Пресс-центр
Формула карьеры №11, 2004 "Государственная миссия бизнес-образования"
05 августа 2005
Вера СМАГИНА
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ - ПОДГОТОВКА КОРПУСА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, СПОСОБНЫХ СТАТЬ ПОДЛИННЫМИ НОСИТЕЛЯМИ ЦЕННОСТЕЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, АКТИВНЫМИ ПРОВОДНИКАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. СТАНИСЛАВ ПИРОГОВ, ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР МИРБИС, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, СЧИТАЕТ, ЧТО РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ЗАДАЧИ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
- Какую задачу выполняет, на ваш взгляд, бизнес-образование, является ли оно дополнением к высшему образованию? - Бизнес-образование - это один из жанров образовательной деятельности. Сегодня мы живем в таких условиях, когда обучение должно быть непрерывным, каждодневным, непрерывно расширяющимся по своим масштабам. Стремительные перемены в экономике, социальной жизни, огромный объем информации, научные открытия предопределяют необходимость прикоснуться к этим новым знаниям, мгновенно ориентироваться и принимать решения в условиях непрерывных и быстро идущих перемен. В противном случае отставание, потеря конкурентоспособности - неизбежны. Любой человек, который стремится быть успешным, должен постоянно учиться вне зависимости от своих дипломов. - Таким образом, дополнительное образование существует не для того, чтобы закрывать пробелы высшего, оно имеет свою нишу? - Безусловно. Когда в России произошли радикальные перемены и сменились общественные отношения, мы устремили взгляды на страны с развитой экономикой и во многом проецировали их опыт в образовании на себя. Правда, несколько упрощенно, без заботы о должной адаптации. Именно поэтому бизнес-образование у нас нередко трактуется как освоение известных и проверенных передовой бизнес-практикой рецептов, рассматривается как гарантия успеха на рынке. На самом же деле бизнес-образование выполняет очень важную миссию государственного, стратегического звучания. Она состоит в том, что в этой системе должны готовиться современные и завтрашние предприниматели, способные обеспечить успех в экономическом развитии не только своей корпорации, но и страны в целом. Не узкие специалисты, функциональные исполнители, а именно предприниматели. Это "тонкий" слой, ведь далеко не каждый призван и способен быть носителем, идеологом экономических ценностей. Этот человек должен быть глубоко и универсально образован, иметь такие качества как инициативность, мобильность, способность стратегически мыслить, чувствовать перспективные новшества. Кроме того, он должен быть этически высоким человеком. И в зависимости оттого, как удастся сформировать этот слой, будет зависеть курс развития российской экономики и страны в целом. Таким образом, бизнес-образование выполняет важную государственную функцию. Если хотите, это можно рассматривать как "кадровое обеспечение рыночной экономики". - Как с учетом этих задач выстраивается учебный процесс? - Сегодня мы должны осознать изменение природы образовательного процесса. Раньше мы представляли его как трансляцию знаний от учителя к ученику. Предполагалось, что учитель все знает, а ученик пассивно ждет от него информации и главным образом ответа на вопрос "как?". Теперь же природа образовательного процесса уходит от "обучения" к "образованию". Мы образуем, формируем человека нового качества. Решить эту проблему можно только путем кооперации, взаимодействия классических преподавателей, успешных предпринимателей и профессиональных исследователей (ученых). Эта кооперация в бизнес-образовании становится доминирующей. - Какие перемены в связи с этим происходят в МИРБИС€ - МИРБИС стремится к удовлетворению потребности предпринимателей в высоком качестве образовательных услуг. Добиться этого можно только при взаимодействии учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Такова наша стратегическая линия. Это очень непростая и весьма длительная работа. Создать такой симбиоз одномоментно нельзя. Для выполнения этой задачи в МИРБИС создан научный центр, привлечены доктора наук, которые занимаются не только преподавательской, но и исследовательской деятельностью. У нас есть аспирантура, докторский совет, где проходят защиты диссертаций. Я считаю, что обязательно надо развивать творческую атмосферу в школе путем активизации научной деятельности, проводить семинары, конференции, круглые столы. Мы стараемся привить вкус к науке в студенческой среде. Но, к сожалению, нередко у успешных предпринимателей существует деформированное представление о науке. Им кажется, что наука - это бесприбыльная сфера, и рассматривают ее в качестве своеобразного хобби. По этой причине слушатели ограничивают свои стремления освоением только прикладного материала. Но ведь во всех успешных западных бизнес-школах научная деятельность находится в ряду основных приоритетов. Предпринимателю нужен ученый-наставник, чтобы воспитать в нем склонность к аналитике, стратегическому видению. Сформировать научную культуру, способность находить и реализовывать "новое". - Насколько трудно приспосабливаться к новым реалиям? - Этот процесс очень сложен. Прежде всего потому, что и в системе образования, и в стране в целом во многом утрачен культ науки. Его надо возрождать, воспитывать уважение к подлинным знаниям, создавать инновационный климат и подкреплять его ресурсными вливаниями. Надо разумно и уважительно использовать имеющийся интеллектуальный потенциал, в том числе и из академической среды. Со студенческой скамьи прививать вкус к аналитической деятельности. - Много ли ваших выпускников сотрудничают с бизнес-школой? Как происходит обратная связь? - Это одна из важнейших линий развития школы, выпускники - это наш капитал. Мы должны мотивировать слушателей, вовлекать их в учебный процесс, стараться все время работать в контакте с ними. Ведь часто мы корректируем их видение жизни и стратегии, а часто они нам дают ценные советы. Например, по компьютерной грамоте слушатели давно превосходят преподавателей. Кроме того, они многое могут рассказать о среде бизнеса, по их материалам составляются кейсы. Из общения со слушателями мы извлекаем такую ценную информацию, которую не даст ни один методический совет. К примеру, на недавней дискуссии в рамках ежегодной Школы преподавателей МИРБИС мы сознательно предоставили самостоятельные доклады нескольким слушателям программы МВА. Острая дискуссия не только подтвердила правильность выбранного нами курса, но и высветила существенные резервы улучшения и совершенствования образовательного процесса в нашей школе. Я думаю, что решение одной из острейших и актуальных задач бизнес-образования - пополнение преподавательского корпуса - следует искать на пути привлечения выпускников бизнес-школ к преподавательской деятельности. Мы этому уделяем много внимания. Ряд наших выпускников МВА идут в аудиторию и успешно работают как преподаватели. Некоторые из них поступают в нашу аспирантуру и ведут там интересные и перспективные исследования, совмещая это с преподавательской деятельностью. - Каковы дальнейшие задачи вашей бизнес-школы? - Будущее своей школы мы видим в органическом соединении энергии, инициативы и практических знаний успешных предпринимателей, фундаментальности и универсальности научной мысли, системности и методичности профессиональных преподавателей. Плюс к этому - уважение и внимание к опыту отечественных и зарубежных коллег по бизнес-образованию
все публикации |