Распечатать

Пресс-центр

Обучение в России №1, 2004 «Я получил живую информацию:насущную и востребованную»

20 января 2004

Максим Грошев

Идея продолжить образование возникла у меня в 2001 году. Тогда я рабо­тал в Гута-банке исполняющим обязанности начальника бэк-офиса. В на­шем отделе оформлялись, подтверждались и осуществлялись расчеты по сделкам, заключенным банком с другими контрагентами. В какой-то мо­мент мне захотелось попробовать свои силы в какой-то другой, более жи­вой, динамичной сфере деятельности. Осмысливая это желания, я пытался понять, о какой «переквалификации» я мечтаю. Решил заниматься марке­тингом и продажами, но чтобы целенаправленно идти в эту отрасль, необ­ходимы были дополнительные знания.


Моей первой мыслью было поступление в аспирантуру. Как раз в это время друзья посове­товали мне обратить внимание на бизнес-курс МВА и оценить, насколько обучение по этой программе подходит именно мне, соотносится с той ситуаци­ей, в которой я оказался.

Я решил воспользоваться со­ветом и в следующий же мой визит в Плехановскую акаде­мию зашел поинтересоваться программой МВА в Институте МИРБИС: мои друзья, которые действительно знакомы с рос­сийским бизнес-образованием, посоветовали обратить внима­ние именно на эту школу. В первый же визит мне достаточ­но четко объяснили, что такое программа МВА, ознакомили с условиями и порядком оплаты и поступления на курс и, конеч­но же, снабдили информаци­онными материалами. Я все собрал и «пошел думать».

Скажу честно, после этого ви­зита у меня уже возникли сом­нения в целесообразности по­ступления в аспирантуру. Я на­чал изучать рынок в поисках бизнес-школы, в которой смог бы получить необходимые зна­ния. Для себя составил неболь­шую таблицу, куда включал по­лученную из школ информа­цию. Я выделил, например, та­кие графы: продолжительность обучения, наличие тех или иных курсов, известность школы на рынке (мое субъективное суж­дение), стоимость обучения и возможность поэтапной оплаты (на тот момент для меня это было важно). После анализа в моей таблице осталось три школы. И опираясь опять же на рекомендации друзей, я сдела­ла выбор в пользу МИРБИСА. Прежде чем стать слушате­лем программы МВА, мне предстояло сдать несколько эк­заменов. Сначала я попал на собеседование по микро- и ма­кроэкономике. Как раз в рам­ках этой беседы с преподавате­лем я понял, что многих вещей не знаю, хотя до того, как от­крыть дверь аудитории, я был уверен в обратном. Многое ка­залось мне понятным и про­стым. Следующим был экзамен по английскому, целью которо­го, как мне показалось, явля­лось лишь определение уровня владения языком. К тому мо­менту я еще не сделал оконча­тельного выбора в пользу специализации, поэтому третьим сдавал экзамен по математике. Ответив на половину из шести вопросов и послушав объясне­ние решения остальных зада­ния, я узнал, что вступительные испытания пройдены.

До поступления на програм­му МВА у меня еще не было четкого представления, какую специализацию мне стоит вы­брать - финансы или марке­тинг. Тогда я посетил курс мар­кетинга, понял, что это такое и для чего необходимо, и соответ­ственно, принял решение спе­циализироваться в этой науке, о чем нисколько не сожалею.

На первую вводную лекцию я не попал - как раз на это вре­мя у меня были назначены важные переговоры. Пришел сразу на один из специальных предметов. Я ожидал обычных вузовских занятий, когда пре­подаватель приходит и начина­ет читать лекцию... И был при­ятно удивлен, когда на деле все оказалось не так. На первом занятии был организован не­большой тренинг по командообразованию: мы смогли полу­чше узнать друг друга, понять, как можно общаться между со­бой. Ведь нам предстояло учиться вместе два года. Такое начало обучения очень вооду­шевило меня.

Среди слушателей, с которы­ми я учился в одной группе, не было собственников или руко­водителей компаний. Контин­гент подобрался достаточно однородный: руководители и менеджеры отделов продаж и финансовых отделов, а так же те, кто решил, как и я, поме­нять профиль работы либо, на­против, упрочить свои знания в области маркетинга и продаж. И хотя в начале обучения это не были менеджеры топ-уров­ня, зато за два года некоторые из них смогли сделать огром­ные шаги в собственной карье­ре и добиться очень высоких результатов.

В процессе обучения очень удачно сочетались разные при­емы, формы и методы работы. Были и теоретические лекции (вводные), кейс-стади, индиви­дуальная и групповая работа, тренинги. По многим курсам экзаменом или зачетом было написание какой-то работы, реферата, решение бизенес-кейса или подготовка презента­ции к бизнес-кейсу. Все это, безусловно, способствует раз­витию навыков преподнесения информации в структуриро­ванном виде и вырабатывает навыки публичного выступле­ния, что, в свою очередь, важ­но, если ты собираешься зани­маться продажами.

Мне запомнились и понрави­лись курсы по стратегическому и операционному менеджмен­ту, которые читал профессор А.Н. Сазанович. Ему удавалось донести до слушателей самым подробнейшим образом слож­нейшие понятия. В процессе объяснения он, как бы, прини­мал позицию слушателя, объяс­няя все нашими же словами, обращаясь к нашим же мыслям. Мы на какой-то момент забыва­ли, что он преподаватель, кото­рый все знает и легко ориенти­руется в понятиях. Он казался слушателем, одним из нас.

Очень понравились курсы «Товарная политика», «Управ­ление маркетинговой деятель­ностью», которые читала Татья­на Альбертовна Гайдаенко. Ее отличала системность в изло­жении предмета. Все практиче­ские и теоретические понятия были подкреплены кейсами из реальных компаний. Она рас­сказывала нам случаи из своей практики, поскольку помимо преподавания является еще и консультантом нескольких ком­паний по маркетингу и страте­гическому планированию.

На том этапе для меня были очень важны знания по технике ведения переговоров. Именно этот курс был для меня особен­но актуальным, поскольку моя работа напрямую связана и за­висит от результатов перегово­ров. Используя полученные во время обучения наработки, я понял, что те приемы и мето­ды, которые я узнал, действи­тельно работают - это были от­нюдь не пустые слова.

В последнем, четвертом, се­местре мы могли прослушать курсы по выбору. Для меня от­крытием стал курс по связям с общественностью. Знаний было получено столько, что я даже пожалел, что на PR отведено так мало часов. так мало часов. «Практический маркетинг», который читал Юрий Давыдов, тоже заслужи­вает отдельной похвалы.

Делились своими наработка­ми с нами и специалисты-пра­ктики. Например, бывший HR-директор компании Вимм-Билль-Данн Дмитрий Куприя­нов, рассказал, каким обра­зом можно построить HR-службу и какие задачи она призвана решать в крупной компании, каким образом строится работа. Сейчас в компании, где я работаю, ин­формацию этого курса HR-отдел использует буквально, как дидактический материал.

От лекции специалиста из компании ИКЕЯ, честно говоря, ожидал большего. Хотя некото­рые исторические моменты и принципы формирования ком­пании, на которых работают и по сей день, я для себя отме­тил. Чего-то большего хотелось услышать и на лекциях британ­ского партнера -Лондонского университета Метрополитен. Для меня это, скорее, была восьмичасовая практика анг­лийского языка.

Поскольку и предыдущая, и сегодняшняя моя работа тесно связаны с деятельностью бан­ков, то тема моего дипломного проекта звучала так: «Разра­ботка практических рекоменда­ций по реализации маркетингово-клиентских отношений для среднего банка». Это был проект, призванный помочь мне решать те или иные зада­чи. Сейчас я работаю в компа­нии, которая занимается по­строением и введением систем управления клиентскими отно­шениями. Это консалтинговые наработки, реализованные в IT-технологиях. И именно в бан­ковском секторе наша компа­ния занимает большой объем рынка.

Моей задачей было взгля­нуть с точки зрения банка, как можно наладить работу таким образом, чтобы квалифициро­ванно и качественно обслужи­вать клиентов. Для реализации своего проекта я разослал нескольким банкам предложение написать для них кейс-стади, разобрать какую-ту конкретную ситуацию и приложить к ней свои рекомендации. От такой совместной работы выигрыва­ли все: банк получал бы гра­мотные бесплатные рекомен­дации, а для меня это была оп­ределенная тренировка в реа­лизации на практике тех тех­ник, которые я изучал на про­грамме МВД. Почти случайно один из средних банков изъя­вил желание и выразил готов­ность предоставить мне дан­ные для работы. В банках ос­новная проблем в том, что клиентская база и вся инфор­мация закрыты. А здесь люди достаточно легко и быстро от­кликнулись на мое предложе­ние, пошли на встречу. Я писал главы дипломной работы и сог­ласовывал с ними.

Первые итоги я подвел через год обучения на МВА. Я просто попытался оценить, что мне да­ло обучение, сопоставив то, с кем я был год назад и кем яв­ляюсь сейчас. Реально степень МВА дала мне две глобальные вещи. Первое - это «структури­зация собственных мозгов» в восприятии бизнеса, а второе -шаг на одну ступень с руково­дителями компаний. Получив в сконцентрированном виде жи­вую информацию, которая яв­ляется насущной и востребо­ванной, знания, первоначаль­ные навыки, я стал разговари­вать с топ-менеджментом на одном уровне. Я могу выстро­ить отношения с человеком, за­интересовать его собой. На мой взгляд, это очень важно. В России бизнес-образова­ние на порядок дешевле запад­ного. Конечно, обучаясь в рос­сийской бизнес-школе, вы не получаете «диплом-бренд». За­то становитесь обладателем знаний, применимых в услови­ях российских реалий, знако­митесь с интересными препо­давателями и их опытом прак­тического бизнеса в России.

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru