Пресс-центр
Элитный персонал №23, 2005 "Всех впускать, а всех ли выпускать?"
15 июня 2005
Выбирая бизнес-школу, практически все абитуриенты оценивают одни и те же параметры: стоимость, известность школы, удобное место расположение. А вот выпускники, давая рекомендации той или иной программе MBA, нередко обращают внимание на другое. Максим Калинкин, директор по маркетингу ОАО «Ростелеком», считает, что гарантия качества образование – обоюдно высокие требования школы к своим слушателям, а слушателей к уровню преподавания в школе.
Кому нужен российский MBA?
Дискуссии на эту тему возникают регулярно и на различных форумах в Интернете, и в прессе, и на работе. Мое мнение таково: «Лучше получить диплом в России, чем не получить вообще». И дело совсем не в «национальности» школы. Дневные (full-time) программы MBA лучше, чем вечерние (part-time) или дистанционные вне зависимости от страны. О существовании дневных программ в России мне слышать не приходилось. Поэтому российский курс «по умолчанию» вечерний, а британский или американский – дневной, их нельзя сравнивать напрямую.
Вечерний MBA – это курс переподготовки работающих людей с базовым «небизнес»-образованием. Многие приходят для того, чтобы вечером услышать решение проблем, возникающих в работе и на следующий же день использовать полученные знания. Таков вечерний MBA во всем мире.
Количество бизнес-школ в Москве угрожающе растет, а ведь в каждой еще и несколько программ. Я советую выбирать даже не школу, а конкретную программу. Наличие зарубежного партнера обычно дает гарантию соответствия программы мировым стандартам, а часто еще и позволяет получить второй диплом – британский или американский.
В 2001 году таких предложений на рынке было несколько. Я выбрал программу MBA-Маркетинг Института «МИРБИС», реализуемую совместно с London Metropolitan University (бывший London Guildhall University).
Я изначально ориентировался на горизонтальную карьеру, поэтому перспектива получить помимо диплома МИРБИC еще и диплом британской бизнес-школы показалась исключительно интересной. Всем, кто идет учиться из карьерных соображений, необходимо помнить, что русский MBA дает много возможностей, но ими еще нужно суметь воспользоваться. Работодатели понимают, что русский MBA не “сертификат качества” менеджера. Диплом иностранной школы обычно предполагает более высокие требования и потому есть больше оснований его таким стандартом считать.
Не все преподаватели одинаково полезны
По моим рекомендациям в МИРБИС учится уже третье поколение менеджеров. И, кажется, никто не жалеет. Программы в ведущих школах во многом схожи, а лучшие специалисты часто преподают сразу в нескольких из них. И все же, отличия есть. В частности, МИРБИС следит за качеством читаемых курсов и уважает право своих слушателей на квалифицированного преподавателя. За время моей учебы был прецедент, когда наша группа потребовала заменить лектора, т.к. сочла его опыт не соотносящимся с уровнем магистерской программы. После тщательного разбирательства, администрация пошла нам навстречу и преподавателя заменили.
Проблемы возникают у всех; важно то, как школа их разрешает. Не страшно ошибаться, страшно не замечать ошибки. Поэтому я не устаю повторять своим коллегам: «Требуйте качественного образования».
Диплом надо заработать
И все же, самое главное, что выделяет программу МВА Института «МИРБИС» из ряда себе подобных – это отношение к дипломным проектам слушателей. Подготовка успешной выпускной работы удваивает пользу, полученную от базового курса лекций и экзаменов. Требования, предъявляемые школой «на выходе», - это серьезный показатель качества обучения.
В чем сложность? Во-первых, самоорганизация: нужно в течение 6-8 месяцев посвятить часть своего рабочего и свободного времени изучению выбранной управленческой проблемы своей организации. Во-вторых, необходимо четко следовать методологии исследования, подкрепляя буквально каждый свой шаг убедительными аргументами. В-третьих, даже для разработки методологии, необходимо изучить специальную литературу или прослушать отдельный курс лекций.
Обобщенные и изложенные в письменном виде результаты исследования изучают преподаватели London Metropolitan University и внешний рецензент из какой-либо другой британской бизнес-школы. В работе оценивается буквально все: от обоснованности методов сбора фактических данных в компании и логики сделанных на их основе выводов до стиля и языка изложения.
Удивительно, но именно дипломный проект часто меняет подход к решению менеджерами проблем своих организаций. Сегодня я сам веду консультации для дипломников в МИРБИС и убедился, что именно практическая направленность работы вызывает самые большие трудности для понимания. Самое популярные слова в названиях тем, которые слушатели придумывают сами, это «разработка» и «внедрение». Не случайно первый вопрос, который задают британские партнеры: «Как это «внедрение» поможет Вашей компании?». По их мнению, любое исследование должно вести к решению конкретной проблемы компании и следовать из названия работы. Научиться этому в процессе написания своей дипломной работы, - значит уже получить реальную пользу от программы MBA.
Почему я считаю, что требования к выпускной работе – один из важнейших показателей уровня бизнес-школы? Потому что, чем больше «пустых» дипломов выдается, тем сильнее девальвируется ценность этого вида образования. И раз уж учебные заведения не могут поставить жесткие требования при наборе на программу (по сути, сегодня может учиться любой, способный заплатить необходимую сумму), значит, отбор должен осуществляться на выходе, в момент оценки знаний потенциального магистра делового администрирования. Вот тогда отпадет необходимость объяснять, зачем же и кому нужен русский MBA.
Крылова Оксанавсе публикации |