Пресс-центр
Карьера № 3, 2004 «Вечные вопросы и бизнес-ответы»
05 августа 2005
Рано или поздно каждый профессионал понимает, что полученных знаний не хватает, и задается вопросом, не пойти ли учиться опять. Но куда именно и по какой программе? Определяясь, полезно прислушаться к опыту тех, кто ответы на эти вопросы уже нашел.
Рассказывает Юлия Биккулова, выпускница программы МВА-Финансы Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС": - Первое образование у меня тоже финансовое, но мне потребовались новые знания, применимые в реальном бизнесе и именно в России. Я всегда считала, что главное - это практический опыт, так что не ждала от учебы слишком многого. Но программа превзошла все ожидания, дав мне возможность посмотреть на уже знакомые финансовые проблемы российских компаний, с совершенно новой точки зрения - с позиции управленца. Выбор программы не был сложным. Я знала, что мне нужна специализация именно "М.В.А.-финансы". В одном журнале я прочитала подробное описание программы "МИРБИС" и его методов обучения, мне подходили время занятий и сроки. На этом вузе я и остановила выбор. Мне понравились многие предметы, пришлось по душе и то, что сложные вопросы рассматривались параллельно в рамках разных дисциплин, что позволило увидеть их различные аспекты. Это способствует лучшему пониманию и усвоению материала, а для сильно занятого человека это важно. Запомнились занятия, посвященные практическим навыкам управления: тренинги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций из практики российских и зарубежных компаний (кейс-методы). Я открыла для себя предмет "Стратегический менеджмент" во многом благодаря методике преподавания профессора Сазановича. Над идеей дипломной работы я раздумывала долго: очень хотелось выбрать тему, которая была бы актуальна для любой компании. Остановилась на кредитном менеджменте и рассмотрела проблему с учетом парадоксов российского бизнеса. На этот выбор в какой-то степени оказала влияние моя деятельность на радиостанции "Европа Плюс" - я занимаюсь там проблемами работы с клиентами. Руководителя диплома - доктора экономических наук профессора Хоминич - удивил такой выбор, и в результате работа над дипломом была интересна для нас обеих. Полученные знания помогли мне разобраться в предмете и подробно изложить, что проблемы кредитного менеджмента помещаются в широкий контекст общего управления финансами бизнеса и очень важны для компании, особенно с учетом того, что она хочет оставаться конкурентоспособной на российском рынке. Я увидела основные направления, в которых следует двигаться дальше, научилась четко ставить цели, разрабатывать стратегию и решать любые проблемы. Умею структурировать свою работу и уже начала внедрять кое-что из полученных знаний на практике. Научилась разговаривать с подчиненными так, чтобы они чувствовали значимость своей работы и хотели ее выполнять. И нашла друзей - думаю, на долгие годы.
На службу государству
На менеджера сейчас учат чуть ли не в каждом вузе страны, отличить одну программу от другой и сделать между ними выбор трудно. Обращать внимание надо не только на престижность вуза, наличие военной кафедры и стоимость обучения, но и на то, чем это учебное заведение отличается от других. В Государственном университете управления своей отличительной чертой считают подготовку специалистов для базовых отраслей российской экономики.
В ГУУ в течение многих лет готовили советских управленцев для производства и сохранили свою отраслевую систему до сих пор. Это дало вузу серьезное конкурентное преимущество: он воспитывает не профессионалов широкого профиля, а специалистов для российской энергетики, машиностроения, строительства, транспорта. Ориентированность университета на различные отрасли отечественной экономики обусловлена сотрудничеством с государственными структурами и крупными компаниями: и тем и другим нужны профессионалы, понимающие особенности работы больших холдингов, государственных предприятий и т.п. Кадры для энергетики готовят совместно с РАО ЕЭС, для нефтегазового бизнеса - с "Газпромом", для металлургии - с "Северсталью" (заместитель генерального директора "Северсталь-групп" - выпускник ГУУ Вадим Махов). Несколько выпускников по специальности "государственное муниципальное управление" сейчас работают в Министерстве внешнеэкономических связей, занимаясь проблемой вступления России в ВТО. Первым в стране университет "освоил" логистику, затем в его планах появился так востребованный сейчас инновационный менеджмент. ГУУ делает ставку на знание специфики отрасли и фундаментальную профессиональную подготовку. "Наука о менеджменте быстро развивается, и то, что было популярно лет 20-30 назад, сейчас уже никого не увлекает. Не надо зацикливать студентов на определенной концепции, не надо натаскивать их, - говорит проректор ГУУ Александр Зобов. - Внимание следует обращать на общую экономическую управленческую культуру, вырабатывать широкое концептуальное мышление, и тогда выпускник может опираться на этот потенциал, работая в любой компании". Как сложится судьба молодого специалиста - зависит от его собственных усилий. Работодатели и рекрутинговые компании проявляют интерес не только к выпускникам, но и к студентам ГУУ, на досках объявлений в вузе постоянно появляются предложения работы для студентов. Недавно проведенные исследования показали, что основная часть студентов ГУУ начинает работать на четвертом курсе, а многие - уже на третьем. Большинство трудоустраиваются по специальности менеджерами, и некоторым удается подняться довольно высоко. В первый год после окончания университета средняя зарплата выпускника составляет $570-580, иногда она доходит до $800-1000 в месяц. На вопрос, какие абитуриенты нужны ГУУ, Александр Зобов отвечает однозначно: амбициозные. "Сейчас самое время амбициозное, - говорит он. - Востребованы люди волевые, целеустремленные, те, у кого есть сверхзадача, ясная цель в жизни. Сегодняшняя Москва - колоссальный город, предлагающий множество возможностей, надо только иметь желание чего-то добиваться".
Начальник - профессия творческая
Каждый хотел бы видеть своим начальником, министром, президентом человека не только знающего, решительного и умелого; для большинства из нас важна и этическая позиция руководства. Учат ли где-нибудь на начальников нашей мечты?
Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ свою миссию видит в подготовке руководителей высшего класса, кадрового резерва управленческой элиты страны. Качества, которые институт стремится воспитать в своих студентах, - это решительность, социальная ответственность, эффективность в любой ситуации. И умение идти к самым амбициозным целям не напролом, а используя лишь достойные методы. Находить среднюю линию между нравственностью и целесообразностью, как здесь формулируют. - Самое главное для управленца, - говорит декан Факультета международного бизнеса и делового администрирования (первое высшее образование) Ирина Колесникова, - это критичный взгляд, способность пересмотреть свои позиции, найти и признать свои ошибки, исправить их, умение воспринимать и эффективно использовать различную информацию. Мы даем инструменты, чтобы вписаться в этот изменчивый и открытый для восприятия мир. Мы учим видеть жизнь с разных точек зрения, даем возможность взглянуть на работу управленца как бы сверху. Стараемся привить способность превратить любую проблему в проект, сформировать доверие к себе: "Я могу, я в состоянии!" В соответствии с целями выбираются и средства - кейсы, проекты, презентации, деловые игры, мозговые штурмы, заграничные стажировки; некоторые студенты идут в школы и берут научное руководство над работой учеников. Студенческая жизнь тоже бурная - от кавээна и капустников до спортивных выступлений и английского театра; это поощряется, и не только потому, что учит командной работе. Студенческая дружба - основа будущих деловых связей, считают в ИБДА. Да и творческое начало для управленца более чем важно. Институт третий год позиционирует себя как творческий вуз, и желающих поступить сюда ждет многоступенчатый отбор: психологическое тестирование, собеседование, написание эссе. К старшим курсам почти все студенты уже работают. Стартовая зарплата выпускников сейчас - от $500 до $700, и все чаще она становится коммерческой тайной. Бывают случаи, когда руководитель компании, куда пришел выпускник ИБДА, посылает учиться туда сотрудников или своих детей. Конкурс в институт сейчас - два человека на место при довольно высокой плате за обучение. А почему, желающие смогут узнать сами, если придут 17 апреля в 12 часов на день открытых дверей.
Сверх стандарта
Понятие "негосударственный вуз" кого-то по-прежнему заставляет недоверчиво хмуриться, а кто-то уже понимает, что один вуз другому рознь. За десятилетие существования этих учебных заведений стало очевидно: они могут соперничать с государственными - и в чем-то выигрывать. В Институте международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (ИМПЭ) к плюсам статуса негосударственного вуза относят возможность индивидуальной работы со студентами и гибкость программы. Такой вуз, как правило, следит за изменениями конъюнктуры на рынке труда и оперативно на них реагирует, предлагая новые дисциплины, курсы, специализации, а государственная машина принимает новшества куда медленнее: к примеру, такую специализацию, как "деловая журналистика", найдешь не на каждом журфаке госуниверситета. Среди особых бонусов, например - ускоренное прохождение обучения, дающее возможность получить диплом юриста или менеджера организации за три года. Особенность ИМПЭ им. Грибоедова - дополнительные образовательные программы, благодаря которым ценность выпускника института в глазах работодателя возрастает. Студент может параллельно с занятиями по основной специальности углубленно изучать иностранный язык и в результате дополнительно к своему государственному диплому получить второй - переводчика в сфере профессиональной коммуникации. Или может сдать международные экзамены по английскому и получить соответствующий сертификат. Кроме того, студенты ежегодно, начиная с первого курса, проходят практику, так что к моменту получения диплома у выпускника имеется солидный опыт работы. Еще есть программы по информатике (и возможность получить международный сертификат), страхованию и технологии трудоустройства. Многие студенты стремятся получить второй диплом, а у тех, кто выбрал пакет, включающий практику, стажировки, информатику и технологию трудоустройства, не возникнет проблем с приемом на работу после выпуска. Впрочем, институт стремится обеспечить не только гарантию трудоустройства выпускникам, но и качество подготовки специалистов - работодателям. Среди партнеров вуза по организации практики и стажировок - Главное государственно-правовое управление администрации президента, Конституционный суд, Московская Хельсинкская группа, Прокуратура г. Москвы, "Интурист", Интерпол, Министерство труда и социального развития РФ и еще полсотни государственных и частных предприятий и организаций. Практикантов нередко зовут на постоянную работу - иногда даже дожидаются, пока они получат диплом.
От идеи - к бизнесу
Превратить хорошую идею в прибыльный бизнес - дело нелегкое. Прошли времена государственных заказов и малограмотной самодеятельности на рынке. Сегодня инновации - внедрение новых идей в практику - вновь становятся частью государственной политики России. Появились и опыт использования новых интеллектуальных продуктов в бизнесе, и эффективные методики обучения менеджеров инноваций. Оценивать коммерческую привлекательность идеи и находить подходы для ее реализации учат в Центре коммерциализации технологий АНХ при правительстве РФ (ЦКТ), который недавно стал факультетом инновационно-технического бизнеса АНХ. ЦКТ консультировал различные государственные структуры по вопросам инновационной деятельности. Среди студентов центра - немало сотрудников государственных организаций. "В нашем Институте высоких температур РАН создано много хороших перспективных разработок, которые так и остаются в лабораториях. Поэтому я ощутил необходимость приобрести систематизированные знания для продвижения на рынок инновационных технологий, - поясняет Константин Хомкин из Института высоких температур РАН. - В результате на основе полученных мной в дипломном проекте результатов планируются совместные работы с ОАО "Газпром" по внедрению описываемой технологии на одном из его дочерних предприятий". В ЦКТ учатся менеджеры компаний, которые хотят повысить конкурентоспособность бизнеса с помощью новых подходов (это особенно актуально для малого бизнеса) или работают на инновационных рынках. Например, слушатель центра, ведущий менеджер ЗАО НИП "Информзащита" Виктор Попов посвятил дипломный проект созданию защищенных информационных систем "под ключ" и защите имущественных прав. Благодаря его работе фирма смогла завоевать и удерживать в течение последних нескольких лет лидерство на рынке, успешно конкурируя со значительно более крупными и мощными компаниями. Прежде всего студентов ЦКТ учат оценивать, насколько идея реальна. Во всяком случае, после обучения "авантюризма в работе становится гораздо меньше", считает выпускница ЦКТ, директор ООО "Мульти сервис аудит" Карина Сафарян. "А помимо трезвого взгляда на вещи у выпускников остаются знание подходов к внедрению идей и уверенность в своей способности управлять любыми проектами".
все публикации
|