Пресс-центрЭлитный персонал "Новые подходы в обучении" №6 от 14.02.0615 февраля 2006
Новые подходы к обучению Выбор бизнес-школы – весьма ответственное дело, ведь получать квалификацию мастера делового администрирования дважды не принято. В Институте МИРБИС уверены – многих разочарований можно избежать, если заранее знать, какими компетенциями будет обладать выпускник. Об этом рассказывает Екатерина Лисицына, руководитель программы МВА «Финансовый менеджмент». Екатерина Викторовна, что нового МИРБИС приготовил для своих слушателей в 2006 году? МИРБИС обладает репутацией одной из наиболее инновационных школ в России. И поддерживать ее, учитывая наши масштабы, непросто. Тем не менее, каждый год мы корректируем программы и подходы к обучению, регулярно внедряем новшества. Но ведь многие школы позиционируют себя именно в таком ключе… Главное – не то, как позиционирует себя школа, а что реально делается. Действительно, сегодня для того, чтобы быть лидером в области дополнительного обучения необходимо соответствовать духу времени, готовить менеджеров на опережение. Но, думаю, что немногие могут продемонстрировать такое количество реализованных идей. МИРБИС как никто другой ориентирован на развитие управленческих компетенций слушателей. В чем проблема традиционного подхода к подготовке слушателей на программах МВА? Весь цикл обучения разбит на отдельные дисциплины, в результате чего процесс оказывается разорванным: финансы сами по себе, менеджмент сам по себе. Мы попытались соединить все части в одно целое. А в чем заключается новизна подхода? Давайте посмотрим, как проходят занятия на примере программы МВА «Финансовый менеджмент». Сначала с группой работает психолог, объясняет, как разрабатывать ту или иную проблему, руководить командой. Затем с группой работаю я, рассказываю, например, про денежные потоки и провожу соответствующую деловую игру. Слушатели в малых группах обсуждают задания, выбирают роли: кто-то становится «менеджером», а кто-то – «собственником». Начинается презентация, идут перекрестные вопросы, словом, стандартная для современного бизнеса ситуация. Все эти события снимаются на видеокамеру. После окончания игры мы вместе просматриваем пленку. Я оцениваю финансовые компетенции, а психолог – менеджерские. И каждому слушателю становится понятным, где он был неубедителен с содержательной точки зрения, а где просто захлестнули эмоции... Каким образом определялись базовые компетенции, которыми должны владеть выпускники программ МВА? Длительное время мы наблюдали, изучали рынок и управленческую проблематику, работали с профессиональными сообществами, рекрутинговыми агентствами, проводили собственные исследования. Полученный список компетенций был разбит на две части – профессиональные (для программы МВА «Финансовый менеджмент» - это компетенции по формированию финансовой политики компании) и менеджерские. В свою очередь управленческие были разделены на три группы: управление бизнес-процессами, управление людьми и управление своей карьерой, то есть самоменеджмент. Все блоки мы соединяем со специализированными дисциплинами. В итоге у слушателей формируется система не только знаний и умений, но и компетенций руководителя финансовых служб. Насколько эффективен такой метод? Стоит отметить психологически важный момент – не все люди могут быть менеджерами, и уж тем более топ-менеджерами. Безусловно, большинство наших абитуриентов обладают управленческими способностями. Но среди них есть небольшая группа людей, которые более успешны в исследовательской сфере деятельности, нежели в практической. Мы выделяем их в особую категорию и готовим для поступления к нам в аспирантуру. Потенциал абитуриентов довольно точно определяется на специальных фокус-группах. Каждый по-своему использует знания и навыки, которые ему дали в МИРБИС. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. В любом случае мы не бросаем своих выпускников: приглашаем на круглые столы, семинары, проводим другие поддерживающие мероприятия. Кроме того, в школе есть ассоциация выпускников, которая регулярно проводит интересные встречи, круглые столы, дни карьеры. Значит, выпускник МИРБИС может быть спокоен за свое будущее? Один из важнейших критериев эффективности бизнес-школы – востребованность ее выпускников на рынке. Практически все наши бывшие слушатели занимают сегодня руководящие должности, высок процент тех, кто быстро нашел новую работу или повысил свой профессиональный статус. Со своей стороны, преподаватели обязаны снабдить их дополнительными преимуществами и действовать в этом направлении осознанно, системно. Кстати, еще одно новшество. Любой менеджер, помимо умения презентовать проект и управлять людьми, обязан фиксировать управленческие решения в соответствующих документах. Начиная с навыка составления должностной инструкции |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |