентов MBA изменится. Это повлечет за собой и пересмотр содержательной части программы. В мировой практике у самой программы MBA существуют два «спутника» – post- и pre- MBA; первый предназначен выпускникам бизнес-школ, второй – слушателям бизнес-школы, с уровнем недостаточно высоким для выбранного ими направления обучения. Например, предварительная подготовка, на наш взгляд понадобится для прохождения программы MBA-финансы, где требуются внушительные базовые знания в области финансов. Такое направление мы будем предлагать уже в этом году. Кроме того, возможно, будет происходить все более резкое расслоение рынка на программы MBA и executive MBA. Executive MBA - программа подготовки руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса, направленная на развитие профессиональных навыков слушателей и на вывод их компаний на более высокий уровень. Это более однородная, чем в обычной программе MBA, образовательная среда с единым управленческим уровнем. Основной акцент в ней делается на стратегическое управление, развитие лидерских навыков, управление командой, разрешение конфликтов, ведение переговоров, осуществление эффективных инвестиций. Четверть учебного времени занимает теоретическая подготовка, остальное – это практическая часть, в том числе, обсуждения и обмен опытом. Позиция школы МИРБИС такова, что каждый слушатель – это отдельный проект: из этого и выстраиваются наши отношения; отсюда же следует и тенденция к индивидуализации обучения, и формируемый нами пакет дополнительных услуг. Екатерина Штерн |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |