Распечатать

Пресс-центр

Обучение в России №2, 2004 «Основной результат обучения я увижу гораздо позже»

11 февраля 2004

Ким Нечаев, менеджер по развитию бизнеса, «Независимая Лаборатория INVITRO»

Я стал одним из самых моло­дых слушателей программы МВА: учиться в бизнес-школе я начал сразу после получения диплома о первом высшем об­разовании.

Правда, к тому времени у меня за плечами уже был ре­альный пятилетний стаж рабо­ты, поэтому проблем с поступ­лением не возникло.

В 2001 году я окончил меха­нико-математический факуль­тет МГУ, получив квалифика­цию математика-прикладника. Во время обучения я занимался исключительно разработкой программного обеспечения и интернет-приложений. На пя­том курсе уже работал менед­жером проектов в российской IT-компании. В рамках моей работы постоянно приходилось вести переговоры, управлять ресурсами проекта, мотивиро­вать персонал...

Будучи моло­дым особенно тяжело общаться с подчиненными, которые стар­ше тебя лет на десять да еще и с выраженными лидерскими ам­бициями. И я почувствовал, что мне не хватает именно менед­жерских знаний. Наверное, не­способность эффективно упра­влять коллективом и подтолкну­ла меня к поиску программы бизнес-образования.

Вторая причина решения в пользу бизнес-программы за­ключается в том, что во время своей работы в IT-индустрии я постоянно сталкивался с некой дискриминацией со стороны людей с гуманитарным образо­ванием по отношению к «тех­нарям». Очень часто в моей

практике работа над идейными концептуальными вопросами проекта отдавались на откуп экономистам, юристам, журна­листам и даже филологам - од­ним словом, кому угодно, толь­ко не техническим специали­стам с фундаментальным обра­зованием.

Почему МВА? Была альтерна­тива - второе высшее, которую я исключил сразу же: слишком высока вероятность попасть на курсы, далекие от реального бизнеса. У программы МВА по­ка нет альтернатив в быстром получении набора знаний, не­обходимых успешному менед­жеру. Выбирал я программу, анализируя рейтинги бизнес-школ и, естественно, сравнивая цены. Прислушивался к мнению друзей и знакомых, которые хо­рошо разбираются в этой обла­сти. Наиболее оптимальным решением мне показалась про­грамма «МВА: маркетинге в ММВШБ «МИРБИС». На специ­ализацию «финансы» я не по­шел еще и потому, что уже дос­таточно долго и много изучал математику в МГУ, а грамотно выстроенное управление мар­кетингом, на мой взгляд, - клю­чевой фактор успеха любого бизнеса.

По началу я не очень ком­фортно чувствовал себя в груп­пе. Собрались разные люди, и цели у всех были разные. Я пришел на МВА за некой основой, неким вектром, указывающим, куда двигаться дальше. Больше всего мне запомнились коллек­тивные решения кейсов. Мне кажется, такая работа нас и сплотила. Достаточно сложно за короткий промежуток времени выработать оптимальное реше­ние предложенной ситуации. В каждой группе, как правило, оказывается несколько лиде­ров, которые пытаются продви­гать свою точку зрения на ре­шение кейса. Здесь очень важно уметь договориться с колле­гами, пойти на компромисс, принять решение, максимально отражающее видение всей груп­пы, и сформулировать резуль­тат обсуждения. В такого рода упражнениях оттачивается именно умение быстро прини­мать решение. Мне кажется, это наиболее ценный навык ме­неджера.

Из «кейсов» мне запомни­лось, как мы рабочей группой в пять человек решали вопрос о разработке нового продукта с точки зрения его будущих кон­курентных преимуществ. Проду­ктом этим был жидкий сыр. На решение нам потребовалось порядка восьми часов. Если бы в реальном бизнесе все проис­ходило так быстро, мы бы уже достигли заоблачных высот. В действительности же, работа, проведенная нами, обычно занимает в компании три-четыре месяца, а иногда и полгода.

Знания и наработки курса «Организационное поведение» я использовал сразу же. Я уже смотрел на работу над проек­том не с точки зрения теории, а как управленец. Понимал, как работать с лидерами, кому и как оказывать необходимую поддержку.

Есть, конечно, и классиче­ские, основополагающие зна­ния. Для меня это были курсы «Управление маркетинговой деятельностью предприятия» профессора Т. А. Гайдаенко, а также «Стратегический менедж­мент» и «Управление компани­ей» профессора А.Н. Сазановича. Именно эти дисциплины и составляли стержень, логиче­скую основу, на которую дальше ложилось все остальное. Очень сложно говорить, скажем, о по­зиционировании продукта, о ценообразовании или об управ­лении продажами, если ты не знаешь, на чем основывается управление маркетинговой сис­темой компании. Основная мысль курса «Стратегический менеджмент» для меня заклю­чается в том, что для успеха фирмы на рынке не достаточно иметь просто набор оригиналь­ных идей. Для воплощения этих идей в жизнь необходима стра­тегия реализации, а также уме­ние грамотно управлять корпоративными ресурсами (денеж­ными, административными, че­ловеческими, временными).

Я получил больше чем зна­ния: я приобрел возможность общаться с людьми, деловые связи, уверенность в себе. Программу МВА я бы назвал клубом по интересам, ведь учиться в бизнес-школу обычно приходят менеджеры, которых не устраивает положение дел в компании или карьера. Мне кажется, идея МВА заключает­ся не только в наборе лекций и практических занятий. Здесь очень важная составляющая познания - это общение с людьми. Сейчас мне не состав­ляет труда позвонить более опытному в каком-либо воп­росе одногруппнику и прокон­сультироваться с ним. Как пра­вило, в каждой группе создает­ся определенное информаци­онное пространство (у нас есть, например, интернет-стра­ничка www.nechaev.ru/mirbis, где собраны данные о выпуск­никах группы), которое позво­ляет бывшим сокурсникам ре­шать производственные задачи более эффективно и оператив­но, нежели менеджерам, не прошедшим такой школы.

Изменились цели и установ­ки. После первого года обуче­ния я понял, что мое место в бизнесе, и мне интересно именно в этом направлении развиваться. Поменялось ми­роощущение, появился крити­ческий взгляд на любую дея­тельность человека, постоянно задаю себе вопрос - зачем ну­жен тот или иной бизнес. У меня появилось уже внутрен­нее убеждение, что бизнесом нужно заниматься не ради процесса, а ради результата - прибыли компании.

Есть, пожалуй, один вопрос, на который я так и не получил ответа в рамках обучения в бизнес-школе. Вопрос этот скорее философский: какой путь с точки зрения гармонии человека с окружающим миром мне, как менеджеру выбрать -карьеру наемного менеджера или неопределенный путь рос­сийского предпринимателя? Сейчас я еще достаточно мо­лод, у меня пока есть время для поиска ответа на этот вопрос.

Первая цель, с которой я по­шел учиться - получить знания, которые бы мне позволили эф­фективно решать менеджер­ские задачи. Вторая - максими­зировать свою стоимость на рынке труда в короткие сроки. Я доволен своим сегодняшним положением, но считаю, что ос­новной результат обучения я смогу увидеть намного позже.

Я, безусловно, буду учиться дальше. В ближайшее время планирую обязательно подтя­нуть знания иностранного языка. Совершенное владение анг­лийским языком - это для меня программа минимум. Я хотел бы глубже освоить психологию человека. Особенно мне инте­ресна в этой зоне тема НЛП (нейро-лингвистического про­граммирования), ведь умение «договариваться» с людьми -одна из ключевых компетенций менеджера. Зачастую решения в бизнесе, да и в жизни, прини­маются людьми на интуитив­ном или даже подсознательном уровне. Я хотел бы научиться влиять на процесс принятия ре­шений других людей.

У меня есть знакомые, кото­рые, увидев мои результаты, приняли решение получать биз­нес-образование. Хотя многие и не догадываются, что обуче­ние по программе МВА сложно даже физически: трудно просто прийти после напряженного ра­бочего дня и воспринимать ог­ромный поток информации. На финальной же стадии обуче­ния сложно взять себя в руки и сконцентрироваться на ди­пломном проекте. Бывает, что защиту приходится отложить на целый год.

Я, например, советую трижды подумать, прежде чем прини­мать решение о поступлении в бизнес-школу. Дело в том, что ожидания у людей далеко не всегда оправдываются. Человек вкладывает в образование день­ги, все свое свободное время, а «на выходе» может оказаться там же, где и был. Мне думает­ся, что каждый для себя должен определить, что ему недостает в рамках его работы или бизнеса, и что он хотел бы изменить. После того, как обозначена проблема, необходимо искать инструменты для ее решения. Я не советую сразу после универ­ситета поступать на МВА. Мне кажется, имеет смысл лет пять поработать. И хотя у меня были эти пять лет, я до сих пор не мо­гу ответить на вопрос, не поспе­шил ли я. Хочу заметить, что в бизнес-школе на молодежь смо­трят достаточно лояльно, такая «заточка кадров» воспринима­ется весьма адекватно.

Пока еще степень МВА окута­на духом элитарности. Но, полагаю, через некоторое вре­мя такого уже не будет. Ведь се­годня уже никого не удивляет наличие двух высших образова­ний, как было раньше. Навер­ное, то же произойдет и со сте­пенью МВА.

По-моему, российские биз­нес-школы сейчас достаточно адекватны нашему бизнесу и рынку. Отрасль бизнес-образо­вания в России молода, но уро­вень конкуренции уже высокий. За последние годы появилась масса новых программ, кото­рые разрабатываются непосред­ственно под потребности клиен­та. Я думаю, что дилетанты по­степенно будут уходить с рынка бизнес-образования, останутся лишь учебные заведения с име­нем. А что касается конкурен­ции с западным бизнес-образо­ванием, то не стоит сравнивать российскую и западную про­граммы МВА: это два совер­шенно различных продукта в разных ценовых сегментах. И если вы планируете работать в России, то значит и знания вам потребуются о российской дей­ствительности, с присущими ей спецификой и тонкостями.



все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru