Распечатать

Пресс-центр

Обучение в России, 2003 "Бизнес-образование: вчера, сегодня, завтра"

04 августа 2005

Сегодня потребность в квалифицированных менеджерах, топ-менеджерах и руководителях, способных быстро и адекватно реагировать на все изменения рынка и вести бизнес грамотно, растет с каждым днем. Необходимость в специальных знаниях осознают и многие карьеристы, мечтающие выгодно отличаться от конкурентов. Учиться и учить бизнесу становится тенденцией времени.

Как все начиналось

Сейчас уже трудно представить, что двадцать лет назад в России даже не существовало такого понятия, как "бизнес-образование". В Советском Союзе на менеджеров не учили. У руководителей предприятий, отделов и организаций было лишь две возможности получать самую актуальную информацию о состоянии рынка и поведении на нем - это самообразование и курсы повышения квалификации для руководящих работников. Зарубежное бизнес-образование, если и было доступно, то только по обмену и для единиц.

Но время неизменно вносило свои коррективы. Изменялось государство, реалии жизни. И, как следствие, взгляд на образование.

Степень МВА (Master of Business Administration, или "Мастер делового администрирования") появилась в России чуть больше десяти лет назад. А годом рождения бизнес-образования принято считать 1988, когда были открыты Высшая коммерческая школа при Министерстве внешнеэкономических связей и Высшая школа международного бизнеса при Академии народного хозяйства. Конец 80-х годов ознаменовался не только появление этих двух бизнес-школ, в это время открылись и успешно работают и по сей день школа бизнеса МИРБИС, школа бизнеса МГУ и другие. Стоит заметить, что МИРБИС - единственная школа бизнеса, созданная собственно для реализации программы подготовки высшего управленческого персонала. Программам МВА была разработана здесь в 1989 году с участием ведущих ученых и практиков восьми стран мира.

Вслед за этими школами при известных вузах, в первую очередь столичных, начинают открываться и другие бизнес-школы, которые предлагают программу МВА.

Правда, нельзя сказать, что слушателей на новую программу найти было легко. Когда первые программы уже были разработаны, оказалось, что тех, кто соответствовал бы всем требованиям к обучению, просто не существует. Конечно, были руководители, готовые получать новые знания, имеющие и соответствующий опыт работы и владеющие английским языком. Но они не были готовы учиться по новой программе. Поэтому пришлось организовывать специальные курсы для кандидатов на получение степени МВА. Вырастить первых слушателей новой программы - вот какую задачу решали первые школы бизнеса в России. В начале 90-х годов огромной популярностью пользовались курсы, которые читали западные специалисты, объясняя нашим предпринимателям элементарные понятия экономики.

Начинает появляться и спрос на МВА, а вот официального признания, государственного статуса эта программа в те времена еще не получает. Поэтому бизнес-школы вынуждены были как-то решать эту проблему, выдавая выпускникам своих программ либо диплом о профессиональной подготовке, либо о втором высшем образовании, либо о прохождении магистерского курса.

Собственные дипломы - Certificate of Business Study - выдавал с 1993 по 1997 год Американский институт бизнеса и экономики по окончании двухгодичной программы, которая для многих слушателей стала ступенькой к получению западной степени МВА. Собственную программу МВА АИБЭк начинает предлагать с 1997 года.

До 1999 года каждая школа сама вольна была решать, какое содержание закладывать в программу. Как правило, к разработке привлекались западные эксперты, опиравшиеся на зарубежный опыт. И в самом конце прошлого века Министерство образования утвердило "Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования"". Соответственно, и диплом МВА тех школ, которые прошли лицензирование, получил официальный статус.

Первые программы МВА в нашей стране были действительно российскими. Со временем стали появляться совместные программы российских и зарубежных школ бизнеса и западные программы, учиться по которым могли, не выезжая из России. Сегодня рынок пестрит предложениями о получении бизнес-образования. В ближайшее время ожидается настоящий "бум МВА" - количество учебных заведений, предлагающих эту программу и получивших лицензию, неуклонно растет. Отрадно осознавать, что теперь и в России можно получить качественное и востребованное временем бизнес-образование.

Нелегкое бремя выбора

Решившему сегодня получать бизнес-образование можно и позавидовать и посочувствовать. Позавидовать - потому что принять такое решение занятому человеку не так уж и просто, потому что его ожидает полезный опыт, новые связи, новые знания, технологии, приемы, которые, возможно, изменят жизнь, круг общения, карьерные планы. В любом случае, помогут работать на качественно новом уровне и по-иному взглянуть на ведение бизнеса вообще.

А сочувствие вызывает нелегкий выбор программы и школы. Каждый решает эту проблему сам. И первый и необходимый вопрос, требующий максимально честного ответа: "Зачем?" Как мотивирует будущий слушатель свое желание учиться? Придется четко сформулировать, что вы рассчитываете получить в ходе обучения, по его завершении, какие дисциплины вам необходимы и как полученные знания будут применяться в практической деятельности. Сформулируйте ваши личные цели, перспективы. Другими словами, нарисуйте целостный портрет себя, уже завершившего обучение.

Немаловажный фактор - время, которое вы готовы отдать учебе. Бизнес-программы достаточно насыщены и порой одно пропущенное занятие лишает слушателя целого - большого - блока знаний. Поэтому решите, какую программу вы ищите: краткосрочную или, например, несколько модулей, или относительно полный курс. Если вы твердо решили учиться длительный период времени (два года), то опять же исходя из временных возможностей, выбирайте форму обучения - очную, вечернюю или заочную.

И хотя в России потенциальные слушатели сами принимают решение, какой школе отдать предпочтение, все-таки требования к поступающим на серьезные программы (например, Executive МВА) достаточно высоки. Определитесь сразу, сопоставив имеющиеся знания и опыт, на что вы можете претендовать.

Выбирая бизнес-школу, каждый формулирует собственный список критериев, которым школа должна соответствовать. Это могут быть, например, авторитет и известность школы, рекомендации выпускников, содержание программы, возможность выбора специализаций, контингент коллег-слушателей, удобный учебный график... Исследования показывают, что практически все студенты, выбирая бизнес-школу, ориентируются в первую очередь на несколько основных показателей. Во-первых, это имя школы и ее место в рейтинге (пусть и неофициальном). Среди российских бизнес-школ есть уже и свои бренды - ВШМБ, ВКШ, МИРБИС, ИБДА, АИБЭк. Обращают внимание и на то, как давно существует школа. Второй критерий - соответствие предлагаемой специализации личным интересам. Хотя не для всех это становится решающим фактором: многие стремятся получить общие (general) знания. Действительно важно для слушателей содержание программы и преподаватели. Сегодня среди тех, кто учит желающих вести бизнес, уже есть имена, передающиеся из уст в уста, известные в заинтересованных кругах. Специалисты говорят, что все чаще студенты идут "на преподавателя". Очень приветствуется, если к преподаванию привлекаются специалисты-практики. Например, в МИРБИСе читают лекции представители таких известных компаний, как "Вимм-Билль-Данн", IKEA, SAP, Jonhson&Jonhson.

Трудность, с которой приходится сталкиваться россиянам, это множество программ с похожими названиями и на первый взгляд идентичным содержанием. Поэтому прежде чем сделать выбор в пользу той или иной программы, придется внимательно изучить все предложения и посетить минимум пару-тройку школ лично.

Рынок сегодня может не только похвастаться разнообразием программ, но и подготовленностью слушателей. Обычно даже первому звонку предшествует кропотливая работа: изучение и сравнение программ, школ, стоимости обучения, графика занятий и т.д., опрос "с пристрастием" выпускников или слушателей, посещение выставок, чтение специальной литературы. Потенциальные слушатели проводят настоящие маркетинговые исследования, особенно если выбирают МВА. Оно и понятно, стоимость программы требует не ошибиться в выборе.

Однако следует заметить, что так подготовлены только потенциальные слушатели двух столиц (особенно, Москвы). В регионах о программе МВА пока известно немного, а о возможности получения этой степени и того меньше. Чаще те, кто осознает необходимость дополнительных знаний, выбирают второе высшее, просто не подозревая о существовании МВА или до конца не понимая, что это такое. Жителям регионов приходится еще изучить огромное количество информации, прежде чем решить учиться бизнесу. А тем из них, кто выбирает столичное образование, приходится столкнуться еще и с бытовыми проблемами. Школы, понимая это, предлагают слушателям полный комплекс услуг - от подбора жилья до горячих обедов.

Сегодня очень многие слушатели придерживаются западного подхода к образованию и идут учиться не столько за знаниями, сколько за полезными связями и контактами. Поэтому при выборе не последнюю роль играет контингент, в рядах которого предстоит сидеть за партой.

Учиться бизнесу

Бизнес-обучение подразумевает чаще всего последипломные программы. Получать соответствующее образование приходят те, кто уже окунулся в реальную практику, оценил и сравнил уровень собственных знаний с теми проблемами и задачами, которые предстоит решать.

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы в российских вузах начали появляться факультеты менеджмента и управления. Студенты, которые выбирают обучение по этим направлениям, тоже изучают бизнес. С одной лишь оговоркой. Знания, предлагаемые вузами, большей частью теоретические, не подкрепленные примерами из практики. А полноценное бизнес-образование - это, прежде всего, практика, деловые контакты, обучение с опорой на собственный опыт. Это обучение для тех, кто уже чего-то добился в жизни и хочет выйти на качественно новый уровень ведения бизнеса. Например, слушатели программы МВА - это, как правило, высший руководящий состав средних компаний или среднее менеджерское звено крупных компаний.

Сравнивать вузовское обучение с подготовкой в бизнес-школе некорректно: это два разных направления, преследующих разные цели и решающих разные задачи.

Программы по бизнесу изменяются и преобразуются вместе с ситуацией в стране, экономике и политике. Основная цель российских бизнес-школ - подготовить специалистов, способных работать именно в нашей стране, учитывая специфику ведения бизнеса и национальный характер. И при этом не отрицать западный опыт, а адаптировать его к российской действительности.

Программы должны быть ориентированны на реальный бизнес. Например, в качестве выпускной работы слушателю может быть предложено выполнить проект по заказу той или иной компании.

И хотя в содержании некоторых программ все еще много теории, на первый план сегодня выходят активные методы работы, такие как мозговые штурмы, анализ конкретных деловых ситуаций, групповые исследовательские проекты, тренинги, ситуационные, деловые и ролевые игры, консультации, case study. Метод "кейсов", так широко используемый на Западе, в России пока еще не применяется в достаточной степени. Финансовая отчетность крупных российских компаний - все еще "тайна за семью печатями". И тем не менее "кейсы" - обязательная составляющая, например, программы МВА. Иногда сами студенты помогают в составлении таких примеров, вынося на общее обсуждение проблемы компаний, в которых они работают. В результате слушатель выбирает из предложенных оптимальный путь решения, а преподаватель пополняет программу еще одним удачным заданием для будущих слушателей.

В содержание многих программ включено изучение английского языка. Например, в ВКШ предусмотрено прохождение интенсивного курса делового английского с любого уровня по программе Лондонской торгово-промышленной палаты (LCCI). У слушателей практически всех школ есть возможность изучать дополнительные дисциплины или прослушать специальные курсы на английском языке.

Сегодня многие школы могут похвастаться интересными находками для обучения бизнесу, интересными преподавателями, хорошей оснащенностью образовательного процесса. Однако существуют и проблемы.

Одна из них - нехватка квалифицированных преподавателей-практиков, тех, которые дают знания, не оторванные от действительности, которые способны своевременно реагировать на изменения рынка и учить своих слушателей действенным подходам, методам и приемам. Почти все школы ведут работу по привлечению интересных преподавателей, нередко случается и так, что читать тот или иной курс приглашаются выпускники программы МВА.

Другая проблема - построить процесс обучения таким образом, чтобы слушатели имели возможность обмениваться опытом. У занятого человека для этого может просто не хватить времени вне рамок программы. А деловые связи и контакты - важная часть бизнес-образования.

Поскольку в нашей стране пока еще слушатели выбирают школу, а не наоборот, то контингент пришедших учиться порой очень разнообразен. Поэтому в последнее время вводятся специальные тестирования, цель которых подобрать группы с примерно одинаковым уровнем и близкими проблемами и задачами.

Кто же сегодня является потенциальным слушателем программ по бизнесу? В первую очередь, это мужчины и женщины не моложе 28-30 лет, осознающие необходимость в специальных знаниях. Учиться они идут, чтобы занять более высокий пост в компании, где уже успешно трудятся или чтобы найти новое место работы, соответствующее уровню притязаний.

Очень важно, что многие бизнес-школы проводят ярмарки вакансий, приглашают потенциальных работодателей, создают ассоциации выпускников и открывают центры по трудоустройству.

И если несколько лет назад руководители еще не были готовы переплачивать за "корочку" МВА, то сегодня потребность в выпускниках бизнес-программ растет. По статистике, большая часть завершивших обучение улучшает свое материальное состояние и значительно поднимается по карьерной лестнице.

Спектр бизнес-программ

Официальный рейтинг бизнес-школ и программ в России пока не составляется. Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) приняла решение издать "мягкий" рейтинг, представив в нем самые достойные школы и предлагаемые программы, но не ранжируя их.

Спектр программ, предлагаемых сегодня потенциальным слушателям, необычайно широк. Это краткосрочные тренинги и семинары, курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (см. № 10, 2003), второе высшее образование (получаемое, например, параллельно со степенью МВА), МВА, Executive МВА. Предлагаются как общие программы, так и специализированные. Всегда есть возможность выбрать наиболее удобную форму обучения - дневное, вечернее, заочное, модульное, дистанционное.

Стоимость программ бизнес-обучения колеблется от $200-400 за короткий тренинг, курс или блок до $10 тыс., скажем, за EМВА. Гранты на обучение в нашей стране пока еще редкость и тем не менее у самых талантливых есть возможность получить скидки. Например, в АИБЭке слушатели, успешно сдавшие вступительный экзамен, платят лишь $400 за предмет (стандартная стоимость - $900).

Бизнес-образование очень часто ассоциируется с получением степени МВА. Пожалуй, именно эта программа в последние годы все больше покоряет сердца россиян. В содержание МВА входит несколько обязательных блоков: научная основа бизнеса, базовые дисциплины и специализация. И хотя "основа" предопределена государственным стандартом, программы разнятся от школы к школе. Например, МИРБИС известен специализацией "Маркетинг" . Эта школа славится большим количеством специализированных МВА, среди которых "Управление медицинским бизнесом" , "Стратегический менеджмент и предпринимательство", "Управление нефтегазовым бизнесом", "Управление международным бизнесом" и др.

Широкий выбор специализаций МВА в ВКШ учитывает интересы каждого слушателя. Наряду с общим или стратегическим менеджментом, студенты изучают финансовый и инвестиционный менеджмент, управление российским и международным бизнесом, управление человеческими ресурсами. Одно из новых направление обучения - политический менеджмент.

Высшая школа финансового менеджмента предлагает обучение на очно-заочном отделении программы МВА "Финансы". Задача этой программы - подготовка управленческих кадров, способных качественно и на современном уровне решать проблемы в сфере взаимодействия менеджмента и финансов. Одна из особенностей этой программы - изучение российского опыта управления.

В конце октября этого года началось обучение на новой программе для топ-менеджеров МИРБИС - Executive МВА. Эта программа развивает управленческие навыки и дает инструменты руководителю компании для эффективного управления в будущем. Требования к поступлению высоки - опыт руководящей работы 4-5 лет, структурированное интервью и тестирование по менеджменту.

В Государственной академии специалистов инвестиционной сферы разрабатывается программа "Стратегический ресурс" - система подготовки топ-менеджеров крупных компаний. Эта программа обучения учитывает уровень профессионализма в вопросе управления каждого (!) слушателя. Это максимально индивидуализированная программа, где для каждого предусмотрены консультанты по всему спектру изучаемых вопросов.

Можно в России получить и дипломы западных бизнес-школ. Большинство таких программ встречается в АНХ: бельгийская, английская немецкая, французская, американская.

Бизнес-образование завтрашнего дня

Ответить на вопрос: "Какое бизнес-образование будет популярно завтра?", совсем не просто. Однако можно выделить несколько тенденций, которые наверняка получат развитие.

Слушателей МВА с каждым годом становится все больше, и количество их будет увеличиваться, поскольку потребность рынка в качественных специалистах растет из года в год.

Все чаще слушатели отдают предпочтение серьезным программам, а лишь после этого получают узкоспециализированные знания на соответствующих краткосрочных курсах.

Качественно изменяется и уровень подготовки. На рынок выводятся программы для руководителей и владельцев предприятий, такие как Executive МВА. Они востребованы уже сейчас, и школы делают на них ставку в будущем. Кроме того, программы станут более индивидуализированными. Школы делают ставку и на корпоративное обучение.

Будет развивать заочная форма получения бизнес-образования как в столицах, так и в регионах. Занятые люди все чаще выбирают даже не модульную, а именно дистанционную форму обучения, требующую очного присутствия, например, в течение пяти месяцев за два года. Найти время для прохождения такой программы, конечно, легче. Но и самоорганизация потребуется колоссальная.

Среди специализаций бизнес-программ начинают появляться новые, востребованные временем. Например, управление инновациями и инвестиционными процессами.

Преподаватели бизнес-школ просто обязаны разбираться в реалиях российского бизнеса. А для этого тоже необходимо учиться. Мастер-классы для преподавателей бизнес-школ выявляют и общие проблемы, и помогают найти пути решения собственных трудностей. Это отличный шанс и стимул развиваться, а не стоять на месте. Возможно, подготовка преподавателей бизнес-школ в ближайшие годы тоже станет привычным явлением.

И, конечно, можно ожидать слушателей, требования которых тоже будут расти из года в год, высоко мотивированных, твердо знающих, чего они хотят и зачем им это нужно.

Есть все основания полагать, что уровень бизнес-образования в России с каждым годом будет повышаться. Проблемы, конечно, не исчезнут, но путей их решения станет гораздо больше.

Мнение

Алексей Быков, выпускник программы "МВА-финансы" МИРБИС

Я решил учиться по нескольким причинам. Первая из них - увеличение доходов. Единственный способ достичь большего дохода - быть умным или образованным. Но если ум дается от природы, то образование - это то, что можешь приобрести. Вторая причина - расширение кругозора, выработка готовности к обучению, изменению, гибкости. И конечно, хотел приобрести специальные знания для практической работы и карьеры.

Бизнес развился, появились его живые прецеденты, практика и среда, которую можно изучать и в которую затем продать приобретенные знания. Преподаватели подрабатывают консультантами в корпорациях, проводят коучинги, тренинги. Это как бальзам на душу для слушателя из региона, куда бизнес и рынок лишь только прокладывают дорогу.

Что дала программа? Ощущение уверенности в себе. Специальные знания. Стратегическое видение собственной карьеры. Общение с одногруппниками - нас было десять человек, все из разных регионов от Москвы до Барнаула, - это 30% обучения МВА. Сложилась новая философия. Мне кажется, мы стали старше, мудрее, опытней. Появилось чувство команды, поэтому рекомендация всем студентам МВА: не стесняйтесь, отмечайте сданные экзамены группой - бесценный капитал общения. Рекомендую МВА. Это вложение средств, которое невозможно потерять

Александр Буткин, выпускник программы МВА МИРБИС

Когда передо мной встал вопрос о том, что надо учиться, глаза разбегались. В тот момент я только пришел работать в компанию и те практические задачи, которые стояли перед компанией и передо мной, привели к очевидному выводу: не хватает специальных знаний и их систематизации. Есть целый набор знаний из разрозненных курсов, а вот в единую структурированную "картинку" все это никак не складывалось. Изучив рынок образовательных программ, решал: либо идти на несколько специализированных курсов, достаточно коротких по времени и не особенно дорогих, или выбирать что-то серьезное. Именно поэтому, частично руководствуясь тем, что "скупой платит дважды", остановился на программе МВА.

Для того чтобы выбрать школу, потребовалось почти три месяца. За это время я просмотрел достаточно большое количество литературы по вопросам бизнес-образования и МВА, изучил все сайты ведущих бизнес-школ, а потом и посетил их. В результате решил учиться в МИРБИСе.

При поступлении, как я уже говорил, в первую очередь хотелось получить целостную картину, которая позволила бы более эффективно использовать имеющиеся знания, а соответственно, для этого надо было еще дополнить те "кусочки мозаики", которых не хватало. Кроме того, требовалось расширять круг общения, поскольку смена места работы привела к смене делового круга. Почти все мои ожидания оправдались. Теперь придется продолжать обучение дальше, уже на коротких курсах или специальных, узко направленных программах. Допускаю, что это эффект понимания того, что же все-таки нужно. Расплывчатые цели, которые были при поступлении, получили необходимую конкретизацию. Так что картинка все-таки сложилась в единое целое! Нисколько не сомневаюсь, что все это пригодится в жизни. А по поводу того, что дала программа, могу сказать одно. По-моему, от любого обучения, в том числе и от программы МВА, каждый берет только то, что сам хочет и может взять. Преподаватели обладают всем необходимым набором инструментов для того, чтобы передать знания, а вот возьмет эти знания слушатель или нет... Это уже зависит от слушателя.

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru