Распечатать

Пресс-центр

Карьера №11, 01 ноября 2007 г., "Менеджеры из джаза, и не только".

01 ноября 2007

Менеджеры из джаза, и не только

По данным бизнес-школ, почти половина их слушателей имеют

техническое образование. Еще около 10% составляют медики. Но

отраслевых программ МВА не так уж много. О том, где учат управлять

клиниками, организовывать спортивные и развлекательные мероприятия

и т.д., — в нашем материале.

Работая менеджером Альфа-Банка Герман Чистяков решил воплотить свою

давнюю любовь к спорту в реальность. И поступил на программу

«Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета

управления (ГУУ), которой теперь и руководит. «Сегодня мне интересно

сочетать в работе спорт и образование, — признается Герман. — Однако я

не исключаю для себя возможности в будущем поработать в одном из

спортивных проектов».

Мы уже привыкли к тому, что бизнес-школы готовят руководителей

предприятий, коммерческих и финансовых директоров, маркетологов,

эйчаров. А учебные бизнес-программы для врачей, спортсменов или

строителей пока встречаются нечасто.

Конечно, в зарубежных бизнес-школах можно найти и более

«экзотические» специализации. Так Paris Graduate School of Management

предлагает программу MBA Luxury management, французская бизнес-школа

ESSEC Paris Business School готовит бренд-менеджеров по программе MBA

in International Luxury Brand Management, а в американском Pepperdine

University существует программа МВА со специализацией «Разрешение

конфликтных ситуаций». Но для нашей страны «отраслевые» программы МВА —

со специализацией в сфере медицины, строительства, агробизнеса, спорта,

индустрии красоты и даже шоу-бизнеса — явление относительно новое:

первые появились лет пять назад, и их по-прежнему немного.

О, спорт, ты…

Работу спортсменов и их тренеров отлично видно на соревнованиях и

тренировках, в то время как люди, занимающиеся финансовыми и

административными вопросами, как правило, остаются в тени. Тем не менее

именно недостаток спортивных менеджеров в игровых видах спорта, таких

как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, а также в гольф- и

фитнес-индустрии привел к созданию учебных программ «менеджмент в

спорте». По мнению Вячеслава Фетисова, руководителя Федерального

агентства по физической культуре и спорту, администраторы, оставшиеся в

спорте еще со времен советских команд, плохо ориентируются в новых

реалиях, и больше всего от этого страдают игровые виды спорта.

«Времена, когда владелец спортивного клуба мог выложить $50 млн

только ради того, чтобы он продолжал существовать, уходят в прошлое, —

уверяет Чистяков. — Задача современных менеджеров — сделать команды и

спортивные компании не просто рентабельными, а прибыльными. Для этого

необходима новая генерация менеджеров».

В 2005 году ГУУ совместно с Федеральным агентством по физической

культуре и спорту открыл программу «Менеджмент в игровых видах спорта».

Ее уникальность не только в звездности преподавательского состава. Во

время обучения слушатели получают возможность пройти стажировки в

клубах и на различных спортивных мероприятиях, в том числе направленные

на изучение опыта зарубежных спортивных организаций и профессиональных

клубов. «Посещение спортивных баз, клубов, команд помогает понять

технологии и правила спортивной жизни и спортивной индустрии, — делится

впечатлениями Чистяков. — Огромную роль играют зарубежные стажировки,

посвященные, как правило, футбольной тематике. Слушатели уже побывали в

Англии, Германии, Италии, посетили лучшие футбольные клубы, подробно

изучили организацию их менеджмента, а также вопросы маркетинга,

мерчендайзинга и эксплуатации спортивных сооружений».

Среди слушателей программы немало бывших и ныне действующих

спортсменов. Причина тому не только в отличном знании спорта изнутри.

(В одном из интервью Дмитрий Домани, капитан баскетбольного клуба

«Динамо–Москва», сказал: «Я вспоминаю бывших игроков. В советские

времена они заканчивали карьеру и оставались ни с чем. Я не хочу так

заканчивать».) Сейчас, по наблюдениям Чистякова, состав слушателей стал

меняться. Сегодня примерно 40% — это люди, не занимавшиеся

профессиональным спортом, но уже имеющие опыт работы в спортивной

индустрии.

Здравствуйте, доктор

«По образованию врач, в течение двух лет занимаюсь управленческой

работой в коммерческой медицине (специального дополнительного

образования не получал). Насколько мне подойдет ваш курс?» Подобные

сообщения не редкость на форумах бизнес-школ. Медицинские учреждения

всегда возглавляют врачи, но чтобы руководить, скажем, клиникой, нужен

не только дар Эскулапа, но и экономические и управленческие знания и

навыки: умение планировать маркетинговые мероприятия, использовать

рекламу, средства массовой информации для формирования положительного

имиджа фирмы, разрабатывать организационную структуру, анализировать

данные бухгалтерского и операционного учета и др. Разбираться в этом

должны и главы коммерческих клиник, и те, кто работает в

государственных медучреждениях. К тому же в сферу медицинских услуг

входит не только врачевание, но и добровольное медицинское страхование,

продажа медицинского оборудования, фармацевтический бизнес, работа

исследовательских лабораторий, санаторно-курортное лечение и т.д.

Сегодня на рынке краткосрочного образования предлагается целый

спектр программ: от семинаров по конкретным темам (например, лазерная

медицина, доказательная медицина в радиационной онкологии, оплата труда

в здравоохранении) до курсов для недавно назначенных главврачей. Но

чтобы стать действительно хорошим руководителем, этого явно

недостаточно. Получить недостающие знания можно в большинстве

медицинских вузов, где есть программы дополнительного профессионального

образования в области организации здравоохранения, а с недавнего

времени и в бизнес-школах появились программы с соответствующей

специализацией. Так в 2002 году Школа бизнеса «МИРБИС» открыла

программу МВА «Управление медицинским бизнесом», разработанную вместе

со специалистами Московской медицинской академии им. Сеченова, где

первый год обучения полностью посвящен стандартным блокам программы

МВА, а второй год — специфике медицинского бизнеса.

Ну кто так строит?

Говоря о строительстве, как правило, подразумевают возведение домов,

различных офисных зданий и т.д. Но это далеко не полный перечень

направлений, где нужны одновременно и знание

инвестиционно-строительного бизнеса, и управленческие навыки.

«Я работаю в строительном отделе корпорации McDonalds с августа 2004

года, — рассказывает Вячеслав Латушкин, руководитель проекта

строительного отдела компании «Москва–Макдоналдс», слушатель программы

«МВА — менеджмент в инвестиционно-строительном комплексе» Школы бизнеса

«МИРБИС». — Сейчас рынок общественного питания растет, соответственно

растет и спрос на помещения, а выход на новые региональные рынки

потребует обустройства дополнительных складских и распределительных

мощностей. В перспективе это поставит вопрос о создании региональных

офисов и наделенных соответствующими полномочиями отделов развития».

На определенном этапе развития все компании сталкиваются с проблемой

роста. И таких компаний с каждым годом все больше. «Открывая отраслевую

специализацию, — рассказывает Людмила Клеева, заместитель заведующего

отделением программ дополнительного профессионального образования

Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ, — мы

прежде всего исходили из того, в какой среде наша программа наиболее

востребована. Наибольший интерес был проявлен со стороны менеджеров из

нефтегазовой и строительной отраслей. Это и определило специализацию

программ».

Для поступления на большинство подобных программ не требуется диплом

инженера, однако и преподаватели, и сами слушатели уверены: специфику

отрасли все-таки знать надо. «Именно поэтому у нас изучаются не только

основы экономики и менеджмента: начиная с этого года в рамках

специализации «строительство» будет проводиться стажировка на

стройкомбинате одного из членов ассоциации наших выпускников», —

говорит Клеева.

«Когда я училась на инженера-строителя (факультет «промышленное и

гражданское строительство»), нам тоже преподавали менеджмент,

маркетинг, но не в том объеме, который мне нужен, — делится опытом

Марина Серебрякова, ведущий конструктор группы компаний «Спектрум»,

слушательница программы «МВА — менеджмент в инвестиционно-строительном

комплексе» Школы бизнеса «МИРБИС». — Я долго пыталась подобрать

программу, которая дала бы мне качественно новые знания в сфере

управления строительным бизнесом по бизнес-планированию, сметному делу,

сведения о том, как получить исходно-разрешительную документацию на

строительство. На том же втором высшем такую информацию получить очень

сложно, а здесь преподают практики, которые знают эти темы не

понаслышке».

Show must go on

Организация турне, всевозможных шоу и концертов выпуск дисков, не

говоря уж о «рождении» новой звезды, сегодня просто немыслимы без

участия продюсеров, администраторов, концертных директоров и проч. Есть

много школ диджеев, аранжировщиков, звукорежиссеров, а вот бизнес-школ

и вузов, где бы готовили именно менеджеров индустрии развлечений

довольно мало. Подобные программы есть в РАТИ, ВГИКе, Институте

культуры… но они ориентированы прежде всего на кино и театр. К тому же

большинство из них относятся к первому или второму высшему образованию,

что занимает довольно много времени.

«У меня уже есть одно высшее образование (лингвист-переводчик), и

потратить еще пять лет на получение второго я не могла себе позволить,

— говорит Елена Корчагина, ассистент генерального директора Stage

Entertain-ment. — А программа профпереподготовки ГУУ длится всего год.

Кроме того, мне очень понравился преподавательский состав — это люди,

непосредственно связанные с шоу-бизнесом, занимающиеся различными

музыкальными проектами, продюсированием и т.д. Они могут дать наиболее

достоверную информацию о профессии».

По мнению музыкального критика Артемия Троицкого, при всей

спонтанности шоу-бизнеса иметь профессиональное образование очень

важно. В этой сфере много своих законов, которые необходимо знать.

Например, правовое регулирование и этика бизнеса, его традиции. Работа

с творческими людьми также накладывает свой отпечаток: необходимо

находить особый подход к каждому артисту, учитывать характер,

индивидуальные особенности и многое другое.

Убедившись в необходимости подготовки кадров специально для

музыкальной индустрии, руководители российских отделений крупнейших

звукозаписывающих компаний, таких как Universal Music, Sony Music, BMG

решили создать учебную программу, которая отвечала бы всем современным

требованиям к подготовке музыкальных продюсеров и менеджеров. Такой

программой стала «Менеджмент в музыкальной индустрии» ГУУ. Ее цель —

подготовка специалистов для работы во всех направлениях от

рекорд-бизнеса до концертного менеджмента и продюсирования

аудиовизуальных произведений (звукозаписывающая индустрия, теле- и

радиопродакшн, фестивальный менеджмент, концертно-гастрольная

деятельность, клубный промоушн, продюсирование, PR и СМИ). «К моменту

поступления я уже около десяти лет была в клубном бизнесе и из них пять

лет в Москве, — рассказывает Katrin Vesna, диджей и радиоведущая радио

D-fm. — Так что профессионального опыта у меня было много, а вот

теоретической подготовки, глубинных знаний не хватало».

В течение учебного года слушатели посещают занятия на

звукозаписывающих студиях и съемочных площадках, телеканалах и

радиостанциях. Уже в процессе обучения студенты могут поработать над

организацией фестивалей, концертов, музыкальных церемоний,

пресс-конференций и созданием ТВ-программ. «Нужно понимать, что люди,

ведущие занятия, далеко не всегда — опытные преподаватели, поэтому

многие лекции проходят в довольно свободной форме, — говорит Корчагина.

— Но домашние задания все же были. Например, Леонид Бурлаков, бывший

продюсер групп «Мумий Тролль» и «Братья Гримм», в качестве домашнего

задания предложил нам написать бизнес-план по конкретному артисту.

Потом мне это очень помогло в работе. Во втором семестре я уже

старалась участвовать во всех стажировках и мероприятиях, проводимых на

программе (церемонии MTV, награждения Records). Все это помогло мне

найти работу в сфере шоу-бизнеса уже во время учебы: после одной из

акций Андрей Фомин (ведет курс «Организация презентаций и

спецмероприятий». — Прим. ред.) предложил мне должность event-менеджера

в своей компании Trancelite Promotion, а через некоторое время я уже

самостоятельно вела один из проектов компании Stage Entertainment».

На связи

Степень МВА как обязательное требование при приеме на работу в

телекоммуникационные и IT-компании, встречается с каждым годом все

чаще. В целом спрос на профессиональные кадры в отрасли в два-три раза

превышает предложение. Многие компании, такие как «Система телеком» и

МТС, предпочитают обучать своих сотрудников в корпоративных

университетах. А вот бизнес-школ, предлагающих подобную специализацию,

не так уж много. «Большинство слушателей программы МВА-Telecom приходят

к нам из отраслевых компаний — операторов сетей связи, поставщиков

услуг и системных интеграторов», — отмечает Константин Самуйлов,

научный руководитель программ МВА-Telecom Школы бизнеса «МИРБИС»,

консультант компании «Гипросвязь». Все они обладают опытом и знаниями

работы в отрасли, а их базовое образование, как правило, либо

техническое, либо естественно-научное. Это одна из особенностей этой

специализации — здесь желательна специальная техническая подготовка.

«Знаний по экономике и финансам, владения общими подходами и навыками в

менеджменте и маркетинге недостаточно, — уверен Константин Самуйлов. —

Тем не менее мы рассчитываем, что на программе будут учиться не только

«отраслевики». Зарубежный опыт показывает, что люди с базовым

экономическим образованием быстро адаптируются в новой среде, а

зачастую и более мотивированы для работы в высокотехнологичной отрасли.

Им мы советуем пройти программу Pre-МВА для того, чтобы освоить

специальную терминологию и основные понятия».

Подобные требования к начальной подготовке не случайны. Работа в

телекоммуникационной отрасли имеет целый ряд особенностей. Во-первых,

товар, который продают компании, по сути своей нематериален: продаются

либо минуты разговора, либо кбит/с трафика (в общей сложности услуги

связи дают примерно 70% доходов отрасли). Во-вторых, это отрасль

высоких технологий, что относится не только к телекоммуникационным

сетям, с помощью которых клиентам предоставляются услуги, но и к

основному инструменту конкурентной борьбы на рынке — системам поддержки

операционной и бизнес-деятельности (ситстемы OSS/BSS). Кроме того,

регулирование глобальных и региональных рынков осуществляется на базе

международных стандартов, определяющих как технологии, так и

инструменты организации и ведения бизнеса. Например, в 2004 году МСЭ-Т

(International Telecommunica-tion Union) принял стандарт расширенной

карты бизнес-процессов телекоммуникационной компании, разработанный

TeleManagement Forum, качество работы компаний связи регулируется

стандартами TL9000, а протоколы электронного В2В взаимодействия

компаний основаны на стандартах МСЭ-Т, разработанных компанией

RosettaNet.

Чтобы управлять компанией, нужно знать финансы, маркетинг, стратегию

и т.д. Но, может, пора включать в этот перечень знание индустрии, к

которой компания принадлежит? Некоторые бизнес-школы это уже сделали.

все публикации

Распечатать
Контакты:
Тел: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
Адрес: 109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7
E-mail: info@mirbis.ru