Пресс-центр
"Элитный персонал" №16 (453), 25 апреля 2006 "Как подготовить менеджера к работе в зарубежной компании?"
26 апреля 2006
Владимир ФАЛЬЦМАН, руководитель Российско-немецкой высшей школы управления АНХ: Для того чтобы работать с зарубежными партнерами, российским менеджерам, во-первых, необходимо хорошо владеть английским и языком той страны, с которой компания собирается контактировать. Второе требование - глубокие познания в области рыночной экономики (маркетинг, менеджмент, финансы и т.д.). Так как в России эти понятия появились совсем недавно, то основной источник информации - западная теория. Отсюда требование к программе МВА - обязательная адаптация материалов к российским реалиям. Считаю, что в бизнес-школе должен преподаваться базовый системообразующий курс "Управление предприятием", вокруг которого необходимо выстраивать весь образовательный процесс. Так, в Германии читают основы экономики предприятия BWL, где, в частности, внимание уделяется прямым инвестициям в производство, тогда как в США подобный курс в основном посвящен работе с портфельными инвестициями на фондовых рынках. Особенности ведения бизнеса в различных странах необходимо учитывать на российских программах МВА для того, чтобы отечественным менеджерам было легко устанавливать деловые контакты с иностранными партнерами.
Наталья ПЕЧЕРИЦА, руководитель международных проектов Института МИРБИС, исполнительный директор китайского учебно-исследовательского центра им. Сюй Чжимина: Компетенции - это сочетание навыков, знаний и отношений, которые помогают сотрудникам выполнять работу в соответствии со стандартами, принятыми в компании. Они везде должны быть одинаковы - как для работы в зарубежной фирме (западной или восточной), так и в российской. Программы МВА готовят управленцев широкого профиля. Однако для того, чтобы работать в иностранной организации, нужно хорошо знать ту страну, в которой она ведет деятельность. Помимо обязательного знания языка (особенно английского), необходимо иметь представления об особенностях методов ведения бизнеса, владеть экономическими теориями с учетом региональной специфики (европейский, американский, китайский менеджмент и т.д.). В условиях глобализации поменялся и сам подход к работе: с кросскультурного на интеркультурный. Ведь большинство крупных компаний сегодня - многонациональные, и работать в команде придется с представителями из разных стран. Поэтому если вы нацелены на работу в крупной иностранной компании, где бы она ни находилась, лучше проходить обучение в России на программах MBA, имеющих международную аккредитацию (чтобы диплом считался валидным при принятии на работу) и содержащих обязательные зарубежные стажировки.
Сергей МЯСОЕДОВ, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ: Для менеджеров, которые работают на внешних рынках или с иностранными компаниями, наилучшим вариантом будет обучение на международной программе МВА, а для управленцев более высокого звена - на ЕМВА. Работа с зарубежными коллегами требует специальных знаний, в первую очередь, западной системы бухучета, ориентированной на показатели, которые нужны для принятия управленческих решений. Также необходимы познания в сфере финансового менеджмента, который, как правило, в западных компаниях поставлен четче: управление в этой области там существует уже не одно столетие. Эти два предмета понадобятся для того, чтобы говорить на одном языке с иностранными партнерами, иначе вас не будут считать серьезным специалистом. Важно также владеть основами зарубежного корпоративного и предпринимательского права. На международных программах МВА и ЕМВА всегда серьезно изучается кросскультурный менеджмент, обязательным компонентом является стажировка за границей. Это помогает адаптироваться к ведению бизнеса в зарубежных компаниях. Преподавание ведется на английском языке, что дает слушателям возможность овладеть терминологией в сфере конкретной бизнес-специальности.
Алексей УПАТОВ
все публикации
|