Пресс-центрОбучение в России №2, 2004 «Основной результат обучения я увижу гораздо позже»11 февраля 2004
Ким Нечаев, менеджер по развитию бизнеса, «Независимая Лаборатория INVITRO» Я стал одним из самых молодых слушателей программы МВА: учиться в бизнес-школе я начал сразу после получения диплома о первом высшем образовании.
Правда, к тому времени у меня за плечами уже был реальный пятилетний стаж работы, поэтому проблем с поступлением не возникло. В 2001 году я окончил механико-математический факультет МГУ, получив квалификацию математика-прикладника. Во время обучения я занимался исключительно разработкой программного обеспечения и интернет-приложений. На пятом курсе уже работал менеджером проектов в российской IT-компании. В рамках моей работы постоянно приходилось вести переговоры, управлять ресурсами проекта, мотивировать персонал... Будучи молодым особенно тяжело общаться с подчиненными, которые старше тебя лет на десять да еще и с выраженными лидерскими амбициями. И я почувствовал, что мне не хватает именно менеджерских знаний. Наверное, неспособность эффективно управлять коллективом и подтолкнула меня к поиску программы бизнес-образования. Вторая причина решения в пользу бизнес-программы заключается в том, что во время своей работы в IT-индустрии я постоянно сталкивался с некой дискриминацией со стороны людей с гуманитарным образованием по отношению к «технарям». Очень часто в моей практике работа над идейными концептуальными вопросами проекта отдавались на откуп экономистам, юристам, журналистам и даже филологам - одним словом, кому угодно, только не техническим специалистам с фундаментальным образованием. Почему МВА? Была альтернатива - второе высшее, которую я исключил сразу же: слишком высока вероятность попасть на курсы, далекие от реального бизнеса. У программы МВА пока нет альтернатив в быстром получении набора знаний, необходимых успешному менеджеру. Выбирал я программу, анализируя рейтинги бизнес-школ и, естественно, сравнивая цены. Прислушивался к мнению друзей и знакомых, которые хорошо разбираются в этой области. Наиболее оптимальным решением мне показалась программа «МВА: маркетинге в ММВШБ «МИРБИС». На специализацию «финансы» я не пошел еще и потому, что уже достаточно долго и много изучал математику в МГУ, а грамотно выстроенное управление маркетингом, на мой взгляд, - ключевой фактор успеха любого бизнеса. По началу я не очень комфортно чувствовал себя в группе. Собрались разные люди, и цели у всех были разные. Я пришел на МВА за некой основой, неким вектром, указывающим, куда двигаться дальше. Больше всего мне запомнились коллективные решения кейсов. Мне кажется, такая работа нас и сплотила. Достаточно сложно за короткий промежуток времени выработать оптимальное решение предложенной ситуации. В каждой группе, как правило, оказывается несколько лидеров, которые пытаются продвигать свою точку зрения на решение кейса. Здесь очень важно уметь договориться с коллегами, пойти на компромисс, принять решение, максимально отражающее видение всей группы, и сформулировать результат обсуждения. В такого рода упражнениях оттачивается именно умение быстро принимать решение. Мне кажется, это наиболее ценный навык менеджера. Из «кейсов» мне запомнилось, как мы рабочей группой в пять человек решали вопрос о разработке нового продукта с точки зрения его будущих конкурентных преимуществ. Продуктом этим был жидкий сыр. На решение нам потребовалось порядка восьми часов. Если бы в реальном бизнесе все происходило так быстро, мы бы уже достигли заоблачных высот. В действительности же, работа, проведенная нами, обычно занимает в компании три-четыре месяца, а иногда и полгода. Знания и наработки курса «Организационное поведение» я использовал сразу же. Я уже смотрел на работу над проектом не с точки зрения теории, а как управленец. Понимал, как работать с лидерами, кому и как оказывать необходимую поддержку. Есть, конечно, и классические, основополагающие знания. Для меня это были курсы «Управление маркетинговой деятельностью предприятия» профессора Т. А. Гайдаенко, а также «Стратегический менеджмент» и «Управление компанией» профессора А.Н. Сазановича. Именно эти дисциплины и составляли стержень, логическую основу, на которую дальше ложилось все остальное. Очень сложно говорить, скажем, о позиционировании продукта, о ценообразовании или об управлении продажами, если ты не знаешь, на чем основывается управление маркетинговой системой компании. Основная мысль курса «Стратегический менеджмент» для меня заключается в том, что для успеха фирмы на рынке не достаточно иметь просто набор оригинальных идей. Для воплощения этих идей в жизнь необходима стратегия реализации, а также умение грамотно управлять корпоративными ресурсами (денежными, административными, человеческими, временными). Я получил больше чем знания: я приобрел возможность общаться с людьми, деловые связи, уверенность в себе. Программу МВА я бы назвал клубом по интересам, ведь учиться в бизнес-школу обычно приходят менеджеры, которых не устраивает положение дел в компании или карьера. Мне кажется, идея МВА заключается не только в наборе лекций и практических занятий. Здесь очень важная составляющая познания - это общение с людьми. Сейчас мне не составляет труда позвонить более опытному в каком-либо вопросе одногруппнику и проконсультироваться с ним. Как правило, в каждой группе создается определенное информационное пространство (у нас есть, например, интернет-страничка www.nechaev.ru/mirbis, где собраны данные о выпускниках группы), которое позволяет бывшим сокурсникам решать производственные задачи более эффективно и оперативно, нежели менеджерам, не прошедшим такой школы. Изменились цели и установки. После первого года обучения я понял, что мое место в бизнесе, и мне интересно именно в этом направлении развиваться. Поменялось мироощущение, появился критический взгляд на любую деятельность человека, постоянно задаю себе вопрос - зачем нужен тот или иной бизнес. У меня появилось уже внутреннее убеждение, что бизнесом нужно заниматься не ради процесса, а ради результата - прибыли компании. Есть, пожалуй, один вопрос, на который я так и не получил ответа в рамках обучения в бизнес-школе. Вопрос этот скорее философский: какой путь с точки зрения гармонии человека с окружающим миром мне, как менеджеру выбрать -карьеру наемного менеджера или неопределенный путь российского предпринимателя? Сейчас я еще достаточно молод, у меня пока есть время для поиска ответа на этот вопрос. Первая цель, с которой я пошел учиться - получить знания, которые бы мне позволили эффективно решать менеджерские задачи. Вторая - максимизировать свою стоимость на рынке труда в короткие сроки. Я доволен своим сегодняшним положением, но считаю, что основной результат обучения я смогу увидеть намного позже. Я, безусловно, буду учиться дальше. В ближайшее время планирую обязательно подтянуть знания иностранного языка. Совершенное владение английским языком - это для меня программа минимум. Я хотел бы глубже освоить психологию человека. Особенно мне интересна в этой зоне тема НЛП (нейро-лингвистического программирования), ведь умение «договариваться» с людьми -одна из ключевых компетенций менеджера. Зачастую решения в бизнесе, да и в жизни, принимаются людьми на интуитивном или даже подсознательном уровне. Я хотел бы научиться влиять на процесс принятия решений других людей. У меня есть знакомые, которые, увидев мои результаты, приняли решение получать бизнес-образование. Хотя многие и не догадываются, что обучение по программе МВА сложно даже физически: трудно просто прийти после напряженного рабочего дня и воспринимать огромный поток информации. На финальной же стадии обучения сложно взять себя в руки и сконцентрироваться на дипломном проекте. Бывает, что защиту приходится отложить на целый год. Я, например, советую трижды подумать, прежде чем принимать решение о поступлении в бизнес-школу. Дело в том, что ожидания у людей далеко не всегда оправдываются. Человек вкладывает в образование деньги, все свое свободное время, а «на выходе» может оказаться там же, где и был. Мне думается, что каждый для себя должен определить, что ему недостает в рамках его работы или бизнеса, и что он хотел бы изменить. После того, как обозначена проблема, необходимо искать инструменты для ее решения. Я не советую сразу после университета поступать на МВА. Мне кажется, имеет смысл лет пять поработать. И хотя у меня были эти пять лет, я до сих пор не могу ответить на вопрос, не поспешил ли я. Хочу заметить, что в бизнес-школе на молодежь смотрят достаточно лояльно, такая «заточка кадров» воспринимается весьма адекватно. Пока еще степень МВА окутана духом элитарности. Но, полагаю, через некоторое время такого уже не будет. Ведь сегодня уже никого не удивляет наличие двух высших образований, как было раньше. Наверное, то же произойдет и со степенью МВА. По-моему, российские бизнес-школы сейчас достаточно адекватны нашему бизнесу и рынку. Отрасль бизнес-образования в России молода, но уровень конкуренции уже высокий. За последние годы появилась масса новых программ, которые разрабатываются непосредственно под потребности клиента. Я думаю, что дилетанты постепенно будут уходить с рынка бизнес-образования, останутся лишь учебные заведения с именем. А что касается конкуренции с западным бизнес-образованием, то не стоит сравнивать российскую и западную программы МВА: это два совершенно различных продукта в разных ценовых сегментах. И если вы планируете работать в России, то значит и знания вам потребуются о российской действительности, с присущими ей спецификой и тонкостями. |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |