Распечатать

Пресс-центр

Независимая №180(3576) от 26.08.05 "Больше специализаций, хороших и разных"

30 августа 2005

Отечественные бизнес-школы ищут свое специализированное лицо

Наталья Савицкая

Сегодня в россий­ских программах МВА наблюдает­ся очень много специализаций. Так много, что не грех неосве­домленному и неискушенному потенциальному слушателю и запутаться... «Дробление фан­тастическое, - замечает ректор «Синергии» Михаил Иоффе. В погоне за этим часто даже опускается, что МВА - вооб­ще-то программа дженералистского характера, и, навер­ное, специализации должны быть не в МВА, а во втором высшем образовании...» Не­давно школа Иоффе провела опрос сотен слушателей МВА и выяснила, что особым спро­сом МВА (особенно стратеги­ческий менеджмент) пользует­ся у гуманитариев и госслужа­щих. «Огромная потребность в менеджерах высокой квали­фикации именно там, - гово­рит Иоффе, - где денег у госу­дарства катастрофически не хватает и рынок открывает новые перспективы».

Усиление роли специализа­ции на международном рынке программ МВА отмечают экс­перты из МИРБИСа. Особенно интерес заметен к специализа­циям функциональной и отрас­левой, считают в МИРБИСе. Ра­нее это явление наблюдалось на европейском рынке, сегодня оно заметнее проявляет себя на американском рынке программ МВА. «Крупные бизнес-школы Россия, подобные нашей, вос­приняли эту тенденцию с удов­летворением.

Она вполне соот­ветствует нашему видению программы МВА, - говорит Елена Бешкинская, проректор по программам послевузовско­го образования МИРБИС. - Престижные бизнес-школы уже предлагают большой выбор специализированных программ МВА, но предложения функци­ональной и отраслевой специа­лизации пока единичны. У нас, например, уже к началу нового учебного года был разработан ряд новых учебных программ и созданы заново традиционные программы: МВА-маркетинг, МВА-финансы, МВА-стратегический менеджмент и предпри­нимательство на основе соmpetence-based подхода, подхода, основанного на профессио­нальных компетенциях...»

Согласно этому методу, по­ясняет Елена Бешкинская, в самом начале обучения потен­циальному слушателю задает­ся определенный набор навы­ков и умений: профессиональ­ных и личностных, требуемый от соискателя позиции руководителя функционального подразделения. Уже затем на основе этого прорабатывают­ся содержание, образователь­ные технологии, система оцен­ки. В процессе двух лет обуче­ния отрабатываются и закреп­ляются навыки решения про­блем, работы в команде, пре­зентационные навыки, фор­мируются профессиональные умения. На это направлены и технологии обучения, включа­ющие деловые игры, группо­вые решения и презентации кейсов, профессиональные конкурсы, большой объем практических работ. Все эти работы, кстати, составят в бу­дущем портфолио слушателя программы. В новом учебном году Институт МИРБИС начи­нает новую программу Те1есоmМВА с нашим партне­ром - компанией «Мегафон». Это программа, созданная бизнес-структурой для подго­товки высокопрофессиональ­ных специалистов и руководи­телей для предприятий телекоммуникационной отрасли. В данном случае бизнес опреде­ляет содержание программы, преподавательский состав, те­матику практических работ. Получается, это программа со­здана бизнесом для бизнеса.

Компетентностный подход к МВА-обучению поможет каждому слушателю собрать свой портфолио, который ему поможет при переходе в другую компанию. Будет что показать на собеседовании...

Еще на одну любопытную тенденцию в области специа­лизаций МВА указал ректор ИБДА Сергей Мясоедов. «На специализацию обычно отво­дятся последние 100 часов про­граммы МВА, - рассказал он «НГ». - Обычно в хорошей бизнес-школе есть своя специализация, которая получается лучше, чем у других. Например, все знают что финансы – это конек Уортоновской школы бизнеса, статегия – Гарварда, маркетинг- Келлога. Эта тенденция к специализациям наметилась и у нас. Я думаю, это перспективно. Школы сознательно или интуитивно выбирают цены, доступные определенному кругу потребителей. Кто-то работает с крупным бизнесом. Кто-то – со средним, кто-то с мелким. Это правильно и разумно. В общем, сегодня программы МВА ищут сове специализированное лицо. Ведь раньше у нас было, как в известном анекдоте. «У вас есть сыр?» - «Есть…» - «А какой?» - У нас просто сыр, и берите, пока он есть. «Вот теперь мы хотим, чтобы и на программах МВА «сортов сыра» было больше и на разные вкусы…

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru