Пресс-центрЖурнал "Тюмень ПРО" №6, 2006 "Философия программы МВА"14 июня 2006
Традиционными установками программ МВА являются:
Однако, хотя эти установки и справедливы, они не полностью характеризуют программу МВА по некоторым параметрам. Тем не менее, эта программа существенно отличается от программ второго высшего образования, от различных программ профессиональной (управленческой, экономической) переподготовки, от магистратуры. И об этом тоже следует говорить. Программа отличается от них по трем аспектам:
По составу слушателей программа МВА отличается тем, что она интересна руководителям, имеющим не только существенный опыт управленческой деятельности и желающим усовершенствовать себя в некотором профиле управленческой деятельности, а управленцам, которые ориентированы как на личный карьерный рост, так и на рост бизнес-организации в целом, заинтересованным в выводе компании в лидеры рынка. Поэтому обучаться по программе МВА прежде всего приходят те слушатели, которые хотят сделать карьеру, а программа МВА и является тем самым современным инструментом - основообразующим успеха карьериста. В рамках этой программы управленцы, сконцентрированные на лидерстве, имеют уникальную возможность тренировать себя среди равных в решении кейсов (практических заданий), занимая, при этом, в разнообразных проектах различные должностные позиции, с соответствующими полномочиями и центрами ответственности, с разными целями и методами их достижения. Программа МВА ориентирована на тех специалистов, которые желают научиться решать в бизнесе надфункциональные (наддепартаментные) проблемы совершенствования бизнес-организаций, а не только на специалистов, которые хотят достичь успеха в рамках замкнутого функциональных подразделений. Обучаться по программе МВА приходят специалисты, которые не ограничиваются умениями проектировать только товар и/или конкурентоспособный комплекс маркетинга, а хотят научиться проектировать бизнес в целом, формируя его в бизнес-структуры, в бизнес-сети. В содержании программы МВА и методике донесения информации и знаний есть свои специфические особенности. «Работает» только та информация и те знания, которыми не просто владеют, а которые понимают, четко осмысливают и используют как руководство к действию в данное время, в данном месте при определенных обстоятельствах. «Работают» не те установки, которые общеизвестны, а только те, по которым есть твердые и обоснованные убеждения в их необходимости и рациональности использования. Успех в бизнесе сегодня свойственен не тем, кто умеет долго и глубоко размышлять, а тем, кто умеет оперативно и грамотно организовать и продвинуть дело. Отсюда и определенная специфика МВА-образования в части его содержания. Если на практике работает только понимание, то и учить следует не просто терминам, знанию законов, аналитическим инструментам и т.п., а учить необходимо сути (понятий, практических ситуаций). При всей очевидности, и, казалось бы, даже наивности данного тезиса, все не так просто. Научить сути сложнее всего! Простой пример. Все знают, что в качестве организационной формы внутри организации бизнеса может использоваться такое образование, как «комитет». А в каком проценте организаций среднего бизнеса они (комитеты) используются? В малом. Но почему? - «Да там комитеты не нужны! И вообще комитет – это форма работы, нерационально «съедающая» рабочее время управленцев, когда они могли бы работать и создавать реальные результаты. Но они «просиживают» время и вместе с ним - фонд заработной платы». На первый взгляд, справедливо. Но является ли этот тип организационной формы настолько бесполезным в действительности? Согласитесь, те, кто создавали первые комитеты, вероятно, не желали человечеству зла, предложив ему такую форму работы. В чем же заключена учебная проблема? Как оказалась, она состоит не в том, что бы знать или не знать, что такое комитет, а в том, чтобы «четко понимать» в каких условиях комитет способен стать самой эффективной, и при этом более экономной формой организации работы, чем любая другая. Это и является примером сути, которую доносят на программе МВА. «Вопросы по существу» - это не вопросы о том, что есть некоторый инструмент или понятие, а в том, зачем и когда именно целесообразно его применять. Другой пример. Кто не знает, что есть модель ситуационного анализа макросреды STEP? Все знают. А знаете ли Вы, когда ее необходимо применять в вашем бизнесе: завтра, послезавтра, в следующем месяце, когда начальник скажет? Очевидно, что если известны только модели, но неизвестны условия их применения, то все инструменты, зафиксированные в специальной литературе и пособиях, так в них и останутся, а для практиков, работающих с Вами в команде, будут представляться грузом бесполезных знаний. Но практикам нужны ответы на данные вопросы – это тоже, видимо, сущность. Ещё одной содержательной особенностью программы МВА является то, что выпускник программы должен не только иметь осведомленность и знание, но и уметь «продвинуть дело» через живую ткань подобранных, расставленных и вовлеченных им людей. С учетом данного обстоятельства в настоящее время в программе МВА Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» реализуется уникальный подход «Competence based education», то есть обучение, основанное на компетенциях; подход к обучению практиков самими практиками и основанный на обучении непосредственно деятельности. Это означает, что слушатели программы должны, например, не просто знать, как проводится совещание, а уметь эффективно проводить совещания различного типа, которые решают разнообразные задачи в реальном масштабе времени; не просто знать, какие управленческие документы бывают, а уметь доводить решения бизнес-задач до разработок конкретных документов, самостоятельно создавать и внедрять их в документооборот компании. В программе МВА используется много кейсов как одна из основных форм обучения. В этом смысле программа МВА – это обучение на поучительных примерах из бизнеса. Такое обучение предполагает значительные усилия слушателей по вниканию не только в микро- и мидлкейсы, но и в кейсы формата макро-, иногда доходящие до 30-40 страниц текста. Это трудозатратно, но других способов тренировки по вниканию во многоаспектную системно связанную проблематику бизнеса человечество пока не выработало. Успешен только тот менеджер, который в ходе выработки решений способен быстро войти в курс дела (неожиданной проблематики). Да и научиться стратегии лишь по учебникам невозможно. Можно только на опыте или на добротных, хорошо подобранных описаниях чужого опыта (кейсах). Интересы программы МВА не ограничиваются обозначенными ранее аспектами, связанными с формами обучения по программе МВА. Есть ещё множество тем, требующих осмысления и обсуждения, например: Должен ли менеджер «уметь эмоционально показать свою нетерпимость» персоналу, когда это необходимо? Должен ли менеджер «уметь улыбаться, когда душа вовсе не улыбается и напряжена грузом ответственности за каждое произносимое слово»? Должен ли менеджер «при открытии утреннего заседания проявить твердость и энергичность в голосе (и манерах), хотя, как и многие другие, он шел на него с заметными остатками усталости предшествующего дня?» Опытные практики уверяют, что должен. Но тогда, вероятно, это тоже относится к программе МВА, поскольку одной из основных целей программы является передача слушателям практически работающих знаний. Руководитель программы "МВА-стратегический менеджмент и предпринимательство" профессор Александр Николаевич Сазанович, проректор по современным образовательным технологиям |
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82 Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07 Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 E-mail: info@mirbis.ru |