Программа М.В.А. Института экономики и финансов "Синергия" первой в России в 2001 году получила международную аккредитацию Ассоциации М.В.А. (АМВА), в июне ассоциация ее продлила. Сейчас у института уже достаточно опыта для того, чтобы на практике оценить, в чем принципиальные отличия отечественных программ М.В.А. от зарубежных. Ректор ИЭФ "Синергия" Михаил Иоффе и проректор по международным связям Лариса Карташова определяют основные расхождения следующим образом. "Прежде всего, заметна разница в комплектации групп. В западных бизнес-школах группы более разнообразны по составу. Российские школы опасаются возникновения проблем и конфликтов, - замечает Л. Карташова, - и стремятся к однородности. Но разнородные группы более успешны: М.В.А. учит всесторонне анализировать ситуацию и принимать обоснованные управленческие решения, и учеба именно в такой группе позволяет отработать этот навык наиболее эффективно". Еще одно расхождение - количество аудиторных часов. По российскому стандарту, их должно быть не менее 1000, по стандарту АМВА - минимум 400. Все остальное время обучения отводится на самостоятельную работу, которой у нас по-прежнему уделяется мало внимания. Соответственно, в западной практике больше используются интерактивные методы и самообучение. В России такая возможность практически исключена, поскольку методика здесь еще не отработана. Однако именно для нашей страны подобные формы обучения имеют особую важность: у нас предпочтение отдается вечернему, очно-заочному, дистанционному образованию. На Западе основная форма - дневная, позволяющая получать знания быстро, в отрыве от работы. Наша страна огромна, и дистанционные формы здесь будут приобретать куда большее значение, чем за границей. "Эта работа требует серьезных затрат, и мы на них пошли, поскольку вынуждены были исправлять общую ошибку, - говорит М. Иоффе. - Мы уже выпустили серию интерактивных обучающих пособий, что, конечно, поможет внедрить дистанционное обучение, а этим опытом уже многие начинают интересоваться". Еще одна типично российская примета - обилие специализаций в рамках программ М.В.А. За рубежом более популярны общие программы для менеджеров-дженералистов и укрупненные специализации (финансы, стратегический менеджмент и т.п.). Такое обучение, независимо от места работы карьериста, должно помочь формированию стратегического мышления, отработке управленческих навыков. У нас же предпочитают узкую специализацию, и в рамках программы М.В.А. может быть множество направлений. Серьезно различается процедура аккредитации бизнес-школ и программ. На Западе аккредитующие организации - общественные, и экспертиза независимая. Скажем, АМВА - это 15 тысяч выпускников 87 бизнес-школ. У нас в роли экспертного совета выступают Министерство образования и Российская ассоциация бизнес-образования, то есть в конечном итоге сами бизнес-школы, и независимая общественная экспертиза работодателей и выпускников остается острой необходимостью. У них ассоциации выпускников проводят семинары, симпозиумы, выпускают пособия, организуют братства - все это помогает интеграции бизнеса разных стран. В России тоже появилась региональная ассоциация выпускников программ М.В.А., объединяющая россиян, учившихся в отечественных и зарубежных бизнес-школах, - будущее покажет, какую роль она сыграет в развитии этого сектора образования. Различаются и подходы к рейтингам: у нас за основу чаще всего берутся количественные показатели (площадь, наличие инфраструктуры и т.п.). Учебные заведения сами предоставляют эти сведения, часто не подкрепляя их никакими документальными доказательствами. Самые авторитетные мировые рейтинги учитывают и качественные показатели - например, рост доходов выпускников, изменения в их карьере. Одно из важнейших отличий - принципы набора слушателей. В российских бизнес-школах стратегия работы со слушателями не особенно продумана: школы вынуждены приспосабливаться к слушателям и принимать на программы практически всех. Отличается и стартовый уровень поступающих: в России на программы М.В.А. приходят люди от 25 до 55 лет с самым разным образованием и опытом управленческой работы. Запросы у них тоже разные, поскольку каждому хочется приспособить программу под свою практическую деятельность, и потому мнения разных людей об одной программе могут быть диаметрально противоположными. Западные бизнес-школы подчиняют своих слушателей общему плану. Нашим нужны конкретные ответы на сиюминутные вопросы. На Западе дают общий набор инструментов. Различается и роль преподавателя. В России от преподавателя ждут, что он все объяснит, разложит по полочкам. В западной системе бизнес-образования преподаватель - партнер. Он вместе со студентами обсуждает проблемы, ищет решения, порой сам учится у бизнесменов. Наконец, довольно сильно отличаются процедура аккредитации и ее смысл. Нам жестко предписаны определенное количество часов, названия блоков и предметов, нам свойственно стремление все стандартизировать, и это понятно: российские требования рождались в условиях еще не сформировавшегося рынка. Соответствующие же зрелому рынку требования АМВА не прописывают детали столь подробно и не содержат жесткой регламентации - напротив, гибкость и разнообразие только приветствуются. И можно предположить, что с развитием рынка бизнес-образования в России отечественный стандарт тоже станет более гибким.
Обязательность необязательна
Только что прошла аккредитацию АМВА программа М.В.А. Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС". Западная аккредитация российской бизнес-школы - это не только и не столько вопрос престижа, сколько вопрос качества. Наши государственные требования созданы по результатам эксперимента, на основе обобщенного опыта российского бизнес-образования. Новизной этого дела обусловлен жесткий формат отечественных стандартов: он позволяет закрепить статус бизнес-школы, дает ей право выдавать диплом - то есть определяет некий необходимый минимум. На Западе нет государственного стандарта, там каждая бизнес-школа выдает свой диплом и несет за него ответственность перед обществом и работодателями. Общественная аккредитация - это своего рода знак качества. "АМВА - держатели линейки, которой мерят программы М.В.А.", - замечает Елена Зубкова, проректор ММВШБ "МИРБИС" по международным связям. "Главное отличие западного стандарта от российского - гибкость, - говорит Николай Попков, директор программ М.В.А. "МИРБИС". - Например, российские требования предписывают бизнес-школе иметь некоторое количество штатных преподавателей с определенными степенями и званиями. Но штатность исключает гибкость. У наших зарубежных коллег вместо этого понятия используется другое - "участие в программе", то есть физическая нагрузка на преподавателя, полная или частичная. Далеко не все штатные преподаватели готовы вести программу. Академичность не всегда приветствуется в М.В.А. Министерство предписывает иметь обязательный набор дисциплин и модулей - но подобная обязательность не имеет ничего общего с критериями качества и может не соответствовать потребностям слушателей. Так что перед нами стояла трудная задача - привести свою программу в соответствие и с российскими, и с международными требованиями". Сама подготовка к независимой международной аккредитации многое дает школе: ей приходится заниматься самоанализом и самооценкой. Доказывать статус приходится долго и трудно. В "МИРБИС", например, официальному признанию АМВА предшествовали аккредитация британского партнера, оценивавшего совместную программу в 1997 году, и стратегический аудит efmd (Европейского фонда развития менеджмента), в результате которого ММВШБ получила подтверждение о соответствии стандартам школы бизнеса. Затем уже была подана заявка в АМВА - и с этого момента до прохождения аккредитации прошло полтора года. Получив заявку, ассоциация по своим каналам навела справки об учебном заведении. Затем бизнес-школа представила ей отчет о своей деятельности, АМВА составила на его основе свое мнение и прислала в учебное заведение комиссию для аудита. "Специально вносить в программу изменения, чтобы получить аккредитацию, нам не пришлось, - рассказывает Н. Попков. - Однако для того, чтобы составить отчет об учебном процессе - содержательной части продукта, нам пришлось пройти самоаудит, самообследование. Когда приехали эксперты, они уточняли некоторые моменты нашего отчета, но не требовали внесения каких-либо крупных изменений. Их рекомендации в основном касались стратегического развития программы и прошли сквозной линией по всему отчету, затрагивая и наш портфель, и профессорско-преподавательский состав, и комплексность программ, и их финансовую стабильность. Коснулись даже вопроса социальной защищенности сотрудников школы - то есть поставили перед нами серьезные вопросы, которые у нас, возможно, были недостаточно прописаны". Бизнес-школе пришлось представить и рекомендации от зарубежных партнеров. Кульминация процесса - визит комиссии в школу. Главное в ее работе - встречи с преподавателями и студентами. Они проходят хоть и в неформальной обстановке, но за закрытыми дверями: руководство школы на них не присутствует и никак не может повлиять на то, что скажут слушатели и лекторы. Студентов, как правило, спрашивают о том, почему они выбрали именно это учебное заведение, довольны ли они своим выбором и как образование повлияло на их карьеру. Больше всего ценится непосредственность и честность: члены комиссии - сами директора программ М.В.А., которые аккредитовали уже несколько десятков бизнес-школ, поэтому подсунуть им потемкинские деревни и специально отобранную группу натасканных студентов невозможно, да и ненужно. По итогам аудита комиссия АМВА дает рекомендации и принимает решение. В выигрыше от получения аккредитации остается не только бизнес-школа, но прежде всего ее выпускники: они автоматически попадают в базу данных АМВА - а это карьерный рост и новые деловые связи. |