Распечатать

Пресс-центр

Финанс № 34 (124) от 19.09.05 "МВА под другим углом"

18 октября 2005

MBA под другим углом

Специализация. Программа Executive MBA (EMBA) рассчитана на топ — менеджеров и собственников бизнеса. Она призвана систематизировать опыт, углублять знания и давать новые. Но ее основной плюс — расширение связей.

Маргарита Удовиченко udovichenko@finansmag.ru
Особенности и отличия. Если упрощенно, Executive MBA (англ. executive — принадлежащий к структурам исполнительной власти, управленческий, президентский) — программа для руководителей высшего звена, то есть для людей взрослых, сформировавшихся, имеющих внушительный рабочий стаж, успешных и неуспокоенных. Обычно по ней учатся те, кто руководит функциональным подразделением компании, принимает решения по ее развитию и имеет потенциал для дальнейшего профессионального роста. «Дело даже не столько в высоких должностных позициях слушателей, сколько в объеме их обязанностей и в круге вопросов, которыми они занимаются. Поэтому специализация программы — «стратегическое управление» — направлена на людей, которые принимают управленческие решения. Это кардинальная отличительная черта Executive MBA», — утверждает руководитель программ MBA Института бизнеса и делового администрирования Ашот Сеферян.

То есть главное отличие от классической программы Full — time MBA — состав аудитории (EMBA ориентирована исключительно на первых лиц). Второе и не менее значимое — разные задачи.

На MBA обучаются студенты, которым 25 — 27 лет, у кого в активе пятилетний опыт работы и кто еще только мечтает о роли топ — менеджера, рассчитывая по окончании обучения совершить значительный карьерный рывок, и это основная причина, побуждающая повышать квалификацию. Немаловажным фактором для этой категории слушателей являются также и деньги. Как сказал один студент MBA: «Я пошел в бизнес — школу, чтобы за работу, за которую я раньше получал $1 тыс., получать $10 тыс.». Для слушателей EMBA прирост зарплаты не является настолько значимой целью, это скорее приятное дополнение.

Еще одно существенное различие программ: одна — MBA — дневная, то есть требует полного вовлечения в процесс, отрыва от работы и бизнес — процессов, а зачастую и от привычной жизни, вторая — EMBA — вечерняя или модульная (очно — заочная), ее слушатели совмещают учебу с работой. «Обучение по такой программе не требует переезда в ту страну, где находится школа, и срок окупаемости инвестиции в среднем составляет всего два года. Зарплата при этом возрастает более чем на 50%», — дополняет директор по маркетингу MBA Strategy Елена Науменко.

Принципиальным моментом является практическая направленность EMBA. «Это программа для состоявшихся, действующих бизнесменов, крупных руководителей, поэтому она максимально приближена к реалиям бизнеса. То, что слушатель сегодня узнал на занятиях, завтра применяется на практике», — комментирует декан Высшей школы корпоративного управления АНХ Сергей Календжян. С этой точкой зрения согласна и вице — президент по коммуникациям Стокгольмской школы экономики в России Маргарита Адаева — Датская: «Содержание программы ориентировано на решение прикладных, практических задач, обучение здесь происходит не только по схеме преподаватель — студент, но и через обмен опытом между слушателями, которые являются экспертами в различных областях бизнеса».

Немаловажно, что среди педагогов на программе EMBA преобладают действующие консультанты, маркетологи, бизнесмены, то есть те, кто прекрасно разбирается в предмете, знаком с новейшими рыночными тенденциями. Иные требования предъявляются и к поступлению. По сравнению с Full — time MBA здесь гораздо более важен опыт работы аппликанта — стаж и занимаемая должность. Но на Западе, например, реже требуется сдача стандартных экзаменов, в частности GMAT. Подтвержденный опыт говорит сам за себя и не требует множества дополнительных заверений в интеллектуальных способностях и трудолюбии кандидата.

О необходимости строгого отбора слушателей поведал «Ф.» Ашот Сеферян: «Мы поставили перед поступающими планку: общий рабочий стаж не должен быть менее 7 лет, а управленческий — менее 5 лет. На деле же за плечами наших слушателей 12 — 15 лет общего стажа, 7 — 8 — управленческого. Такая суровая градация помогает собрать достаточно однородные группы. К нам на программу EMBA студенты отбираются жестко, в несколько этапов: начинается все с заполнения подробной анкеты, предоставления рекомендательных писем, написания эссе, каждое из которых демонстрирует индивидуальность аппликанта, его характер, образ мышления, то, как он подходит к решению проблем. Потом следует собеседование и, наконец, экзамен — разбор кейса».

Начинка. Основные курсы EMBA те же, что и на программах Full — time: стратегический менеджмент, маркетинг, финансы, бухучет. Могут быть и более экзотические дисциплины: основы и построение прогрессивного бизнеса, корпоративное предпринимательство, управление человеческими ресурсами, этика, лидерство. Отличаются методы обучения, больше внимания уделяется дискуссиям в группах, но главное — вопросы рассматриваются под принципиально иным углом зрения.

«Наша программа имеет специализацию «Cтратегическое и корпоративное управление». А это значит, что вопросы развития компании и взаимоотношений собственника и управляющего являются приоритетными. Внимание уделяется и общему бизнесу, и личности руководителя. В EMBA не знания другие, здесь смещен акцент — другой подход к структуре программы, другой формат, несколько другие технологии, а главное — это одинаковый управленческий уровень компаний среднего бизнеса», — объясняет проректор по маркетингу школы бизнеса «Мирбис» Татьяна Иванищева. Упор делается на стратегическое видение проблем.

Понятно, что когда ты руководишь отделом, то рассматриваешь проблемы на уровне подразделения и согласованности его с другими структурами внутри фирмы, когда ты руководишь направлением, смотришь на проблемы с точки зрения функционирования самой компании, когда же ты являешься гендиректором, ты наблюдаешь за собственным развитием относительно конкурентов. «Соответственно чем выше руководитель, тем больше объем активов, которыми он управляет, тем шире угол рассмотрения проблем», — продолжает Татьяна Иванищева. Две последние точки зрения и рассматриваются пристально на Executive MBA.

Кто они. Портрет среднестатистического слушателя программы EMBA набросать несложно. Здесь учатся люди, возраст которых от 35 до 41 года и выше. Подавляющее большинство из них мужчины — примерно 75%. Столь же велик процент (около 73%) генеральных директоров, приблизительно 17% занимают должности замгендиректора и вице — президента, остальные — менеджеры среднего звена. 55% имеют высшее техническое образование (в СССР гораздо больше ценились инженеры и физики, нежели финансисты), остальные — экономическое, гуманитарное, юридическое. В большинстве своем они представляют средний бизнес. Области деятельности самые разнообразные: торговля, производство, консалтинг, инвестиционные и строительные компании, банки, издательское дело. Ашот Сеферян выделяет характерные личные качества: «Целеустремленность, мотивация к достижению успеха, заряженность на работу, способность к постоянному росту, умение работать в команде, проявляя свою индивидуальность, не подавляя других. Это интеллигентные, дружелюбно настроенные, отзывчивые, открытые люди. С хорошим, здоровым чувством юмора».

Учебная атмосфера, даже если в классе собираются умудренные опытом, неюные люди, очень отличается от рабочей. Здесь можно расслабиться, раскрыться, жонглировать социальными ролями, рисковать при принятии решений и моделировании различных ситуаций, чтобы затем не допустить каких — то ошибок в реальном бизнесе. Нередко за два года между слушателями устанавливаются добрые, приятельские отношения. Они дружат семьями, вовлекают жен или мужей в свой новоприобретенный круг общения. Это важно, ведь чем выше человек занимает позицию, тем сложнее устанавливать не сугубо профессиональные, а дружеские контакты.

Об этих людях многое говорит то, что, будучи состоявшимися управленцами, они, с одной стороны, не хотят останавливаться на достигнутом, с другой — могут признать, что им не хватает знаний и есть чему учиться. Они воспринимают проблемы не как проблемы, а как возможности. И специалисты отмечают, что с каждой группой приходят все более подготовленные, информированные слушатели. Напряженная современная деловая ситуация вынуждает их всегда быть в курсе происходящего.

Зачем это нужно. Причины прихода на программу EMBA: развитие управленческих навыков, расширение круга деловых связей, получение новых знаний, изучение международного опыта. Эксперты подчеркивают разные моменты. «Во — первых, это люди, имеющие высокую способность к самообучению. Для них обязательно наступает момент, когда нужны новые идеи. EMBА дает возможность поставить хотя бы запятую в этом бесконечном процессе. Во — вторых, эти люди накопили достаточно опыта и им нужно перейти в фазу осознания, разобраться, обобщить достигнутое. В — третьих, они хотят иметь диплом как документ, удостоверяющий их профессиональный уровень», — определяет Маргарита Адаева — Датская.

«Есть знания и опыт, но, чтобы идти дальше, нужны глобальное видение бизнеса и новые контакты. Существенное повышение зарплаты также не помешает», — добавляет Елена Науменко. «Для слушателей важны статус и престиж диплома EMBA, а также возможности общения и обмена опытом с другими топ — менеджерами, приобретение полезных связей. Кроме того, многие руководители стремятся наверстать упущенное в начале карьерного пути», — дополняет руководитель отдела по работе с образовательными организациями Begin Group Анна Рубальская.

Татьяна Иванищева концентрируется на образовательном аспекте: «Большинство поступающих основной причиной выбора Executive MBA называют знания и вывод компаний на новый уровень, на лидирующие позиции в своей отрасли. Ведь немного российских руководителей имели в своем базовом образовании экономическую, финансовую или управленческую подготовку. Все их знания о бизнесе получались на собственном опыте и собственных ошибках». А также на краткосрочных семинарах и тренингах и на доморощенных курсах переподготовки.

«Нам нужно хорошенько забыть, чему нас учили при социализме и всему учиться заново, — говорит Сергей Календжян. — Мои клиенты — успешные, состоятельные люди. Но они могли добиться в десятки раз большего, если бы были обучены, знали о каких — то базовых вещах и каждый раз не изобретали велосипед. Обучение нужно им для того, чтобы реализовать свой потенциал, не допускать очевидных ошибок. Например, в шахматах, каким бы талантливым ты ни был, если ты не знаешь теорию дебютов, любой середняк легко переиграет тебя. Надо знать, чего ни в коем случае делать нельзя».

Топ-менеджеров и владельцев бизнеса интересует не только личный успех и исключительно собственная выгода и не решение локальных задач — им важно понять, как устроен рынок в целом, как он будет развиваться, как побеждать в конкурентной борьбе.

После принятия решения о необходимости пополнять багаж знаний и выбора для этого программы EMBA, остается еще один важный вопрос: где учиться? В России большое внимание уделяется местной специфике и внутренним проблемам, к тому же слушателю не придется постоянно летать за границу, отрываясь на недели от работы и семьи. И здесь обучаться существенно дешевле — российская программа EMBA стоит в среднем $15 тыс., западная — $100 тыс. У зарубежных программ свои козыри — накопленный десятилетиями опыт, гораздо больший престиж диплома. Чаще на Запад уезжают те, кто собирается выводить компанию на международный уровень, им нужны другие знания и другие связи.

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru