Распечатать

Пресс-центр

Карьера №6, 2005 «Программы на вырост»

05 июня 2005

Российский рынок бизнес-образования ежегодно растетна 15-20%, и, по прогнозам специалистов, к 2010 году его емкость может достичь $500 млн., а количество выпускников программ МВА — 10–12 тыс. в год. Одновременно увеличивается и число программ.

текст Наталья Клименко

Многие академические вузы гордятся «возрастом» своих программ; некоторые почти в неизменном состоянии существуют 10, 15 и даже 20 лет. Но в сфере бизнес-образования складывается иная ситуация. Ведь обучение в бизнесшколе — это прежде всего общение, диалог, дискуссия, обмен опытом и систематизация уже имеющихся знаний.
«Особенность бизнес-образования в том, что оно призвано решать реальные проблемы и основывается прежде всего на практике», — уверен Алексей Чикалов, директор программы International EMBA Швейцарской бизнес-школы SBS. Ситуация в экономике, стране, мире постоянно меняется, что оказывает влияние на наполнение учебных планов бизнес-школ. Поэтому сегодняшние программы серьезно отличаются от курсов пятилетней давности, приходится адаптировать даже устоявшиеся программы. «Мы запустили программу Executive MBA в 2002 году, — рассказывает Ашот Сеферян, руководитель программ МВА Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ. — И если сегодня вы сравните два учебных плана, то увидите очень существенные различия. Все меняется, поэтому к каждому новому учебному году появляется что-то новое, новые люди привносят новые идеи. Соответственно, трансформируются и учебные программы, и вообще подход к образовательному процессу, причем достаточно кардинально».

С другой стороны, привнесение новшеств не может идти сумбурно, без апробации. «Процесс запуска новых программ МВА многоступенчатый, — говорит Юрий Тазов, директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ при правительстве РФ. — Цель постепенных изменений — предложить слушателям наиболее отработанную программу. Так, модульную программу МВА «Менеджмент — международный бизнес» (с обучением по индивидуальному плану) в 2005 году мы предлагаем после четырех лет апробации, а ее базовый вариант был разработан еще в 1996 году. Но для солидных школ подобная неторопливость и тщательность в вопросах дизайна программ МВА является нормой».

В чем основное отличие новых образовательных продуктов от прежних? Многие бизнес-школы стремятся усилить практическую составляющую предлагаемых курсов. Для этого меняется содержание дисциплин, вводятся новые актуальные предметы. Например, новая краткосрочная программа ВШМБ «Современные финансовые технологии» ориентирована на обучение по таким направлениям, как выход предприятия на рынок ценных бумаг, инвестиционный менеджмент, организация первичного публичного размещения акций (IPO).

В учебный процесс все активнее вовлекаются преподаватели-практики: бизнес-консультанты, представители консалтинговых компаний и, что самое главное, реального бизнеса. Так, например, в ИБДА преподают Борис Щербаков (генеральный директор Oracle СНГ), Руслан Ильясов (директор по персоналу Альфа-банка), Ирина Кибина (вице-президент Sun Interbrew), Сергей Литовченко (исполнительный директор Ассоциации менеджеров России) и др. Однако многое зависит не только от преподавателя, но и от слушателя. «Мы настаиваем, чтобы слушатель уже на входном тестировании сформулировал реальную бизнес-задачу, которая его волнует, — говорит Владимир Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ) АНХ при правительстве РФ. — Отталкиваясь от специфики задачи, мы подбираем каждому слушателю специалиста-куратора из числа бизнес-консультантов, задействованных в нашей программе, — представителей технологических, юридических и лицензионных консалтинговых фирм. Поставленная задача становится темой проекта (дипломной работы), над которым слушатель вместе с преподавателем-консультантом работает в процессе всего обучения».

Не менее важна и научно-исследовательская деятельность бизнес-школ. Все чаще основу исследований составляет работа отдельных компаний. Например, ИБДА планирует выпустить серию электронных учебников (совместный проект ИБДА, «Кордис-медиа» и корпорации «Эконика»), содержание которых основано на анализе хозяйственной деятельности «Эконики». Обновление «программного ряда» происходит в тесном контакте с зарубежными партнерами. Об одном из самых свежих продуктов на российском образовательном рынке рассказывает Алексей Чикалов: «Новая совместная российско-швейцарская программа направлена на подготовку руководителей, способных эффективно управлять компанией и развивать бизнес в условиях меняющейся рыночной среды и усиления глобализации. Особенностью программы является синтез классического западного бизнес-образования и российской хозяйственной практики. Бизнес-кейсы программы адаптированы к реалиям российского рынка».

А ИБДА в прошлом году ввел в программу обучения новую специализацию МВА — «Управление стоимостью компании». В этом году там же подготовили и провели принципиально новую «Программу обновления знаний». В лучших западных бизнес-школах такие программы существуют давно, однако в нашей стране подобной практики пока не было. Возможно, это связано с тем, что российское бизнес-образование молодо и многие бизнес-школы еще «не накопили» достаточное количество выпускников, на которых ориентированы подобные программы. «Проучившись у нас два года, выпускники получают большой объем знаний, но они имеют тенденцию устаревать: появляются новые проблемы, новые управленческие технологии, методы, методики, — рассказывает Ашот Сеферян. — Знания нужно обновлять. Новая программа включает четыре мастер-класса, охватывающих основные сферы управления (маркетинг, финансы, управление людьми, разработка стратегии компании) и рассчитана на 48 часов».

В последние годы бизнес-школы стали вводить в свои программы постдипломного образования курсы по стратегическому управлению, управлению проектами, инвестициями и т.д. Однако и здесь есть свои аксакалы. Например, ФИТБ уже много лет специализируется на направлении «Проектный и инновационный менеджмент» и подготовке project managers данного профиля. Что касается новинок, то в начале этого года на факультете открылась кафедра «Управление проектами», рассматривающая такие проблемы, как управление взаимодействиями, контрактами, тайм-менеджмент, управление персоналом и финансами в проектах, маркетинговые коммуникации и другие наиболее актуальные для бизнес-практики аспекты управления проектами. Еще одна новинка от ФИТБ — программы повышения квалификации «Инновационный бизнес» и «Управление инновационными проектами», появившиеся в этом году на базе программы МВА «Инновационный и проектный менеджмент». Как показывает практика, успешность любых нововведений зависит от профессионализма и мастерства менеджеров, способных продвинуть их на рынок. Для решения этой задачи мало развитой интуиции, нужны специальные знания, в частности, в сфере менеджмента инноваций. «Главная особенность программы МВА «Инновационный и проектный менеджмент» — соединение системных знаний в области проектно-ориентированного менеджмента с практикой их реализации в современных условиях российской экономики, — говорит Владимир Зинов. — Обучение направлено преимущественно на формирование навыков проектного управления. Не важно, создается ли проект на основе технологической инновации или на основе нового бизнес-решения. Слушателей учат оценивать «реальность» идей, выявлять и отбирать наиболее перспективные и интересные для рынка, разрабатывать стратегию, которая позволит извлечь наибольший доход от их использования, спланировать проект их реализации и управлять его выполнением». Акцент сделан на специальных дисциплинах прикладного характера: выявление и оценка коммерческого потенциала бизнес-идеи, определение оптимальной стратегии ее продвижения, управление проектными и финансовыми рисками, стратегическое управление интеллектуальной собственностью, лицензирование и др. Слушателей учат комплексному решению проблем проектного управления на каждом этапе цепочки «вложение денег — возврат денег»: кто инвестор, что поможет снизить издержки и риски, как и когда лучше выйти из бизнеса и т.д. «Мы пытаемся опережать потребности слушателей, прогнозировать их и, ориентируясь на них, развивать это направление», — говорит Владимир Зинов

По ту сторону баррикады

Но меняются не только программы, меняется и слушатель. По сравнению с докризисным периодом он стал более опытным и подготовленным и, соответственно, предъявляет более высокие требования к образованию. Изменились и внешние условия: появилось огромное количество специальной литературы, бизнес стал более цивилизованным. Нынешние студенты не просто слушают и конспектируют, они, имея за плечами ценный практический опыт, провоцируют преподавателя на серьезные дискуссии. Поэтому во многие курсы изменения вносятся, можно сказать, «с колес». Рассказывает Ашот Сеферян: «Все меняется почти на ходу. В ходе дискуссии преподаватель понимает: того, что он предполагал рассказать, недостаточно. Поэтому он приходит в аудиторию за месяц, за два до начала занятий, раздает анкеты, в которых указаны предполагаемые темы, и с помощью слушателей выявляет наиболее интересные, пытается привести занятия в соответствие с интересами конкретной группы. В результате получаются программы, ориентированные на клиента, — с одним и тем же названием, но со своей спецификой. При подготовке учебного плана учитывается также специфика ведения бизнеса в различных отраслях».

Другой способ учесть пожелания клиента — модульные программы. Например, из модулей программы «Современные финансовые технологии» ВШМБ, как из деталей конструктора, можно «строить» различные по длительности и по финансовой направленности обучающие программы. Каждый из модулей может, по желанию заказчика, стать базовым, и построение программы будет основываться на дисциплинах, обеспечивающих решение конкретной проблемы клиента. Группы формируются с учетом уровня задач, которые слушатель решает или планирует решать в рамках своей компании: руководитель малого предприятия не окажется рядом с руководителем средней или крупной организации — иной подход, разная глубина проработки дисциплин. Критерии отбора слушателей включают наличие высшего образования и опыта работы, успешное прохождение вступительных экзаменов. Но не менее важно и собеседование. «В ходе собеседования, — говорит Анна Мустафина, заместитель директора по маркетингу Института магистерской подготовки МЭСИ, — мы внимательно изучаем резюме кандидата и формируем свое мнение о нем как о нашем потенциальном слушателе (достаточно ли он мотивирован для столь серьезного обучения, насколько активен, насколько его опыт и знания будут полезны группе и т.д.). Такая система отбора необходима — программа МВА требует особого подхода к построению занятий и обучению взрослых слушателей, желающих получить не просто «корочки» и квалификацию МВА, а качественное управленческое образование и практические навыки, которые можно использовать в ежедневной практике».

Предугадать, сколько представителей того или иного сектора экономики окажется в набираемой группе, довольно сложно. Обычно «средняя» группа представляет собой сплав представителей различных отраслей, что позволяет находить универсальный метод решения проблем. Но, по словам экспертов, прослеживается определенная тенденция — в бизнес-школы стремятся прежде всего люди из быстро развивающихся сфер: IT, логистики, страхования, сферы услуг. Материальное производство развивается медленнее, поэтому и слушателей из этого сектора меньше. Любопытный факт: практически неизменным остается число представителей торговли — они всегда присутствуют в группе, хотя и не являются ее «костяком». Это, конечно, не «челноки» или владельцы киосков, а руководители и топ-менеджеры торговых розничных сетей.

Яркий пример того, что развитие тех или иных отраслей и появление новых программ тесно связаны — программа выставочного менеджмента Российско-немецкой высшей школы управления (РНВШУ) АНХ при правительстве РФ. Число фирм — организаторов выставок, по данным Международного союза выставок и ярмарок, достигает 248; ежегодный прирост составляет 15–17%. Неудивительно, что этот сегмент привлек внимание АНХ еще в 2003 году. «Мы оказались пионерами разработки программы МВА со специализацией по выставочному менеджменту. В течение 12 лет мы плодотворно сотрудничаем с фирмами и университетами Германии — мировым лидером выставочного дела. Школа работала по немецкой программе МВА, которая переросла потом в адаптированную для России «Российско-немецкую программу МВА», — говорит Эльмира Крылатых, заведующая кафедрой макрои микроэкономики РНВШУ АНХ. Сегодня подготовка ведется по 11 направлениям, среди которых — стратегический менеджмент выставочной фирмы, выставочный маркетинг, особенности управления кадрами в выставочном бизнесе, мировые тенденции развития выставочного дела и др.

Такая система отбора необходима — программа МВА требует особого подхода к построению занятий и обучению взрослых слушателей, желающих получить не просто «корочки» и квалификацию МВА, а качественное управленческое образование и практические навыки, которые можно использовать в ежедневной практике».

Узелок на будущее

По оценкам специалистов, в будущем возможен рост спроса на образовательные услуги бизнес-школ первого эшелона. Виктория Печковская, директор Школы МВА ИЭФ «Синергия» отмечает: «По прогнозам, одним из последствий вступления России в ВТО станет то, что около 17% «белых воротничков», в первую очередь работников банковской и страховой сфер, окажутся без работы — многие отечественные игроки будут сметены глобальными конкурентами. И менеджеры, планирующие свою карьеру, вплотную займутся получением не просто бизнес-образования, а бизнес-образования, которое котируется в международных компаниях. Поэтому совместно с Durham Business School мы разработали программу EMBA, которая позволит студентам получить диплом одной из лучших бизнес-школ Великобритании и Европы вместе с российским дипломом государственного образца».

Итак, современные менеджеры стали более разборчивы и точно знают, что им нужно, они серьезно подходят к выбору программ и школ бизнеса, порой тратя на это год или полтора. Поэтому популярность тех или иных программ будет напрямую зависеть от того, насколько они соответствуют запросам современного рынка. Многие (особенно новые) школы просто не обладают нужным количеством преподавателей-практиков; образование чрезмерно теоретизировано. Поэтому, по мнению экспертов, можно ожидать, что в элитном сегменте, в лучших бизнес-школах качество подготовки возрастет, а в более низком ценовом сегменте будет снижаться.

И конечно, в предстоящие годы бизнес-школы все активнее будут сотрудничать с бизнес-структурами. Елена Бешкинская, проректор программ МВА школы бизнеса «МИРБИС»: «В нашем центре программ МВА создан экспертный совет по руководству программой. Руководители компаний выступают консультантами при разработке учебных программ (так, программа «Управление человеческими ресурсами» разрабатывалась консультантами и HR-директорами компаний), ведут как целые курсы, так и отдельные занятия, руководят выпускными работами, привлекают экспертов для оценки программы и выработки предложений по ее развитию и совершенствованию, рекомендуют тематику выпускных работ, предлагают стажировки в своих компаниях, участвуют в исследованиях, проводимых бизнес-школой. В рамках программы работает «Мастерская бизнеса», в которой регулярно проходят встречи слушателей и выпускников с ведущими специалистами и руководителями компаний, имеющих опыт в той или иной области управления: например, с Сергеем Бешевым, коммерческим директором «Мегафона», Игорем Манном, директором по маркетингу Alcatel, Зоей Таджевой, директором департамента маркетинга DIXIS». На активное сотрудничество с компаниями нацелена и «Синергия»: совместно с ЦКТ «PRoпаганда» была разработана и апробирована новая программа «Корпоративный PR»; заканчивается разработка нового курса маркетинга, практическую часть которого будет вести директор по маркетингу компании Schwarzkopf & Henkel; вскоре появится специализация «Управление бизнес-процессами», разработанная совместно с группой консультантов-практиков (результатом работы этой группы стал одноименный учебник, первый тираж которого — 3000 экземпляров — разошелся за неделю).

Однако, по мнению Юрия Тазова, «пока партнерство отечественного бизнеса и школ по выработке новых программ МВА находится в зачаточном состоянии — бизнес еще не очень хорошо понимает, что именно ему необходимо. Некоторая ясность имеется только в отношении коротких программ и тренингов». Взаимодействие науки и бизнеса развивается, но первый шаг, как правило, делают бизнес-школы. Ашот Сеферян уверяет: «Представители компаний лучше нас знают проблемы и болевые точки бизнеса. Они акцентируют на них внимание, что позволяет соответствующим образом составлять программы. Мы проводим анкетирование слушателей, которые не только оценивают качество курсов и преподавателей, но и высказывают предложения и рекомендации по усовершенствованию программ. Мы же обобщаем и учитываем их предложения, а затем вносим необходимые коррективы».

http://kariera.idr.ru/items/?item=397

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru