Пресс-центрЭлитное образование №2 февраль 2006 "Программы МВА: можно ли доверять рейтингам?"25 февраля 2006
Журнал «Элитное образование» начинает публикацию материалов круглого стола, посвященного проблеме рейтингов в бизнес-образовании. Гости этого номера – директор Института магистерской подготовки (ИМП) МЭСИ Элеонора ВЕРГИЛЕС, проректор по маркетингу и развитию Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» Татьяна ИВАНИЩЕВА, директор Школы бизнеса ВАВТ Ольга АНДРЕЕВА, начальник отдела маркетинга Международного института менеджмента (МИМ) ЛИНК Виктор ОРЕХОВ, ректор Института делового администрирования (ИБДА) АНХ при Правительстве РФ Сергей МЯСОЕДОВ.
Какие рейтинги программ МВА в России и за рубежом вам известны? Каким из них можно, безусловно, доверять?
В. Д. Орехов: Международный институт менеджмента ЛИНК представляет на Российском рынке Европейские программы бизнес-образования, в частности, МВА The Open University Business School, UK. В Великобритании существует государственная система обеспечения качества высшего образования, к которому относится и бизнес-образование. Контролирует уровень качества государственное Агентство по обеспечению качества в высшем образовании (Quality Assurance Agency for Higher Education – QAA). Оценки этого агентства по каждому из факультетов ложатся в основу рейтинга британских университетов, верхняя часть которого согласно «Sunday Times» в 2004-2005 году выглядела следующим образом: 1. Кембридж 96% Нужно отметить, что основные программы Международного института менеджмента ЛИНК, в том числе одна из программ МВА, полностью ведутся по технологии The Open University, и соблюдение в ЛИНК британских образовательных стандартов оценивалось QAA при аккредитации Школы бизнеса Открытого университета (OUBS). На международном уровне система оценивания программ МВА, которые используют дистанционные технологии, пока только создается. В рейтинге «Financial Times» 20-ти лучших в мире дистанционных МВА за 2003 год Открытый университет стоит на четвертом месте. Рейтинг дистанционных программ МВА1. Феникс, амер. В отличие от развитых стран мира, где создание рейтингов превратилось в целую индустрию, качество российских рейтингов совершенно неудовлетворительно. Пожалуй, единственный корректный отечественный рейтинг составил журнал «Компания» в 2004 году. Именно вопросам корректности рейтингов был посвящен, проведенный в ноябре 2005 года, круглый стол «Бизнес-образование: рейтинги, аккредитации и исследования». С. П. Мясоедов: За рубежом серьезные рейтинги готовятся экспертными советами нескольких наиболее солидных бизнес журналов и газет. Причем состав экспертных советов и четкие критерии всегда известны заранее. Характерной особенностью рейтингов последних лет является их специализация, т. е. выделение в качестве определяющего одного из параметров (его удельный вес при оценке обычно для этого повышается). Существуют рейтинги качества образования, рейтинги наиболее успешного трудоустройства (по уровням зарплаты) по окончании, рейтинги наиболее быстрого карьерного роста после окончания, рейтинги по научным исследованиям и т. п. Наиболее известны и престижны рейтинги таких журналов и газет, как «U.S. News and World Report», «Forbes», «Financial Times». В России на сегодняшний день серьезных рейтингов по программам МВА нет. Как профессионал и руководитель одной из лучших бизнес школ страны я не рекомендую сегодня руководствоваться российскими рейтингами. Выбирать программу или бизнес школу по рейтингам, которые у нас публикуются, все равно, что лечиться по неотредактированному медицинскому справочнику: поверили опечатке и отправились на тот свет. Э. В. Вергилес: Наиболее популярными в мире считаются рейтинги, проводимые авторитетными западными деловыми изданиями, такими как «The Times», «Financial Times», «Buseness Week», «The Economist», «US & World Report», а также рейтинг «500 лучших университетов мира» по версии Института образования шанхайского Jiao Tong University (Китай). В России оценку бизнес-школ проводили журнал «Карьера», Ассоциация менеджеров («Рейтинг публичной репутации бизнес-школ», .), компания РосБизнесКонсалтинг («Рейтинг школ MBA г .Москвы», ), журнал «Финанс» и другие. Но все же, безусловно доверять на данный момент нельзя ни одному российскому рейтингу бизнес-школ – используемые в них критерии сомнительны, а методики расчета итоговых оценок недостаточно объективно учитывают вес тех или иных параметров. В каких рейтингах участвовала ваша бизнес-школа? Каковы результаты этого участия?
Э. В. Вергилес: ИМП МЭСИ всегда принимает участие в рейтингах, так как они являются одним из источников информации о школе для наших потенциальных слушателей. По данным рейтинга компании РосБизнесКонсалтинг, ИМП МЭСИ занимает 12-ое место среди 20-ти лучших бизнес-школ Москвы, а в рейтинге журнала «Финанс» мы заняли уже 10-ое место среди 24 участников рейтинга. На конкурсе российских бизнес-школ «Бизнес-образование и карьера», который проводился журналами «Обучение в России», «Обучение за рубежом» и образовательно-информационным порталом Обучение.ру, программы ИМП МЭСИ были признаны лучшими. По данным рейтинга «Репутации и известности бизнес-школы» информационного портала «MBAtoday» за март-апрель 2005 года ИМП МЭСИ занимает 2-ое место. Т. А. Иванищева: Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) придерживается принципа информационной открытости в отношениях с профессиональными организациями и средствами массовой информации. На наш взгляд, предоставляя полную, подробную информацию о программах нашей школы бизнеса, наших возможностях, развитии и потенциале, мы помогаем нашим будущим слушателям принять объективное решение. Ведь такое решение является сложным, комплексным, а для многих – определяющим в будущей профессиональной карьере. Поэтому МИРБИС принимает участие в рейтингах, которые периодически проводят как общественные, так и профессиональные организации. Участвуя в рейтингах, невозможно предугадать какой будет результат, поскольку в основе каждого рейтинга лежат разные критерии и применяются различные методики оценки как отдельных программ, так и школ бизнеса в целом. Но даже в этом случае можно увидеть определенную тенденцию - МИРБИС всегда занимает лидирующие места, независимо от того, какие критерии оценки заложены в том или ином рейтинге. Рейтинги, в которых мы участвовали:
С. П. Мясоедов: ИБДА АНХ при Правительстве РФ (в прошлом ШМБ МГИМО) – старейшая бизнес школа страны, признанный лидер бизнес образования. На наших программах МВА и ЕМВА, несмотря на самые высокие в стране цены, существуют жесткие входные экзамены и конкурсный отбор. В этой связи я хочу официально заявить: «С точки зрения качества, достоверности и профессионализма мы не доверяем сегодня ни одному российскому рейтингу. Поэтому Совет ИБДА АНХ принял принципиальное решение: НЕ УЧАСТВОВАТЬ НИ В КАКИХ РЕЙТИНГАХ. Любое включение ИБДА и программ ИБДА в рейтинги, в этой связи, делается без нашего ведома и заведомо содержит недостоверную информацию».
Какие критерии, на Ваш взгляд, необходимы для определения качества программ МВА? Какова роль объективных критериев (маттехбаза, степени преподавателей, обеспеченность компьютерами и др.) и субъективных (отзывы слушателей, выпускников, работодателей и др.)?
О. Д. Андреева: Составление рейтингов школ бизнеса МВА – это сверхсложный вопрос. Поэтому, чтобы не придти к искаженным ответам, при оценке необходимо учитывать огромное число параметров и их вес, значимость. Какие критерии стоит использовать при выстраивании рейтингов? Думаю, что в первую очередь необходимо оценить объективные факторы: наличие государственной лицензии и аккредитации, что, в свою очередь дает возможность выдачи государственного диплома; историю и репутацию школы бизнеса; уровень материально-технической базы (ведь занятия на арендованных площадях могут «неожиданно» прерваться); наличие постоянно работающих преподавателей (гостевые профессора и практики зачастую лишь формально украшают программу, а на деле занятий не проводят) и т.д. Но, безусловно, очень важны и субъективные оценки: нравится ли слушателям программа МВА или нет, порекомендуют ли они ее своим коллегам и знакомым или нет? Школа бизнеса ВАВТ, например, приглашает своих потенциальных слушателей на занятия уже работающих групп с тем, чтобы у них сразу же сложилось представление о процессе обучения на нашей программе. На предварительном собеседовании мы стремимся подробно рассказать о наших сильных и слабых сторонах, сравнить качество нашей услуги и услуги коллег-конкурентов. Однако решение о выборе должен принять слушатель самостоятельно. Посещение занятий и общение с теми, кто уже учится в ВАВТ, помогает это сделать. Кто бы ни занимался составлением рейтингов трудно рассчитывать на их полную объективность. Довольно часто можно слышать мнение о том, что качество образовательной услуги тем выше, чем выше цена. А может быть это свидетельство того, что в Школе недостаточное внимание уделяют управлению издержками?
Э. В. Вергилес: Полагаю, при подготовке рейтинга следует учитывать разнообразие специализаций, долю активных форм обучения, наличие качественных учебно-методических пособий, техническое оснащение учебных аудиторий, уровень профессорско-преподавательского состава, существенным критерием остается цена программы. Для проведения рейтинга необходимо создание независимой экспертной комиссии, в которую войдут работодатели, представители Министерства и прессы.
Т. А. Иванищева: Мы считаем, что самым важным при рейтинговании учебных заведений - это представление всех данных участников в динамике, то есть в развитии. На наш взгляд, это позволит оценить изменения в программах, обновление материалов в соответствии с развитием экономики, рост материально-технического обеспечения образовательных программ, участие руководителей и специалистов российских и западных компаний в разработке и реализации образовательной программы. К сожалению, сделать рейтинг, подобный западным, на основании роста доходов выпускников в России пока невозможно по нескольким причинам. И одна из них – несформированное представление о «выпускнике программы МВА» у работодателей. Российскому бизнес-образованию чуть больше 15 лет. Признанию и аккредитации диплома МВА – несколько больше 5 лет. Не создана пока критическая масса выпускников школ бизнеса: годовой выпуск российских программ МВА начиная с 2003 года (с учетом доминирования двухгодичных вечерних программ МВА) составил около 2800 человек, что в 6 раз меньше, чем в Китае и в 40 раз меньше, чем в США. Качество подготовки на программе МВА определяется следующими критериями:
В. Д. Орехов: Какие же показатели можно использовать для составления рейтингов? Поскольку образование – это услуга, то ясно, что маттехбаза таким основанием быть не может. Вообще оценивание услуг - очень сложная задача. Ну, как вы оцените качество подготовки преподавателей? Конечно, проще всего посчитать процент кандидатов и докторов. Но что это за степени? В области техники или научного коммунизма? К тому же, у многих из этих преподавателей нет даже базового управленческого образования. Отзывы выпускников и работодателей более хорошо подходят для оценивания качества образовательных услуг, но получить корректные оценки по их мнениям очень непросто. Вполне можно создать рейтинг популярности, а не качества. Для оценивания качества, видимо, правильнее всего проверять, как соблюдаются стандарты и выполняются учебные процедуры, но это уже не рейтинг, а аккредитация. Именно уровень аккредитации наиболее точно свидетельствует о качестве программ. Одно дело российская аккредитация, а другое – международная. Программы OUBS, которые предлагает сегодня ЛИНК, имеют так называемую тройную аккредитацию, т. е. признаны всеми тремя наиболее известными международными аккредитующими организациями: Американской ассоциацией университетских школ бизнеса - AACSB, Европейским фондом развития менеджмента - EFMD/EQUIS и Ассоциацией МВА - АМВА.
С. П. Мясоедов: Подготовка серьезного и объективного рейтинга вещь архисерьезная. Она требует профессионализма, объективности и наличия хорошо отработанной и прозрачной методики, и формирования группы экспертов-профессионалов, чье имя гарантирует непредвзятость оценки. В прошлом году мне попались на глаза рейтинги в журналах «Финанс» и «Двойной учет». Сказать, что они вызвали удивление, было бы мало. Они вызвали чувство стыда за непрофессионализм составителей, неясность критериев и использование непроверенных данных. Я думаю, что российским бизнес-школам пора задуматься о разработке объективной методики оценки качества программ. Большую работу в этом направлении делает Экспертный Совет по МВА при Министерстве образования и науки РФ. Как ориентироваться на рынке образовательных услуг потенциальному слушателю программ МВА?
Э. В. Вергилес: И все-таки рейтинг не может быть до конца объективным. Поэтому, чтобы разобраться в многообразии программ МВА, советую слушателю собрать как можно больше информации из специализированных печатных изданий и Интернет-источников, на выставках, от выпускников программ МВА, а также непосредственно от представителей бизнес-школ. Не стоит полагаться только на рейтинги, это скорее справочная информация, чем «истина в последней инстанции».
Т. А. Иванищева: При выборе необходимо учитывать все факторы, обеспечивающие успех школы и ее программ. В течение нескольких лет мы проводим исследование среди наших слушателей программы МВА: чем они руководствовались в выборе бизнес-школы. За последние 10 лет самыми значимыми критериями назывались: возраст и опыт школы в области бизнес-образования, рейтинг и рекомендации знакомых. Не секрет, что большинство абитуриентов составляют свой рейтинг учебных заведений, отмечая, что важно именно для них при выборе. Мы знаем, как выбирают МИРБИС: качество подготовки, особая творческая атмосфера и высокая корпоративная культура МИРБИС.
С. П. Мясоедов: Как выбрать хорошую программу? Однозначно не по рейтингам. Попробуйте оценить качество бизнес школы сами. Критерии известны: - Как долго школа работает на рынке? - Насколько часто ее имя и название ее программ вы встречаете в прессе и на профессиональных вебсайтах? - Есть ли в школе свои учебно-методическиме матеиралы (обычно исчисляемые тысячами страниц) и специальные собственные учебники для программ МВА? (Учебники для вузов с грифом министерства образования обычно не годятся для МВА) - Кто из известных профессоров, занятых практическим консалтингом, и кто из известных бизнесменов и менеджеров регулярно преподает в этой школе? - Есть ли у школы опыт серьезного сотрудничества с зарубежными партнерами (хотя бы одна программа МВА на зарубежный диплом)? - Имеет ли зарубежный партнер школы аккредитацию AACSB или EFMD, или AMBA. - Проводятся ли для слушателей МВА и ЕМВА телеконференции и деловые игры с участием слушателей программ МВА и ЕМВА ведущих зарубежных школ бизнеса? - Насколько школа учитывает национальную и региональную специфику ведения бизнеса в России и привлекает ли она к преподаванию консультантов-практиков из других регионов. - Есть ли у школы статистика карьерного роста выпускников? Есть ли выпускники, известные стране? - Есть ли альбомы или сайты с портретами выпускников и слушателей (их надо изучить, найти знакомых, расспросить о впечатлениях)? - Наконец, как хорошо Вас встречает отдел маркетинга. Если школа не умеет работать с клиентами, чему она может научить на своих программах? Нужна ли объективная система рейтингования российских бизнес-школ? Что необходимо сделать для ее создания?
В. Д. Орехов: Объективная система показателей, характеризующих школы бизнеса и позволяющих будущему студенту сделать выбор, безусловно, нужна в России. Но потребителю совершенно не нужно, чтобы все школы были выстроены в затылок по порядку номеров. Ему будет достаточно знать, чем сильна каждая школа, каково ее особое предложение. В рыночной экономике именно уникальность ценится более всего. Рейтинг, основанный на таком принципе, вполне можно создать относительно малыми усилиями и, не ущемляя ни одну школу.
С. П. Мясоедов: На последнем заседании Президиума Российская ассоциация бизнес образования (РАБО) этот вопрос также обсуждался, и было принято решение приступить к всестороннему изучению проблемы создания «мягкого» рейтинга ведущих школ бизнеса и программ МВА страны. Координировать эту работу, поручено мне. «Мягкого» означает, что будет выделена группа ведущих бизнес школ в алфавитном порядке, по возможности, отмечена их специализация, но без «первый, второй…, пятый…». Начаты переговоры с известными специалистами (в России и за рубежом) для формирования экспертного совета, работа над методикой, учитывающей зарубежные наработки и российскую специфику.
О. Д. Андреева: Итак, сложно дать рецепт относительно составления рейтингов. В этой связи, возможно, стоит обсудить вопрос о целесообразности классификации программ МВА по группам, не ранжируя их. Так, например, определиться с первой, второй, третьей десяткой школ МВА в Москве и т. д. Такая оценка претендует на определенную ясность для потенциальных слушателей, а также довольно долго остается актуальной, что позволяет легче ориентироваться на рынке образовательных услуг по уровню МВА. Ведь тот, кто сегодня занимает первое место, завтра может оказаться восьмым, а пятый – первым. Однако переход в другую категорию в среднесрочном плане вряд ли возможен. В итоге хочется заметить: понимая сложность проблемы выстраивания рейтингов, нашим СМИ стоит подробнее рассказывать о каждой программе МВА, о различиях в позиционировании школ на рынке образовательных услуг, а будущие топ-менеджеры, сравнивая информацию, сделают правильный выбор. |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |