Пресс-центрОбучение в России №1, 2004 «Я получил живую информацию:насущную и востребованную»20 января 2004
Максим Грошев
Идея продолжить образование возникла у меня в 2001 году. Тогда я работал в Гута-банке исполняющим обязанности начальника бэк-офиса. В нашем отделе оформлялись, подтверждались и осуществлялись расчеты по сделкам, заключенным банком с другими контрагентами. В какой-то момент мне захотелось попробовать свои силы в какой-то другой, более живой, динамичной сфере деятельности. Осмысливая это желания, я пытался понять, о какой «переквалификации» я мечтаю. Решил заниматься маркетингом и продажами, но чтобы целенаправленно идти в эту отрасль, необходимы были дополнительные знания. Моей первой мыслью было поступление в аспирантуру. Как раз в это время друзья посоветовали мне обратить внимание на бизнес-курс МВА и оценить, насколько обучение по этой программе подходит именно мне, соотносится с той ситуацией, в которой я оказался. Я решил воспользоваться советом и в следующий же мой визит в Плехановскую академию зашел поинтересоваться программой МВА в Институте МИРБИС: мои друзья, которые действительно знакомы с российским бизнес-образованием, посоветовали обратить внимание именно на эту школу. В первый же визит мне достаточно четко объяснили, что такое программа МВА, ознакомили с условиями и порядком оплаты и поступления на курс и, конечно же, снабдили информационными материалами. Я все собрал и «пошел думать». Скажу честно, после этого визита у меня уже возникли сомнения в целесообразности поступления в аспирантуру. Я начал изучать рынок в поисках бизнес-школы, в которой смог бы получить необходимые знания. Для себя составил небольшую таблицу, куда включал полученную из школ информацию. Я выделил, например, такие графы: продолжительность обучения, наличие тех или иных курсов, известность школы на рынке (мое субъективное суждение), стоимость обучения и возможность поэтапной оплаты (на тот момент для меня это было важно). После анализа в моей таблице осталось три школы. И опираясь опять же на рекомендации друзей, я сделала выбор в пользу МИРБИСА. Прежде чем стать слушателем программы МВА, мне предстояло сдать несколько экзаменов. Сначала я попал на собеседование по микро- и макроэкономике. Как раз в рамках этой беседы с преподавателем я понял, что многих вещей не знаю, хотя до того, как открыть дверь аудитории, я был уверен в обратном. Многое казалось мне понятным и простым. Следующим был экзамен по английскому, целью которого, как мне показалось, являлось лишь определение уровня владения языком. К тому моменту я еще не сделал окончательного выбора в пользу специализации, поэтому третьим сдавал экзамен по математике. Ответив на половину из шести вопросов и послушав объяснение решения остальных задания, я узнал, что вступительные испытания пройдены. До поступления на программу МВА у меня еще не было четкого представления, какую специализацию мне стоит выбрать - финансы или маркетинг. Тогда я посетил курс маркетинга, понял, что это такое и для чего необходимо, и соответственно, принял решение специализироваться в этой науке, о чем нисколько не сожалею. На первую вводную лекцию я не попал - как раз на это время у меня были назначены важные переговоры. Пришел сразу на один из специальных предметов. Я ожидал обычных вузовских занятий, когда преподаватель приходит и начинает читать лекцию... И был приятно удивлен, когда на деле все оказалось не так. На первом занятии был организован небольшой тренинг по командообразованию: мы смогли получше узнать друг друга, понять, как можно общаться между собой. Ведь нам предстояло учиться вместе два года. Такое начало обучения очень воодушевило меня. Среди слушателей, с которыми я учился в одной группе, не было собственников или руководителей компаний. Контингент подобрался достаточно однородный: руководители и менеджеры отделов продаж и финансовых отделов, а так же те, кто решил, как и я, поменять профиль работы либо, напротив, упрочить свои знания в области маркетинга и продаж. И хотя в начале обучения это не были менеджеры топ-уровня, зато за два года некоторые из них смогли сделать огромные шаги в собственной карьере и добиться очень высоких результатов. В процессе обучения очень удачно сочетались разные приемы, формы и методы работы. Были и теоретические лекции (вводные), кейс-стади, индивидуальная и групповая работа, тренинги. По многим курсам экзаменом или зачетом было написание какой-то работы, реферата, решение бизенес-кейса или подготовка презентации к бизнес-кейсу. Все это, безусловно, способствует развитию навыков преподнесения информации в структурированном виде и вырабатывает навыки публичного выступления, что, в свою очередь, важно, если ты собираешься заниматься продажами. Мне запомнились и понравились курсы по стратегическому и операционному менеджменту, которые читал профессор А.Н. Сазанович. Ему удавалось донести до слушателей самым подробнейшим образом сложнейшие понятия. В процессе объяснения он, как бы, принимал позицию слушателя, объясняя все нашими же словами, обращаясь к нашим же мыслям. Мы на какой-то момент забывали, что он преподаватель, который все знает и легко ориентируется в понятиях. Он казался слушателем, одним из нас. Очень понравились курсы «Товарная политика», «Управление маркетинговой деятельностью», которые читала Татьяна Альбертовна Гайдаенко. Ее отличала системность в изложении предмета. Все практические и теоретические понятия были подкреплены кейсами из реальных компаний. Она рассказывала нам случаи из своей практики, поскольку помимо преподавания является еще и консультантом нескольких компаний по маркетингу и стратегическому планированию. На том этапе для меня были очень важны знания по технике ведения переговоров. Именно этот курс был для меня особенно актуальным, поскольку моя работа напрямую связана и зависит от результатов переговоров. Используя полученные во время обучения наработки, я понял, что те приемы и методы, которые я узнал, действительно работают - это были отнюдь не пустые слова. В последнем, четвертом, семестре мы могли прослушать курсы по выбору. Для меня открытием стал курс по связям с общественностью. Знаний было получено столько, что я даже пожалел, что на PR отведено так мало часов. так мало часов. «Практический маркетинг», который читал Юрий Давыдов, тоже заслуживает отдельной похвалы. Делились своими наработками с нами и специалисты-практики. Например, бывший HR-директор компании Вимм-Билль-Данн Дмитрий Куприянов, рассказал, каким образом можно построить HR-службу и какие задачи она призвана решать в крупной компании, каким образом строится работа. Сейчас в компании, где я работаю, информацию этого курса HR-отдел использует буквально, как дидактический материал. От лекции специалиста из компании ИКЕЯ, честно говоря, ожидал большего. Хотя некоторые исторические моменты и принципы формирования компании, на которых работают и по сей день, я для себя отметил. Чего-то большего хотелось услышать и на лекциях британского партнера -Лондонского университета Метрополитен. Для меня это, скорее, была восьмичасовая практика английского языка. Поскольку и предыдущая, и сегодняшняя моя работа тесно связаны с деятельностью банков, то тема моего дипломного проекта звучала так: «Разработка практических рекомендаций по реализации маркетингово-клиентских отношений для среднего банка». Это был проект, призванный помочь мне решать те или иные задачи. Сейчас я работаю в компании, которая занимается построением и введением систем управления клиентскими отношениями. Это консалтинговые наработки, реализованные в IT-технологиях. И именно в банковском секторе наша компания занимает большой объем рынка. Моей задачей было взглянуть с точки зрения банка, как можно наладить работу таким образом, чтобы квалифицированно и качественно обслуживать клиентов. Для реализации своего проекта я разослал нескольким банкам предложение написать для них кейс-стади, разобрать какую-ту конкретную ситуацию и приложить к ней свои рекомендации. От такой совместной работы выигрывали все: банк получал бы грамотные бесплатные рекомендации, а для меня это была определенная тренировка в реализации на практике тех техник, которые я изучал на программе МВД. Почти случайно один из средних банков изъявил желание и выразил готовность предоставить мне данные для работы. В банках основная проблем в том, что клиентская база и вся информация закрыты. А здесь люди достаточно легко и быстро откликнулись на мое предложение, пошли на встречу. Я писал главы дипломной работы и согласовывал с ними. Первые итоги я подвел через год обучения на МВА. Я просто попытался оценить, что мне дало обучение, сопоставив то, с кем я был год назад и кем являюсь сейчас. Реально степень МВА дала мне две глобальные вещи. Первое - это «структуризация собственных мозгов» в восприятии бизнеса, а второе -шаг на одну ступень с руководителями компаний. Получив в сконцентрированном виде живую информацию, которая является насущной и востребованной, знания, первоначальные навыки, я стал разговаривать с топ-менеджментом на одном уровне. Я могу выстроить отношения с человеком, заинтересовать его собой. На мой взгляд, это очень важно. В России бизнес-образование на порядок дешевле западного. Конечно, обучаясь в российской бизнес-школе, вы не получаете «диплом-бренд». Зато становитесь обладателем знаний, применимых в условиях российских реалий, знакомитесь с интересными преподавателями и их опытом практического бизнеса в России. |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |