Распечатать

Пресс-центр

Финанс №21, 2005 "Российские бизнес-школы. Информация к размышлению"

07 июня 2005

Российские бизнес-школы. Информация к размышлению

Рейтинг. У каждой серьезной школы бизнеса есть свое лицо и свои ярко выраженные особенности. Потенциальному студенту, чтобы не ошибиться в выборе, нужно иметь четкое представление о сильных и проблемных сторонах будущей alma mater.

Маргарита Удовиченко

Оптимистичный взгляд. Отечественное бизнес-образование перестало быть забитым бедным родственником без определенных целей и перспектив при иностранном «большом брате». Если раньше в такие школы чаще шли те, кто не мог себе позволить уехать на Запад (препятствия-отрыв от работы, незнание языка, дороговизна обучения), но остро нуждался в элементарном структурировании накопленной информации, то сейчас ситуация изменилась.

Российские бизнес-школы выросли и возмужали. Они предлагают полноценные долгосрочные программы как для начинающих бизнесменов, мечтающих пробиться в управленческую элиту, так и для опытных топ-менеджеров, желающих взглянуть на свои знания и умения со стороны и понять, куда двигаться дальше. Список предлагаемых почти каждой школой краткосрочных семинаров и тренингов обширен и любопытен, курсы профпереподготовки и повышения квалификации разнообразны и привлекательны. На рынке сосуществуют старожилы со сложившейся репутацией и молодые учебные заведения с большими амбициями. У них общие достоинства-ориентация на российский бизнес, крепкая научная база, полученная от сотрудничества с материнским вузом или с иностранным партнером, и желание идти вперед.

Но перед потенциальным слушателем российских MBA-программ сегодня встала очевидная и непростая проблема: как выбрать нужную из существующих школ? Их много, на вскидку они предлагают очень схожий продукт, их сайты заверяют будущих студентов: «Мы лучшие, мы лидеры. Мы дадим вам то-то и то-то. У нас учились те-то и те-то».

Существует и еще один немаловажный момент, каким бы смешным он ни казался,-у большинства из отечественных бизнес-школ практически идентичные названия: слова «бизнес», «менеджмент» и «деловое администрирование» присутствуют в разных, подчас неудобоваримых сочетаниях. Выход из сложной ситуации есть: рекомендации знакомых выпускников и рейтинги.

Первый шаг. Для «Ф.» представленный рейтинг-дебютный и потому особенно важный. Понять, по каким критериям строить оценочную методику, собрать массив данных, обработать его и в итоге выдать конечную таблицу с заветными цифрами-процесс длительный и трудоемкий. Ведь любое учебное заведение-субстанция в своей закрытости и странности для непосвященных почти космическая. Заставить школу выдать о себе объективную информацию да еще с целью сравнения с другими-дело крайне непростое и вряд ли благодарное.

Нас честно предупреждали: недовольны будут все, кроме занявших первое место, ведь мнение, что «мы-действительно лучшие в России», чрезвычайно распространено. Нам беззастенчиво угрожали: «Если вы нас прорейтингуете, мы на вас в суд подадим. Я вам серьезно говорю». Это слова второго лица бизнес-школы при очень крупном московском вузе. А ведь это гораздо больше, чем просто невежливость отдельно взятого человека, это боязнь сравнения с другими. Очевидно, что гораздо легче выделяться на общем фоне за счет громкого имени материнского вуза, а следовательно, и чужих заслуг, чем побеждать в жесткой конкурентной борьбе.

Ключевые показатели. Главным активом школы мы посчитали преподавательский и студенческий состав. Педагогов оценивали по четырем параметрам: % от общего числа являющихся действующими бизнес-консультантами, %-проходивших практику в зарубежных учебных заведениях, %-авторов учебников, по которым занимаются в школе, и %-имеющих научную степень, докторскую или кандидатскую. «Крайне важно для школы бизнеса иметь сильный преподавательский состав, это главный фактор успеха,-соглашается директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ Юрий Тазов.-Идеальный педагог должен сочетать в себе исключительные способности к преподаванию с глубоким знанием предмета, обладать большим практическим опытом, быть достаточно гибким, чтобы вносить в курсы изменения, которые диктует время, артистичным, словом, должен быть незаурядной личностью». Консультирование позволяет педагогу постоянно находиться на гребне бизнес-волны, разбираться в новейших тенденциях. В школе «Мирбис», например, создан специальный экспертный совет, куда входят научные руководители программы и практики от бизнеса. «Они собираются раз в месяц, чтобы постоянно вносить изменения в программу,-рассказывает проректор по маркетингу Татьяна Иванищева.-Ведь бизнес-образование-это, по сути, отражение бизнеса, и учить ему надо на последних тенденциях».

Все знания, которые слушатели получают в бизнес-школе, должны быть применимы на практике. Традиционный преподаватель вуза, который годами читает одно и то же, состоявшимся бизнесменам не нужен. «У нас учатся люди, которые многое умеют, которые ворочают огромными деньгами. Они пришли, чтобы причесать свои мысли, привести в систему свои знания. Эти слушатели должны общаться с ровней, с тем, кто с полуслова понимает, о чем они говорят и что им нужно. Раньше у нас случалось, что очень хорошие специалисты-теоретики не выдерживали общения с нашими слушателями»,-говорит проректор Высшей коммерческой школы Игорь Знаменский. Вопрос о количестве бизнес-консультантов среди педагогов имеет высокий коэффициент важности. У остальных четырех он ниже. Практика в западных учебных заведениях также значимый аспект. Это и ознакомление с современными наработками в образовании, и общение с ведущими специалистами в своих областях. «Это дает возможность для сравнительного анализа практики менеджмента в разных странах, позволяет преподавателю сформировать представление о компетенциях менеджера в глобальном мире, что крайне важно для обучения на современных программах МВА,-считает заместитель декана по программам ДПО факультета менеджмента СПбГУ Татьяна Солтицкая.-Мы стараемся развивать педагогов через стажировки в западных вузах, совместные консалтинговые проекты».

Ценность бизнес-школы, несомненно, еще и в приобретении новых контактов, налаживании связей с успешными, мотивированными людьми. Поэтому так важен студенческий состав. Одно дело, когда ты сидишь за партой с рядовым, начинающим менеджером, и совсем другое, когда имеешь возможность общаться с владельцем компании и перенимать на протяжении в среднем двух лет его огромный опыт. А когда группа сплошь состоит из матерых управленцев, взаимная польза многократно возрастает.

Бесценную информацию прикладного характера от первого лица слушатели получают и от так называемых гостевых спикеров: школы приглашают бизнесменов, имеющих на рынке серьезный вес. «У нас выступали коммерческий директор компании „Мегафон“, выпускник нашей программы MBA-97 Сергей Бешев, директор по маркетингу Alcatel в России Игорь Манн, управляющий партнер рекрутинговой компании Ward Howell Сергей Воробьев, который рассказывал об управлении талантами. Подобные мастер-классы позволяют из первых уст узнать о ярком успехе в той или иной функциональной области бизнеса, непосредственно задать вопросы: „А как мне сделать?“. Выступающие и слушатели дискутируют, обмениваются аргументированными точками зрения»,-объясняет Татьяна Иванищева. Поэтому вопрос о количестве приглашенных представителей бизнеса был для нас одним из ключевых.

Дополнительные параметры. Немаловажные аспекты-сотрудничество с зарубежными бизнес-школами и возможность получения двух дипломов, российского и западного (для этого, как правило, надо дополнительно сдать экзамен по иностранному языку). О пользе подобных образовательных альянсов рассуждать вряд ли целесообразно: плюсы для стороны, находящейся в роли ученика, очевидны. К тому же зарубежный диплом облегчает устройство на работу за границей. Но Юрий Тазов отстаивает другую точку зрения и сомневается в необходимости специального поиска программ с двумя дипломами на выходе: «Вам для начала нужно решить, где вы будете работать. Если в западной компании, то лучше и учиться в зарубежной бизнес-школе. Если же в России, то наличие дополнительного (иностранного) диплома вряд ли сделает вас более конкурентоспособным на местном рынке. Для HR-менеджера большее значение будет иметь имя школы, которую вы окончили».

Отдельный вопрос-аккредитация в интернациональных образовательных ассоциациях: AACSB, AMBA, EFMD, CEEMAN. Этот показатель мы наделили высоким коэффициентом, потому что для получения аккредитации необходимы интенсивная исследовательская и консалтинговая работа, а также публикации в специальных международных изданиях. Это проверка уровня и качества подготовки, в частности по программе MBA, и серьезная, придирчивая оценка деятельности бизнес-школы. Кроме того, сам процесс аккредитации не только трудоемкий, но и длительный: например, в самой авторитетной всемирной ассоциации AACSB он занимает по меньшей мере четыре года. За наличие государственной аккредитации школам начислялось чуть меньше очков прежде всего потому, что за редким исключением она наличествует у всех оцениваемых учебных заведений.

Важным критерием был опыт подготовки долгосрочных корпоративных программ. Это говорит о репутации школы. Во-первых, в неавторитетное учебное заведение компании не станут обращаться за разработкой специального курса. Во-вторых, способность адаптировать собственные учебные наработки под конкретные нужды-показатель профессионализма и гибкости. Не такое серьезное значение имело в нашей оценке предоставление программ повышения квалификации и профессиональной подготовки. Это продукт не уникальный, но он является показателем способности решать разные задачи и дополнительной информацией к размышлению о сильных сторонах школы (стоит обратить внимание на направленность краткосрочных семинаров и тренингов).

Центр карьеры, занимающийся трудоустройством вчерашних студентов, и ассоциация выпускников-организации крайне полезные. Общеизвестно, что большинство слушателей российских бизнес-программ работают и зачастую их обучение оплачивает компания. Но с другой стороны, многие идут на MBA, чтобы сменить сферу деятельности или сделать карьерный рывок, и им помощь в трудоустройстве определенно не помешает. Разветвленная сеть выпускников, которые регулярно встречаются, обмениваются новостями и новоприобретенным опытом, которые могут стать партнерами по бизнесу, оказать посильную помощь во всевозможных начинаниях (пусть даже дельным советом), дорогого стоит. Желание и умение школы поддерживать возникшие во время учебы отношения-тоже весомый показатель. «Некоторые наши выпускники стали спонсорами школы. Для нас это революция, хотя на Западе-обычная практика: учебные заведения существуют за счет пожертвований выпускников,-рассказывает декан Высшей школы корпоративного управления Сергей Календжян.-Они не просто дали нам деньги неизвестно на что, они стали соучредителями ВШКУ, которые прекрасно осведомлены о том, на что направляются их средства».

Мы также учитывали возраст учебных заведений: он придает им вес и значительность. Пять школ из итоговой первой десятки отпраздновали десятилетний юбилей, возраст четырех из них уже давно перевалил за пятнадцать. С другой стороны, есть и молодые школы, успевшие завоевать авторитет и крепко стоящие на ногах (большинство из них поддерживаются университетами-"гигантами", традиционно сильными в экономических и финансовых областях).

Некоторые школы получили в актив очки за участие в престижном конкурсе, проводимом ежегодно Американской торговой палатой в России,-MBA Case Competition. Это соревнование представителей отечественных бизнес-школ, заключающееся в анализе кейсов. Одновременно проводятся конкурсы на русском и английском языках, так что каждый год определяются по два победителя.

Итоги. К выбору учебного заведения надо подходить осмотрительно и серьезно. Во-первых, нужно поставить перед собой четкую цель-чего вы хотите от этого образования? Когда ответ будет получен, искать станет гораздо проще. Во-вторых, стоит тщательно изучить всю информацию, которую только можно собрать, в самой школе, из разговоров со слушателями и педагогами, знакомыми выпускниками, и это в какой-то степени поможет избежать разочарования и впустую потраченных времени и денег.

При выборе бизнес-школы многие критерии важны, но ключевых все-таки несколько: профессорско-преподавательский состав, круг слушателей, специализация программы, репутация школы. Остальное обычно прикладывается.

РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ

Место Бизнес-школа Рейтинг (баллы) % обучающихся, которые являются топ-менеджерами и владельцами бизнеса % штатных преподавателей, являющихся действующими бизнес-консультантами % штатных преподавателей, проходивших практику в зарубежных учебных заведениях % штатных преподавателей, являющихся кандидатами и докторами наук % штатных преподавателей, являющихся авторами собственных учебников Количество представителей бизнеса, принимавших участие в занятиях в 2004-2005 гг. Аккредитация в международной организации Сотрудничество с зарубежными бизнес-школами Возможность получения западного диплома Опыт подготовки долгосрочных корпоративных программ Наличие центра карьеры, занимающегося трудоустройством выпускников Наличие ассоциации выпускников Возраст школы Наличие государственной аккредитации Наличие программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки Принимала ли школа участие в MBA Case Competition Какие места занимала Бизнес-школа
1 Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства 119 74 53 80 90 27 93 да да нет да да да 17 да да да 2 Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства
2 Высшая школа корпоративного управления АНХ 117 80 90 95 88 50 15 да да да да да да 9 да да да 2 Высшая школа корпоративного управления АНХ
3 Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» 102 31 75 31 87 59 67 да да да да да да 17 да да да 4 и 5 Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»
4 Институт экономики и финансов «Синергия» 100 43 52 90 79 38 48 да да да да да да 10 да да нет нет Институт экономики и финансов «Синергия»
5 Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ 99 42 70 70 100 40 12 да да да да да да 17 да да нет нет Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ
6 Бизнес-школа технологий менеджмента Института переподготовки кадров УГТУ* 98 30 100 86 73 82 46 нет да да да да да 18 да да нет нет Бизнес-школа технологий менеджмента Института переподготовки кадров УГТУ*
7 Школа бизнеса Всероссийской академии внешней торговли 94 55 75 63 100 90 20 нет да нет да да да 5 да да нет нет Школа бизнеса Всероссийской академии внешней торговли
8 Высшая школа финансового менеджмента АНХ 93 61 46 38 71 46 21 да да да да да да 9 да да да нет Высшая школа финансового менеджмента АНХ
9 Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академиии 89 61 81 88 85 92 12 нет да да да нет нет 6 да да да 2 Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии
10 Институт магистерской подготовки МЭСИ** 80 35 63 82 88 88 31 нет да нет да да да 6 да да нет нет Институт магистерской подготовки МЭСИ**
11 Высшая школа менеджмента Государственный университет-Высшая школа экономики 79 60 68 77 85 69 3 нет да нет да да да 6 да да нет нет Высшая школа менеджмента Государственный университет-Высшая школа экономики
12 Банковский институт ГУ-ВШЭ 77 30 67 100 76 19 15 нет да да да да да 10 да да нет нет Банковский институт ГУ-ВШЭ
13 Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета 76 45 46 71 81 34 28 нет да нет да да да 12 да да нет нет Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
14 Факультет «Институт менеджмента и маркетинга» АНХ 75 30 33 50 92 67 50 нет да да да да да 8 да да нет нет Факультет «Институт менеджмента и маркетинга» АНХ
15 Американский институт бизнеса и экономики 73 8 100 100 0 25 15 нет нет нет нет да да 16 нет нет да 1 и 2 Американский институт бизнеса и экономики
16 Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве 71 82 43 14 86 29 6 да да да нет да да 13 да нет нет нет Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве
17 Российско-немецкая высшая школа управления АНХ 70 52 83 67 100 67 15 нет да нет да да да 13 да да нет нет Российско-немецкая высшая школа управления АНХ
18 Русская школа маркетинга 70 30 100 33 0 17 12 нет да да да да нет 4 нет нет нет нет Русская школа маркетинга
19 Высшая школа делового администрирования Поморского государственного университета 70 40 44 78 67 67 6 нет да да да нет да 3 да да нет нет Высшая школа делового администрирования Поморского государственного университета
20 Центр подготовки управленческих кадров в составе Тольяттинской академии управления 67 17 80 80 70 25 5 нет да нет да да да 14 да да нет нет Центр подготовки управленческих кадров в составе Тольяттинской академии управления
21 Российско-американская программа бизнес-менеджмента ВУЭС*** 56 30 14 100 93 7 2 нет да да нет нет нет 3 да нет нет нет Российско-американская программа бизнес-менеджмента ВУЭС***
22 Бизнес-школа Воронежского государственного университета 52 50 27 100 100 19 2 нет да нет нет нет нет 10 да да нет нет Бизнес-школа Воронежского государственного университета
23 Программа «MBA» Казанского государственного финансово-экономического института 47 73 23 40 59 6 5 нет да да да нет да 5 да да нет нет Программа «MBA» Казанского государственного финансово-экономического института
24 Факультет финансов и банковского дела АНХ 40 20 50 20 95 14 4 нет нет нет нет да нет 11 да да нет нет Факультет финансов и банковского дела АНХ

-* УГТУ-Уральский государственный технический университет. ** МЭСИ-Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. *** Владивостокский университет экономики и сервиса.

По данным бизнес-школ на 01.04.05. За достоверность предоставленной информации редакция ответственности не несет.

Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» Рейтинг «Ф.»-102 балла

Школа была организована в 1988 году межправительственным соглашением СССР и Италии по западному типу специально под программу MBA. Сегодня это многоуровневое учебное заведение, предлагающее разнообразные услуги-начиная с подготовительного отделения и высшего образования, заканчивая докторантурой. «Мы рассматриваем наших студентов в качестве партнеров по обучению, ориентируемся не только на то, что мы хотим и можем им дать, а на то, что это должно быть воспринято, востребовано и не устареет за тот период времени, пока они у нас»,-формулирует проректор по маркетингу Татьяна Иванищева. Гордость «Мирбис»-первый в России «Полный курс MBA», высоко оцененный другими авторитетными учебными заведениями. Две книги, вышедшие в этой серии,-"Принципы управленческих решений и российская практика" Татьяны Гайдаенко и «Микроэкономика и макроэкономика-аналитическая база для решения бизнес-задач» Ирины Станковской и Ирины Стрелец стали бестселлерами. Отдельного упоминания заслуживает социальная программа по переподготовке военнослужащих, уволенных в запас, которой уже 14 лет. «Мы учим их экономической грамотности, основам бизнеса, способствуем социальной адаптации. Эти программы идут полностью за наш счет. Это дело сложное, но необходимое»,-говорит Татьяна Иванищева. Самые успешные выпускники «Мирбис»: генеральный директор «Ойл Трейд Компани» Денис Аристархов, исполнительный директор «Мобил Телеком» Дмитрий Нилов, коммерческий директор компании «Мегафон» Сергей Бешев, директор по информационным технологиям Альфа-банка Сергей Меднов.


http://finansmag.ru/offline/num111/obrazovanie/16608/?search=мирбис

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru