Пресс-центр
Обучение в России №7-8, 2005 "А босс пошел учиться"
15 июля 2005
Понятное дело, что хозяин фирмы, гендиректор компании или холдинга, представитель высшего топ-менеджмента фирмы не может себе позволить уйти на два года в учебный отпуск и спокойно сдавать экзамены и зачеты. Большой бизнес - это рабочий день по 15-18 часов в сутки: каждодневное принятие управленческих решений, анализ показателей конкурентов, десятки деловых встреч, переговоров. Рынок - организм очень динамичный. Расслабишься на миг, глядь - и ты уже на обочине. Вот для таких предпринимателей высшего звена и придумали специальные программы бизнес-обучения, получившие название Executive MBA - EMBA.
ЕМВА появились на свет в 1943 году, спустя 42 года после того, как янки подарили миру МВА. Естественно, и первый Executive также придумали американцы. Программа родилась в стенах Чикагского университета и последующие 20 лет была единственной в своем роде. В настоящее время обучением по программам ЕМВА занимаются около 200 университетов и школ бизнеса по всему миру, в том числе и в России, В чем же особое отличие ЕМВА? Эти программы для особо загруженных на работе людей: они могут быть только заочными. В период обучения студенты-боссы собираются раз в месяц, раз в квартал и т.д. на недельные, например, модульные, чрезвычайно насыщенные лекционно-практические занятия. Здесь собираются ловкие, умные, грамотные и успешные, привыкшие первенствовать, генерировать идеи и организовывать их реализацию люди. И вдруг оказывается, что в одной компании, в одной аудитории, все такие - прагматики, лидеры, чемпионы бизнеса. Им приходиться вместе решать учебные бизнес-проблемы. Им приходиться вырабатывать совместные алгоритмы выполнения задач. Им - лидерам - приходиться считаться друг с другом. Все это очень структурирует собственный бизнес - опыт, значительно обогащает управленческий опыт, поскольку у каждого успешного предпринимателя имеется свой рабочий почерк, предпринимательские «заготовочки». И только здесь, на занятиях, коммерсанты готовы этими «заготовочками» поделиться. Недаром про ЕМВА говорят, что они становятся бизнес-лабораториями. Многие серьезные бизнесмены именно здесь отрабатывают новые приемы и алгоритмы управления бизнесом. Ну и, конечно, ЕМВА значительно обновляет теоретический багаж директора - бизнес-наука не стоит на месте. А сейчас, в эпоху высоких информационных технологий, успешному коммерсанту надо держать руку на пульсе времени и быть в курсе всех новаций - иначе конкуренты обставят. Понятное дело, американские бизнес-школы по-прежнему считаются лидерами по уровню программ ЕМВА и классу преподавания. Хотя европейцы дышат им в затылок и не без основания полагают возможным достичь их уровня. Одной из самых известных бизнес-школ в мире является University of Chicago Graduate School of Business, бизнес-школа родоначальника ЕМВА - Чикагского университета. Особенности местной ЕМВА-акцент на развитие аналитических способностей и навыков бизнесменов. Здесь готовят предпринимателей - мыслителей, «думцев». Здесь обучают практиков, способных оперировать экономическими концепциями, отвлеченными категориями для достижения сугубо прагматических результатов: увеличения прибыли, утверждения на рынке, опережения конкурентов. Кроме того, чикагская ЕМВА - великолепная площадка, трамплин для коммерсантов, работающих в сфере международного бизнеса. Обучение ЕМВА Chicago GSB ведется одинаково как в США, так и в Азии, и в Европе, в Испании. Естественно, занятия проходят на английском языке. Программа рассчитана на 20 месяцев. В течение этого времени студенты выезжает на недельные сессии. В сумме набирается порядка четырех месяцев таких сессий. В учебных группах, как правило, 5-6 человек. Что же, собственно, преподают «школярам» -топ-менеджерам? Конечно, науку управлять. Среди учебных дисциплин - финансовый, а также управленческий учет и анализ, инвестиции и макроэкономика, конкурентоспособные стратегии и стратегии руководителя, психология управления. Так, постигая науку инвестиций, директора за партой знакомятся с финансовыми документами, структурой инвестиционного портфеля, эффективными маркетинговыми решениями, управлением стабильным доходом и пр. Стоимость ЕМВА в американских и европейских бизнес-школах в 5-10 раз превышают цены на российские Executive, Обучение по программе ЕМВА Чикагской бизнес-школы стоит 75 тысяч евро. Но цена ценой, а поступить на ЕМВА совсем непросто. Надо выдержать пристрастное интервью, представить результаты сложного языкового теста TOEFL. На Западе - огромный выбор бизнес-школ, где предложат ЕМБА на любой вкус и кошелек. Американские Wharton School и Duke, известная EMBA-Global «совместного производства» Columbia Business School (США) и Лондонской школы бизнеса, европейские гранды - IESE, INSEAD, Said Business School в Оксфорде и др.В России первая ЕМВА появилась шесть с небольшим лет назад. Конечно, за образец россияне берут западные программы. Почти все из них, а этих программ на отечественном рынке пока немного, созданы совместно с западными коллегами. На Западе очень жесткие требования к поступающим на Executive - это касается и возраста, и стажа деятельности в бизнесе. О материальном цензе и говорить нечего. В России, что естественно, средний возраст обучающихся значительно меньше. Во-вторых, в отечестве нашем все-таки в большей степени обучение пока предметное, нежели концептуальное. И в этом ничего удивительного нет. Западные бизнесменам ничего не мешало в свое время осваивать премудрости макро- и микроэкономики, операционного менеджмента или маркетинга. Нашим бизнесменам такая возможность представилась лишь совсем недавно. Поэтому, сравнивая ЕМВА российские и западные, наши программы называют скорее хорошим МВА, Но у нас люди обучаемые, и Executive российского образца быстро подбирается к европейским стандартам. При этом, что постоянно подчеркивается, для предпринимателей, делающих бизнес на родине, очень важна российская специфика этих программ, акцент на реалии местного рынка. Первенцем отечественного ЕМВА стала программа, созданная Институтом бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Академии народного хозяйства при правительстве России совместно с UAMS - школой менеджмента университета Антверпена (Бельгия). В настоящее время партнером по данной ЕМВА является и Высшая школа менеджмента американского университета Wake Forest. В ИБДА подчеркивают: неважно, из какого бизнеса пришел будущий Мастер бизнеса, Главное, чтобы по окончании обучения он смог возглавить компанию (если, конечно, ее у него уже нет), мог опыт подчиненных ему менеджеров слить воедино, структурировать свой собственный бизнес-опыт. Программа рассчитана на 1,5 года и состоит из 11 крупных модулей. Разбита программа на три семестра. Стоимость программы - 11 950 евро. Кандидаты на поступление должны уверенно владеть английским языком и иметь по крайней мере 7-летний стаж управления бизнесом. Девиз ЕМВА Московской высшей школы международного бизнеса «МИРБИС» - «Стратегия лидерства». Здесь обучают людей, способных руководить, определять стратегическую линию развития предприятия. Дабы поступить на ЕМВА «МИРБИС», нужно не менее 4 лет заниматься реальным стратегическим управлением и планированием компании. ЕМВА «МИРБИС» - программа двухлетнего обучения. Она разбита на 4 блока обязательных для изучения дисциплин и курсы по выбору. Среди обязательных блоков - «Среда бизнеса», «Личность руководителя», «Профессиональные знания и умения», «Специальные знания и умения». Стоимость программы - 12 тыс. долларов (по курсу 1 долл. = 30 руб.). Одной из самых нетривиальных программ среди российских ЕМВА можно назвать Executive MBA Высшей школы менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики. Программа презентована как цикл семинаров на тему «Менеджмент XXI века: квалификация собственников и эффективность менеджеров». Программа построена не по дисциплинарному, а по проблемному принципу. На каждом семинаре та или иная бизнес-проблема рассматривается в комплексе: сточки зрения финансов и стратегии развития, управления человеческими ресурсами и маркетинга. Так, среди тем семинаров четвертого цикла обучения - «Диверсификация бизнеса: за и против», «Управление конкуренцией: от войны цен к обольщению потребителей», «Управление ростом фирмы: есть ли пределы роста у российского бизнеса» и многие другие. Итак, сравнивать российские и западные ЕМВА пока не совсем корректно - слишком молоды еще отечественные программы. Слишком молод и отечественный бизнес, хотя решает подчас очень серьезные задачи. Если топ-менеджер специализируется на международном бизнесе, ему стоит попробовать поступить в одну из западных бизнес-школ (памятуя об очень высокой стоимости обучения). Если бизнес развивается внутри страны, российские бизнес-школы удовлетворят будущего мастера делового администрирования. Выбирайте...
Валентин Ильичев все публикации |