На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Журнал "Финанс" №13, 2005 "МВА с доставкой в офис"

05 апреля 2005

Тенденция. Рынок корпоративного обучения в России набирает обороты. Все чаще компании заказывают учебным заведениям эксклюзивные программы, разработанные с учетом требований и особенностей конкретной организации.

Маргарита Удовиченко
Нередко компания оплачивает обучение сотрудников — наиболее одаренных, перспективных и мотивированных на дальнейший карьерный рост, считая, что таким образом осуществляет переподготовку кадров. Это успокаивающая иллюзия. Заказ на долгосрочную корпоративную программу для всех менеджеров высшего или среднего звена — вот верный признак озабоченности руководства профессиональным уровнем сотрудников, а соответственно и собственным будущим.

Другой стандарт. От унифицированных корпоративные программы отличаются, как модель haute couture от платьица pr'et-a-porte. Если сотрудник посещает стандартный курс, то примерно половина полученных сведений не будет иметь к его работе непосредственного отношения. Поэтому работодатели все чаще приходят к мысли о том, что подобные траты — слишком дорогое удовольствие и надо применять более рациональные подходы.

Корпоративная программа — это курс, адаптированный под нужды и требования конкретной организации-заказчика. «Некоторых клиентов устраивают имеющиеся у нас наработки, другие просят развить их с учетом специфики своей работы. Здесь каждый случай необыкновенный, схем, подходящих для всех, нет, всякий раз они формируются заново», — говорит руководитель департамента корпоративных программ Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Людмила Крайнова.

Компания ставит перед бизнес-школой определенную цель и высказывает собственные пожелания. После получения заказа специалисты школы отправляются на фирму и начинают тесно сотрудничать с руководителем управления по персоналу, анализируют требования, производят диагностику необходимых параметров. «Не часто компания четко и грамотно формулирует условия, и нам приходится серьезно дорабатывать поставленную задачу, — продолжает Людмила Крайнова. — Зачастую при разработке проекта заказчик ориентируется на имеющиеся у него книги или методические материалы и оперирует почерпнутыми оттуда сведениями. Наши преподаватели учитывают пожелания, но используют последние мировые наработки и создают оригинальный продукт». Кропотливая совместная работа способствует достижению положительных результатов.

Разработку корпоративной программы можно разделить на четыре важных этапа: совместное обсуждение целей обучения, диагностика проблем компании и корректировка методических и дидактических материалов, само обучение и оценка его эффективности. «Процесс разработки занимает от одного-двух месяцев до полугода в зависимости от того, какова сложность курса. Конечно, все можно и за день решить, но я говорю о действительно серьезных начинаниях», — отмечает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.

Преимущества подобных проектов очевидны и разноплановы. После окончания обучения сотрудники говорят на одном языке, оперируют одинаковыми терминами, понимают и используют современные методы и технологии в работе. «Когда компания отправляет сотрудника на открытую (унифицированную) программу, то по ее окончании у него, безусловно, повышается образовательный уровень, — замечает проректор по маркетингу школы бизнеса „Мирбис“ Татьяна Иванищева. — И он пытается применить полученные знания и умения непосредственно в работе. Хорошо, если руководитель готов услышать сотрудника, понять и учесть его пожелания. Но это происходит далеко не всегда». У коллег, прошедших совместное обучение, подобных проблем нет. Доказано, что оно сплачивает коллектив, образует единую команду и повышает мотивацию каждого участника процесса. Зачастую организации проводят оценку эффективности курса, что тоже способствует повышению качества, влияя и на работу исполнителей, и на учебное рвение сотрудников.

Крупные игроки. Все чаще руководители компаний приходят к мысли о необходимости повышения квалификации работников, но, конечно, охотнее соглашаются выделять средства на короткие и недорогие курсы и заказывают тренинговое обучение. Крупные корпорации создают собственные образовательные центры и там проводят семинары для подразделений. И только некоторые приходят к мысли о разработке адаптированной программы МВА. Тем не менее в целом специалисты отмечают рост популярности корпоративного образования в стране.

«В России подобное обучение находится на начальном этапе развития. Большинство программ носит краткосрочный характер, рынок тренингов и семинаров переполнен. Это очень удобный вариант для школы: ответственность за результат минимизирована. Задачи, которые ставит перед исполнителем заказ долгосрочного проекта, совершенно другого уровня сложности», — комментирует проректор по учебной части института экономики и финансов «Синергия» Светлана Жильцова.

Разработать полный, многофункциональный курс обучения непросто, для этого необходимы опыт в образовании, мощная научная база и сильные преподаватели. Поэтому на этом рынке не так много лидеров. К ним можно отнести Банковский институт и Высшую школу менеджмента, Институт бизнеса и делового администрирования, Высшую школу международного бизнеса, институт менеджмента «Линк», школу бизнеса «Мирбис», институт экономики и финансов «Синергия» и некоторые другие.

О востребованности школы, качестве предлагаемых ею программ можно узнать, заглянув в список ее прошлых и существующих заказчиков. Например, корпоративными программами Банковского института пользовались ЦБ, Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, «Уралсиб». В «Мирбисе» коллегиально получали дипломы представители ТНК, Совинцентра, Томской электронной компании, Финско-российской торгово-промышленной палаты, Царицынского мясоперерабатывающего завода. В активе института «Линк» — работа с компаниями РАО «ЕЭС», «Лукойл», «Протек». В институте «Синергия» с 2001 года осуществляется долгосрочная корпоративная программа с Пенсионным фондом: третий курс руководства организации обучается по специально адаптированной MBA-программе.

Для бизнес-школы специализированные курсы — показатель собственной состоятельности, умения быстро и внятно реагировать на изменения в бизнесе, мировые новации и показатель престижности. «С корпоративным клиентом работать трудно, — уверяет Светлана Жильцова, — потому что подобные программы можно смело отнести к элитному обучению, а соответствовать ожиданиям влиятельных и взыскательных заказчиков очень непросто». Иной точки зрения придерживается Василий Солодков: «В группе открытого набора каждый от вас хочет чего-то своего, а здесь все понятно, правила установлены. Перед нами ставится несложная задача — удовлетворять требования и проследить за тем, чтобы не возникало никому не нужных проблем. Для этого надо наблюдать за занятиями, узнавать мнение слушателей и их руководства, то есть держать руку на пульсе». В Банковском институте за это отвечают специальный штаб и руководитель подразделения.

Всякая всячина. Существует несколько принципов, по которым отбирается бизнес-школа: авторитетная рекомендация, в частности, от сотрудников, обучавшихся в данном заведении, сравнение с другими предложениями, оценка соотношения цены и качества и, конечно, раскрученный брэнд.

Подобные программы длятся от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от задач, которые компания решает за счет обучения. В ИБДА рамки обозначили конкретно: от 72 часов и выше, самый длительный курс растянут на 200 часов. Впрочем, время не определено раз и навсегда — его можно варьировать, сокращать и при необходимости увеличивать.

Корпоративные курсы дороже стандартных в среднем на 20% для каждого человека (стандартные обходятся в $8-10 тыс. в год). «Стоимость рассчитывается за курс (учитывается количество часов) и напрямую не зависит от числа обучаемых, но, конечно, группа не должна состоять больше чем из 18-20 человек, иначе массовость отразится на эффективности. Стоимость зависит и от категории студентов, ведь это важно, кого приходится учить — менеджеров среднего звена или руководителей», — рассказывает Татьяна Иванищева. Корпоративные курсы сильны еще и тем, что в них используются не только обычные кейсы (разборы реальных, но чужих бизнес-ситуаций), но зачастую анализируются конкретные случаи из деятельности самой компании-заказчика.

http://finansmag.ru/offline/num103/obrazovanie/14905/?search=мирбис

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100