Пресс-центрПлатное образование №4(42), апрель 2006 «Доброе дело могут делать только добрые люди»20 апреля 2006
Инновационная лаборатория по подготовке управленческих кадров Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» в особом представлении не нуждается: ее название у всех на слуху, и школа эта пользуется не меньшим авторитетом, чем старейшие российские университеты. В 1988 году Институт «МИРБИС» открыл обучение по первой в России программе МВА, на которой стали готовить управленцев нового типа. А с 1995 года МИРБИС реализует международные программы высшего экономического образования – и тоже инновационного толка. Инновационные не из-за того, что слово это вошло в моду и теперь без него не обходится ни один проект, а потому что в МИРБИС собрались профессионалы, которые просто не умеют работать и мыслить иначе. Эти люди устремлены в будущее, они привыкли предугадывать развитие событий, искать новые подходы и решения. За годы своей работы профессора МИРБИС сумели воспитать целую плеяду единомышленников, многие из которых остались преподавать в родном вузе. О работе Института МИРБИС нам рассказывает ее ректор Станислав Леонидович Савин. Станислав Леонидович Савин родился 17 августа 1938 года, в 1965 году закончил Томский политехнический институт по специальности «Физик-ядерщик». Военный моряк, капитан второго ранга. В 1974 году закончил Академию общественных наук при ЦК КПСС. В том же году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 1977-1980гг. – консультант отдела науки и учебных заведений ЦК КПК, Гавана. В 1988 году защитил диссертацию и получил ученую степень доктора экономических наук. В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора. С 1980 по 1990 год С.Л.Савин работал деканом курсов зарубежных и российских слушателей Академии общественных наук при ЦК КПСС. С 1989 года – директор образовательных и исследовательских программ совместного советско-итальянского предприятия «Международный центр экономических исследований и переподготовки кадров», с 1990 года – генеральный директор центра, с 1991 - ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт). С.Л.Савин - заслуженный деятель науки РФ. Признанием научных заслуг С.Л.Савина стало его избрание действительным членом (академиком) Академии менеджмента и рынка, вице-президентом Ассоциации менеджеров России, президентом Ассоциации выпускников Российской академии общественных наук при ЦК КПСС, членом Ассоциации менеджмента США (Огайо, США), членом EFMD (Европейская организация развития менеджмента, Брюссель, Бельгия), членом CEEMAN (Ассоциация развития менеджмента Центральной и Восточной Европы, Брдо, Словения). Станислав Леонидович Савин избран Почетным доктором Университета Мидлсекс (Middlesex University (Лондон, Великобритания), Почетным доктором Российской экономической академии им.Г.В.Плеханова. С 1995 года является консультантом по вопросам бизнес-образования компании «London Еducational Services» (Великобритания). Имеет диплом «Лучший менеджер-2001», «Ректор года» (2004, 2005), «Лучший ректор бизнес-школы». С.Л.Савин награжден государственной наградой в области образования «За заслуги перед Отечеством» II степени. – Станислав Леонидович, год назад наш журнал писал о том, как начиналось бизнес-образование в нашей стране, о создании МИРБИС, о ваших программах МВА. В этой области, можно сказать, вам нет равных. Что заставило руководство школы обратиться к «первому высшему»? – Это не было простым решением. Изначально мы не собирались заниматься первым высшим образованием, хотя богатый преподавательский опыт у основателей МИРБИС имелся. Я в свое время работал в Академии общественных наук при ЦК КПСС, а это была серьезнейшая структура, где на одного аспиранта, например, приходилось по 3-4 профессора. Позвольте немного истории. Наш институт был создан в 1988 году как совместное советско-итальянское предприятие – Международный центр экономических исследований и подготовки кадров. Эта целевая установка сразу выводила на программы МВА, которые на Западе были широко распространены. Мы решили, что в нашей стране эти программы могут стать основой подготовки специалистов совершенно нового типа: менеджеров, руководителей, способных вести диалог и понимать друг друга. – Вы начинали учить по зарубежным программам? – Да, помните, в то время весь мир помогал России: наши зарубежные партнеры предоставили нам программы, бесплатно читали лекции. Но сразу стало ясно, что зарубежные методики нужно адаптировать к российским реалиям. Впрочем, «адаптировать» – не то слово! У нас и рынка-то в то время не было. Пришлось создавать свою собственную программу, которой впоследствии была дана высокая оценка в комиссии ЕЭС в Брюсселе. Программа имела успех, мы расширялись. Но сразу столкнулись с трудностью соответствия базовой подготовки наших потенциальных слушателей, заказчиков с требованием программы: в первую очередь, низкой языковой подготовкой, слабой подготовкой в области информатики и рядом других. Напрашивалась необходимость открыть факультеты первого высшего образования. Но в 1991 году началась конверсия, возникла острая потребность в переподготовке военнослужащих, и в первую очередь офицеров. На первом симпозиуме по конверсии, проходившем в Италии, родилась не имеющая до сих пор аналогов в мире наша программа «ДЕМОС» (ДЕМилитаризация, Образование, Сотрудничество), получшая высокую оценку экспертов ЕЭС, генералитета НАТО, нашего и американского министерств обороны. Немецкое правительство выделило под эту программу деньги. Я, как бывший морской офицер, хорошо осознавал всю сложность положения отставных военных, важность переподготовки и адаптации их к гражданской жизни, жизни в условиях рынка. К тому же, офицеры – это дисциплина, ответственность, стиль, что так необходимо в бизнес-среде. Этот проект продолжаем до сих пор, финансируем и проводим переподготовку военнослужащих. Чувствуем особое удовлетворение от теплых благодарных слов от слушателей - военных с космодрома Байконур, Балтийского флота, военнослужащих эскадры подводных лодок Северного флота. – Появление программ высшего экономического образования было сменой стратегических приоритетов или диверсификацией программ? – Это была «осознанная необходимость», стало ясно, что без этих программ движения вперед не будет. Да, МИРБИС известен своими программами МВА и второго высшего образования. Но, чтобы подпитывать эти программы подготовленными слушателями требовалось активное участие в их подготовке уже на этапе первого профессионального образования. Важным при этом было не дублировать существующие программы, а, выполняя стандарты Минвуза, наполнить их новыми современными курсами, технологиями, использовать весь потенциал постградовских программ. Мы приступили к реализации программ высшего экономического образования в 1995 году. Поскольку программы эти в большинстве своем международные, выпускникам выдаются наряду с российскими и дипломы университетов-партнеров. – Какие программы первого высшего образования Вы реализуете сегодня? – Сегодня у нас реализуется 16 программ по 7 специальностям. В их числе «Международная торговля и коммерческое право», «Международные корпоративные финансы», «Управление организациями в международном бизнесе», «Стратегический менеджмент в национальном и международном бизнесе», «Финансовая стратегия государства и корпораций» и другие. – В чем особенности обучения в МИРБИС€ – Будучи международной, наряду с профессиональными дисциплинами мы огромное внимание уделяем языковой подготовке. Когда мы открывали наши первые программы МВА, свободно говорить на иностранных языках могли разве что дипломаты (правда, они не знали экономики). Наши слушатели приезжали в Англию и зачастую не то что бы не могли вести дискуссию, а даже вопросы стеснялись задавать преподавателям. Сейчас другое дело. Ребята хорошо владеют языком (стандартный деловой английский – сегодня вещь сама собой разумеющаяся), могут высказывать даже и неординарные идеи в интернациональной среде, вести дискуссии, спорить. Наши студенты после трех лет обучения уезжают на год в Великобританию, где сдают обязательный экзамен по языку и зачисляются на четвертый курс Лондонского университета. На стажировку в зарубежные вузы-партнеры сроком от 1 семестра до 1 года можно поехать и начиная со второго курса. Обучение там проводится на английском языке по дисциплинам, выбранным студентами перед поездкой. По желанию можно посещать лекции, читаемые на языке страны, где проходит обучение. Для этого в вузах-партнерах организованы бесплатные курсы изучения языка. Кроме того, свободное знание иностранных языков – это освоение другой культуры, в том числе и культуры международной бизнес-элиты. – Выходит, у вас преподают не только английский язык? – В нашем Центре международных образовательных программ обучают английскому, французскому, немецкому, испанскому, итальянскому, китайскому, польскому, шведскому, арабскому и русскому как иностранному. Так, французский язык можно освоить на летней школе в г.Амьене и в Летнем центре в Париже; испанский – в Центре иностранных языков EAE в Барселоне, немецкий – в Вене и Берлине; английский – в Абакус Колледже (Оксфорд), Академии английского языка в г.Бат, в MLS International Колледже г.Борнмута, в школе английского языка в Кембридже. С 1994 года у нас функционирует Японский образовательный центр менеджмента, с 2003 – Китайский учебно-исследовательский центр им. Сюй Чжимина, с 2005- Британский, формируется Арабский образовательный центр МИРБИС. Обучаться иностранным языкам в МИРБИС могут не только наши студенты, но и все желающие: программы обучения разбиты на 6 уровней – от начального до продвинутого. Второе, что бросается в глаза наших клиентов – это высокая компьютерная грамотность наших слушателей. Помните, в 80-х годах были огромнейшие ЭВМ ЕС-32? Они и являлись, по сути, единственной информационной базой. Но нам очень помогли наши учредители - итальянцы, оснастив первый в МИРБИС компьютерный класс. Сегодня в нем, естественно, компьютеры другого поколения. Кстати, в выходные и вечерами на них бесплатно обучаются (и играют) московские школьники. Для нас это тоже важно. Информационные технологии шагнули далеко вперед, и развитию их мы уделяем особое внимание.
– Выбор стратегии развития международного образования – это во многом выбор вуза-партнера. Какие зарубежные вузы являются наиболее давними и близкими партнерами «МИРБИС»? – У нас развитая система международных связей с 47 учебными заведениями и исследовательскими центрами в 32 странах мира (например, Великобритания, Франция, Германия, Америка, Австрия и другие). В рамках этого сотрудничества, как я уже сказал, происходит обучение иностранным языкам, проводятся стажировки в вузах-партнерах, организовано годичное обучение в британских университетах (London Metropolitan University, Middlesex University). Система «двойного диплома» позволяет нам выпускать первоклассных специалистов, которые владеют двумя иностранными языками, умеют планировать и просчитывать выход на рынок своего предприятия, учитывать влияние различных факторов, вырабатывать стратегию развития компании. Подчеркну, что в нашем случае речь идет не просто о контактах с зарубежным вузом-партнером, а о реализации масштабных долгосрочных проектов, использовании принципиально новых схем взаимодействия. На Западе МИРБИС знают не хуже, чем в России.
– Вы обучаете по системе «Бакалавр+магистр»? – Конечно, ведь мы изначально ориентировались на международные программы, мы же все-таки Западом наполовину рожденные. У нас и финансовая отчетность «двойная»: по российским стандартам и по западным. Хотя я понимаю опасения моих коллег-ректоров по поводу перехода на двухуровневую систему, но ясно, что переход этот неизбежен. У шведов конкурентоспособность экономики во многом поддерживается за счет рынка специалистов-бакалавров. Видимо, и наши работодатели скоро перестанут бояться брать их на работу. Что касается МИРБИС, то в свое время мы аккредитовали программу бакалавриата, которая, как оказалось, полностью соответствует уровню ведущих английских университетов. У нас есть магистратура, студенты которой обязательно принимают участие в научных исследованиях, есть и аспирантура. – Как строится у вас образовательный процесс? – Наша главная установка: учеба в вузе – не беззаботное времяпрепровождение. Человек должен уйти от нас с обязательным приращением знаний и навыков. Основу учебного процесса составляют активные формы обучения: кейс-методы, ситуационные и ролевые игры. Дипломную работу студенты выполняют по заказам крупных отечественных компаний, и защита проектов нередко проходит на предприятии в присутствии сотрудников. Большое внимание мы уделяем научно-исследовательской работе студентов. Участвуя в научных разработках, они учатся обобщать и анализировать информацию. Мы проводим разнообразные научные конференции, семинары, круглые столы по проблемам бизнеса. В нашем институте создан Центр практических экономических исследований и разработок – «Бизнес-центр», задачей которого является оказание помощи студентам в создании и ведении собственного бизнеса. Многие студенты уже на младших курсах включаются в реальные исследовательские проекты – это и проведение практических исследований по конкретным вопросам, предложенным заказчиками, участие в работе рекламных и торговых агентств, социологические и маркетинговые исследования, выполняемые для конкретных компаний. – Где Вы находите преподавателей такого высокого уровня? – Преподаватели МИРБИС – это замечательный сплав классической профессуры и практиков – специалистов. Как система - приезд иностранных профессоров из наших вузов-партнеров. Но главное – мы сами растим себе смену. Многие наши выпускники теперь преподают в МИРБИС. Средний возраст наших преподавателей – 35–45 лет (сравните с государственными вузами, где практически нет молодежи, а кафедрами заведуют люди пенсионного возраста), им легче контактировать со студентами, они более гибки и мобильны. И что важно – преподаватели должны не только учить теории, но и быть практическими консультантами, то есть обладать большим опытом практической работы и уметь передать его студентам, быть для них примером. Преподаватель в нашей системе – главное действующее лицо. Мы заботимся о том, чтобы он не думал о хлебе насущном, но и спрашиваем строго – аттестация проходит каждый год. – У Вас есть филиалы в других регионах? – Да, конечно. Когда мы открывали наши программы высшего экономического образования, была задача – создать своего рода инновационную лабораторию, а затем наработанный опыт мультиплицировать. У государственных вузов таких возможностей меньше, им и госстандарты мешают, и финансовая независимость не сравнима с нашей, а у нас масса инновационных методических разработок, программ, курсов. Вот еще одна наша особенность – мы не начинаем учебный год, если нет каких-нибудь новинок: программ, циклов, нового списка практики, зарубежных и национальных стажировок, тем курсовых работ. Нам нельзя себе позволить стоять на месте. Хотя мы точно так же, как и государственные вузы, выполняем требования госстандарта (прошли аттестацию Рособрнадзора), но можем развиваться и поднимать планку за счет совершенно иного уровня преподавания и разнообразия специальных и прикладных курсов. Например, до сих пор в России нет ничего похожего на нашу программу «Международные корпоративные финансы». А работа нашего японского образовательного центра менеджмента: какая организация семинаров, какие люди здесь побывали, какие фирмы были представлены, какие готовились раздаточные материалы! Сегодня прекрасно работают китайский и британский центры. Как я уже говорил, открывается арабский центр. На большое количество филиалов у нас не хватит сил, а вот делиться опытом мы можем. В МИРБИС не существует понятия «коммерческая тайна», пусть нашими программами пользуются все, кого они заинтересуют. Для нас авторитет МИРБИС - важнее денег. Но в то же время, он потенциальные еще большие деньги. Мы действительно хотим, чтобы в нашей стране нашим детям и внукам давалось хорошее образование, а потому все, что наработано должно быть достоянием всех регионов. Почему только москвичи могут получать качественное образование? Такая возможность должна быть и у людей до самого Дальнего Востока. – Вы проводите свои образовательные программы в зарубежных странах? – Да. Англия, Франция, Австрия и можно этот список продолжать. В Афинах сотрудничаем с университетом Индианаполиса (кстати, по их инициативе). Аналогичные схемы обучения мы выстраиваем в Израиле, где очень много русскоговорящей молодежи. Ближайшим шагом станет реализация наших программ в Китае. Есть договоры с ведущими университетами Китая и работодателями. – А как насчет бывших советских республик? – Мы давно работаем в Казахстане. На очереди Узбекистан. Очень много интересных проектов, масса желающих обучаться по нашим программам. Будем наращивать наше присутствие и в других странах СНГ. – Вам очень много удалось за 17 лет существования МИРБИС, у Вас огромные планы. Как Вы этого добиваетесь? В чем секрет Вашего успеха? – Секрет успеха – в окружающих меня людях. Они поверили мне, пошли за мной. Когда мы начинали – нас было 5 человек, а сегодня – 1556. Без этих людей ничего не удалось бы сделать. Одно из неоспоримых наших достижений и преимуществ – атмосфера доброты и взаимопомощи. Когда приходят первокурсники, мы говорим им и их родителям – давайте работать вместе, мы – партнеры. Набор у нас идет по принципу «снежного кома»: выпускники приводят своих знакомых, рекомендуют Институт своим коллегам в других городах. Доброе дело могут делать только добрые люди. И вот такие люди – наше самое главное богатство. |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |