Распечатать

Пресс-центр

"Элитный персонал" №3 (440), 24 января 2006 "IT-директор сделает бизнес эффективным"

30 января 2006

Алексей УПАТОВ

Среди топ-менеджеров компании директор по информационным технологиям – одна из ключевых фигур. По данным компании АНКОР, за последний год спрос на специалистов такого уровня вырос на 17 %. Чтобы стать IT-директором, нужно одинаково хорошо уметь управлять и компьютерами, и людьми.

Сергей МЕДНОВ,
директор по информационным технологиям
"Альфа-банка":

- У меня несколько дипломов. Базовое образование я получил в МАИ на кафедре "Системы автоматизированного проектирования летательных аппаратов". Мне всегда нравилось заниматься программированием, ночи напролет я писал программы. Первые интернет-сервисы тогда еще только-только появились в России, и я был в то далекое время, наверное, одним из немногочисленных пользователей и одновременно разработчиков электронных почтовых служб.
После окончания МАИ я поступил на работу в банк, занимался телекоммуникациями и сетями. В 1994 г. выполнил проект по обеспечению доступа банка в сеть SWIFT и возглавил подразделение, которое занималось обслуживанием этой системы. На новой должности я быстро понял, что работа менеджера не менее интересна, чем работа инженера.
Я всегда стремился к инновациям, изучению чего-то нового. Поэтому на каждом этапе своей карьеры пытался получить образование - не только для собственного развития, но и в интересах компании, в которой работал. Еще в 1991 г. я был одним из первых тридцати сертифицированных инженеров Novell в России. Когда я понял, что работа в банке требует более глубоких знаний менеджмента, управления персоналом, финансов - поступил в РЭА им. Г.В. Плеханова на факультет "Финансы и кредит", а затем получил диплом MBA в британско-российской бизнес-школе МИРБИС. Уже значительно позже, работая над внедрением больших систем, я на практике увидел, насколько важны структурированные знания по управлению проектами и вступил в ассоциацию Project Management Institute (PMI).
Однажды, еще в начале карьеры был момент, когда я решил поменять профессию и стать кредитным офицером. Но один хороший знакомый дал мне мудрый совет, которым я руководствуюсь и по сей день: постарайся посмотреть на свою профессию с иной точки зрения, и ты увидишь много новых возможностей. Он оказался прав: через некоторое время я доказал себе, что и в сфере IT можно развиваться дальше - просто нужно ставить действительно серьезные цели, решать крупные задачи, пытаться смотреть на проблему под новым углом зрения. К примеру, чем отличается топ-менеджер от менеджера среднего звена? Топ-менеджер воспринимает процессы глобально, и детали он оставляет для решения своим подчиненным.
Вот уже пять лет, как я работаю в "Альфа-банке", два года занимаю должность CIO (Chief Information Officer - директор по информационным технологиям). CIO отвечает за стратегию, за принятие IT-решений глобального характера: какими должны быть IT-системы, как их построить, каким требованиям они должны удовлетворять. Россия - страна уникальная, в том числе и по своим масштабам. К примеру, наш клиент во Владивостоке пришел в банк, и его не интересует, что в Москве сейчас ночь, он об этом даже не задумывается и не должен задумываться - это наши проблемы. Когда бизнес начинает активно развиваться, масштабы деятельности растут, встает задача создать централизованную IT-систему в рамках страны - задача, достойная команды профессионалов. Разумеется, в мои обязанности входит и управление людьми, формирование команды, создание эффективных технологий работы подразделений и т.п.
Одним их наиболее важных в работе CIO является общение: с бизнесом, со своими заказчиками, которых он должен научиться понимать - их нужды, специфику бизнеса - и находить варианты решения их проблем за разумные деньги и в нужные сроки. Любой проект при разработке условно проходит несколько стадий: функциональность, производительность, масштабирование, безопасность, стоимость. Все это IT-директор должен держать в голове. Плюс ко всему он должен обладать достаточно серьезными знаниями технологий.
Конечно, все мы работаем за деньги, но работа должна быть интересной, приносить удовольствие. Хочется видеть результаты своего труда и понимать, что вы что-то изменили. CIO стоит на стыке технологий и бизнеса, и в этом его уникальность.
Мой совет тем, кто хочет попробовать себя на этом поприще: попытайтесь разобраться в бизнесе, для которого вы создаете и внедряете IT-решения, и научитесь мыслить и разговаривать на его языке. И тогда вы сможете сделать бизнес эффективным.

Андрей ХАРИТОНОВ,
директор по информационным технологиям
компании ИНГОССТРАХ:
- В детстве, как и все мальчишки, я мечтал стать космонавтом или хотя бы летчиком. Когда понял, что ни тем, ни другим стать не получится, решил строить самолеты, чтобы летали другие, и поступил в МАИ. После окончания института в 1986 г. я работал в нескольких научных институтах, в одном из них я создал сектор, который занимался разработкой АРМов (автоматизированных рабочих мест). В то время это было для России новым, необычным делом, и именно тогда я понял, насколько важна (наряду с правильной организацией проектной работы) детальность проработки проекта.
Следующей ступенью моей карьеры стала работа в американской фирме, где я занимался созданием информационной системы компании и тоже приобрел бесценный опыт: узнал, что такое "внутренний заказчик" и что нужно делать, чтобы его не потерять.
В1994 г. я перешел на работу в молодую компанию "КомпьюЛинк", где возглавил отдел, отвечающий за направление мультимедиа. Мне удалось организовать процесс взаимодействия с поставщиками таким образом, что весь технологический цикл замкнулся - с момента заказа до момента продажи.
Успех вдохновил меня, и я решил заняться собственным бизнесом - создал свою фирму, которая занималась предоставлением компьютерных услуг в полном объеме: построением сетей, поддержкой инфраструктуры IT-отделов, поставкой оборудования, сервисом, ремонтом. Но темпы роста бизнеса меня не устраивали, и я решил снова стать "наемником".
В 1999 г. меня пригласили работать в компанию Stins Coman (ведущий системный интегратор). Если раньше я стремился играть "первую скрипку", то теперь мне было интересно посмотреть на жизнь компании "изнутри", понять, чем живет крупное предприятие. Через год я возглавил отдел, еще через полгода стал директором одной из компаний, входящих в группу Stins Coman. Работа была интересной, я занимался различными проектами как для госструктур, так и для частного бизнеса. Почерпнул много нового, появилось системное видение задач, уверенность в том, что необходимо вести планирование и учет ресурсов, правильно распределять усилия, чтобы добиться конкретного результата. Можно сказать, что именно там я окончательно сформировался как руководитель.
В 2004 г. я принял предложение ИНГОССТРАХа занять позицию IT-директора. С появлением в компании новой бизнес-стратегии нужно было разработать IT -стратегию и заняться ее реализацией. Прошло уже больше года, как я работаю в компании. Основными результатами, которых удалось добиться за это время, являются модификация оргструктуры департамента информационных технологий в соответствии с принятой IT-стратегией (в организационном плане) и применение проектного подхода к разработке и внедрению программных продуктов (в методическом аспекте).
На мой взгляд, информационные технологии должны и открывать новые горизонты и, одновременно, идти от задач, которые ставит бизнес. Именно бизнес определяет направления, которые нуждаются в автоматизации и инновациях. Необходимые IT-директору качества практически ничем не отличаются от тех, которые нужны управленцам других отраслей: это умение управлять коллективом, не допускать перекосов, чутко реагировать на изменение ситуации, системный подход к решению поставленных задач, предвидение, стратегическое мышление. И, конечно, знание рынка IT-услуг.
Что для меня главное в работе? Ощущать себя востребованным, воплощать свои идеи в жизнь, приносить пользу компании.
В сотрудниках ценю инициативу, обязательность, исполнительность. Наверное, бываю иногда строг, но я прекрасно понимаю, что все мы - звенья одной цепи, что надо уважать мнение каждого сотрудника, создавать комфортные условия для работы. Ведь мы занимаемся общим делом.

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru