Пресс-центрE-xecutive "Отношение менеджеров к программам МВА"21 октября 2005
МВА – панацея или просто модный диплом? Что дает российскому менеджеру принадлежность к титулованной бизнес-школе, и не целесообразнее ли обойтись отечественным образованием? Стоит ли выпускнику бизнес-школы рассчитывать на более быстрый карьерный рост? Это далеко не полный список вопросов, которые стоят перед всеми менеджерами, которые задумываются о получении дополнительного профильного образования. E-xecutive в партнерстве с Международным Институтом Менеджмента ЛИНК провели исследование, направленное на формирование понимания перспектив МВА-образования в России. Основные цели опроса: выяснить отношение менеджеров к программам МВА и оценить уровень информированности аудитории о возможностях получения бизнес-образования в России. В опросе приняли участие 2434 респондента, из них 63,8% - мужчины, 36,2% - женщины. Среди прошедших опрос 13,4% принадлежат к генеральному руководству, 6,2% - занимаются управлением персоналом, чуть больше 80% - менеджеры других специализаций. Региональное распределение респондентов сложилось следующим образом: 56,7% - Москва и область, 10,6% - Санкт-Петербург, остальные регионы России – 24,8%, страны ближнего и дальнего зарубежья – 7,9%. Что касается компаний, в которых работают участники опроса, то по своему масштабу они разделились на четыре практически равные части. Небольшое преимущество у небольших компаний с численностью сотрудников до 50 человек (27%), ровно четверть работает в очень крупных организациях (более 1000 человек), 22% - в компаниях от 200 до 1000 сотрудников; 26% - в компаниях, штат которых составляет от 50 до 200 человек. Сегодня мы представляем краткий отчет о проделанном исследовании. Где можно получить настоящий МВА? Более половины участников исследования убеждены, что место получения МВА не имеет значения - основными критериями хорошего бизнес-образования, по мнению 56,6% респондентов, являются качество обучения и преподавательский состав. Однако треть прошедших опрос (33,7%) полагают, что настоящий МВА можно получить только в западной бизнес-школе. В поддержку российских образовательных учреждений выступило всего 8,2% респондентов, из которых 6,3% отдали бы предпочтение отечественной бизнес-школе лишь в том случае, если она использует западные методики. Среди альтернативных ответов (3,7%) преобладает мнение, что в первую очередь важен преподавательский состав школы, который обязательно должен состоять из преподавателей-практиков, желательно западных специалистов, имеющих реальный бизнес-опыт. Многие отметили необходимость в российских школах преподавания на английском языке и организации стажировок за границу. Неоднократно прозвучало мнение, что выбор школы зависит исключительно от дальнейших профессиональных планов, и если нет желания или возможности работать на Западе, то для российского бизнеса вполне достаточно «нашего» МВА. Некоторые заявили, что настоящий МВА – это престижный МВА, а несколько респондентов вообще серьезно задумываются о целесообразности получения степени. Желания и возможности не всегда совпадают Обладателями МВА уже являются 11,5% респондентов, чуть меньше – 9% - в данное время обучаются по программам МВА. Только планируют обучение треть участников опроса (35,6%), достаточно большой процент – 31,6 – хотели бы получить МВА, но возможности на это не имеют. Совсем неинтересно бизнес-обучение 7,4% участников опроса, а 3,5% вообще об этом не задумываются. В альтернативных ответах не раз прозвучали следующие мнения:
Кому и зачем нужен МВА? Почти половина респондентов согласились, что обучение на МВА – это только дань моде. Треть опрошенных (34,3%) считают, что МВА необходимо только топ-менеджерам, но 12,2% полагают, что обучение в бизнес-школе будет полезно как высшему, так и среднему звеньям менеджмента. Уверены, что МВА необходимо менеджерам, работающим в крупных компаниях, 18,2% участников исследования. МВА – важный фактор быстрого карьерного роста для 10% респондентов. Среди ответов, которые предложили сами участники опроса (7,5%), наиболее часто повторяющимися стали:
Система обучения персонала в компаниях Более трети (37,7%) опрошенных заявили, что в их компаниях обучение персонала осуществляется периодически, когда для этого возникает необходимость. Чуть меньшее число респондентов (31,4%) отметили, что, как правило, в их организациях обучение носит эпизодический или случайный характер. Неактуальным обучение менеджеров считается в компаниях, в которых работают 15,5% участников исследования. И только в 13,6% случаях присутствует единая система переобучения управленческого персонала. Сами менеджеры в поле «другое» (3,3%) отметили следующие варианты:
Кто оказывает решающее влияние на решение об обучении сотрудников? Как показывают результаты опроса, в большинстве случаев (46,2%) на решение об обучении сотрудников влияет мнение топ-менеджмента компании, но при этом почти 30% респондентов заявили, что такие решения – компетенция только первого лица в организации. Мнение руководителей подразделений и проектов имеет вес в 25,9% случаях, а вот HR’ов - только в 20,7%. Почти 5% участников исследования не знают о том, на ком в компании лежит ответственность за принятие решения о дополнительном обучении персонала. Из 4,1% участников опроса, давших другие ответы, многие респонденты сообщили о том, что в их компаниях сотрудники сами принимают решение о своем обучении. Часто эти решения остаются на усмотрение собственника компании, а некоторые участники опроса отметили, что в их организациях обучение не предусмотрено в принципе. Отношение руководства к обучению менеджеров на программах МВА По этому вопросу преобладающими мнениями стало то, что руководство поддерживает желание перспективных менеджеров учиться (36,9%), и противоположное мнение, согласно которому отношение руководителей к обучению сотрудников на МВА близко к безразличному (29%). О том, что руководители рекомендуют перспективным сотрудникам получить степень МВА, указали в опросе только 10% респондентов. Настороженное отношение проявляют топ-менеджеры компаний, в которых трудятся 5,6% участников опроса, но за явно негативное отношение высказались только 1,9%. 16,3% не смогли оценить отношение своего руководства к обучению сотрудников на МВА. Оценка карьерного продвижения менеджеров с МВА Почти половина участников опроса (43,6%) не смогли оценить этот фактор либо по причине отсутствия в их компании менеджеров с МВА, либо по другим причинам. Среди респондентов, представивших свое мнение по данному вопросу, на первом месте (21,4% от всей выборки, или 38% от числа имеющих сложившееся мнение) те, кто считает, что наличие МВА слабо влияет на продвижение по службе, 11,1% заявили, что наличие степени не оказывает никакого влияния на карьерные успехи. Согласны с тем, что скорость продвижения по карьерной лестнице менеджеров с МВА выше, чем у тех, в чьем активе МВА нет, 17,7% респондентов, что ниже – всего 0,4%. 5,7% участников опроса считают, что менеджеры, отучившиеся на программах МВА, часто уходят из компании. Оплата компанией обучения на программах МВА Почти 60% участников исследования заявили о том, что в их компаниях обучение на программах МВА оплачивается только для топ-менеджента. Вообще не было случаев оплаты обучения в организациях 11,4% респондентов, и примерно столько же честно сказали, что они просто не знают, как обстоит дело с этим вопросом в их компаниях. 10,1% участников опроса сообщили о том, что в их компаниях МВА оплачивается только при условии последующей отработки сотрудником определенного срока в данной организации. В 4,3% случаях оплата обучения на МВА является частью компенсационного пакета по личным заслугам сотрудника. Некоторые респонденты отметили, что в их компаниях практикуется частичная оплата обучения (не более 50% стоимости) или оплата в рассрочку/выдача кредита. Решающие аспекты выбора программы МВА Решающим фактором при выборе программы МВА является практическая отдача от обучения – за него отдали голоса 76,4% респондентов. Далее по уменьшению значимости следуют репутация учебного заведения (30%) и возможность обучаться без отрыва от работы (24,9%). Цена имеет определяющее значение менее чем для одной пятой респондентов (17,3%), а международный диплом важен только для 11,8% участников исследования. Среди альтернативных ответов менеджеров стоит отметить следующие неоднократно повторяющиеся варианты:
Индекс известности бизнес-школ Топ-10 наиболее известных российских учебных заведений с программами МВА:
Наиболее известные западные университеты, реализующие программы МВА в России:
Выводы:
Материал подготовила Екатерина Закомурная, E-xecutive По материлам http://www.e-xecutive.ru
|
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |