Пресс-центр
Элитный персонал №36(422), 13.09.05г "У каждого есть шанс стать директором"
16 сентября 2005
У каждого есть шанс стать директором
На рынке бизнес-образования в последнее время наметился устойчивый интерес к специализированным программам. Наиболее отчетливо эта тенденция заметна в верхнем ценовом сегменте, к которому относится и МВА. Причем специализация все чаще рассматривается с точки зрения отраслевого менеджмента: маркетинг в сфере недвижимости, финансы в области спорта…
Объясняется такое положение дел неровным развитием отечественной экономики: некоторые отрасли существенно опережают среднестатистические показатели. Так, на подъеме сырьевой рынок и отрасль высоких технологий. Руководители компаний нуждаются в менеджерах с определенным опытом работы. Очевидно, что где-то востребованы исключительно антикризисные управляющие, а где-то – директора по развитию. Одним словом, спрос диктует предложение.
Посмотрим, что происходит, например, на рынке телекоммуникаций. По официальным данным Министерства связи показатели роста отрасли за 2005 год по отношению к 2004 году составили 130% (мобильная связь – 156%). Зарплаты за этот же период увеличились на 120%, доходы в среднем выросли на 30%, у мобильных операторов – на 56%.
Более детально это выглядит так:
- Старшие специалисты сегодня получают $1200-2000
- Ведущие специалисты - $2000-2700
- Руководители секторов/отделов - $2500-4000
- Руководители подразделений, департаментов - $4000-6000
Необходимо учесть, что в прогрессирующих технологичных компаниях никогда не забывают про бонусы, которые составляют 20-50% от указанной суммы компенсаций, разумеется, при достижении определенных показателей.
Одним словом, менеджерам в телекоме уготована сказочная карьера. Впрочем, есть одно существенное «но». Специалистов с базовым техническим образованием найти можно, но как выбрать среди них потенциального управленца? Компании открывают вакансии… и месяцами не могут найти достойную кандидатуру.
Не менее актуальна и проблема подготовки кадрового резерва. Разумеется, на рынке есть корпоративные программы развития молодых перспективных менеджеров. Но, к сожалению, они ограничиваются опытом той компании, в рамках которой действуют. На деле это означает, что люди овладевают знаниями и технологиями, которые при перемене работы могут оказаться невостребованными…
Карьера в самой конкурентной отрасли
Каким образом можно устранить разрыв между потребностями отрасли и способностью менеджеров включиться в управленческие процессы компаний телекоммуникационной отрасли? Разработать универсальную целевую программу подготовки специалистов-управленцев. При этом очень важно, чтобы в ее создании принимали участие ведущие менеджеры из различных организаций. Таким образом, в основу закладывается разноплановый опыт ведущих игроков рынка, а на «выходе» получаются квалифицированные кадры, способные одинаково успешно действовать по ключевым направлениям.
Первый шаг в этом направлении сделал Институт «МИРБИС». В октябре начнет работу новая программа МВА-Telecom, созданная для того, чтобы удовлетворить кадровые запросы HR-департаментов на руководителей направлений. «Общих знаний в области маркетинга и коммерции, которые дают бизнес-школы, становится уже недостаточно. Именно поэтому возникла идея создать программу, в разработке и реализации которой приняли участие ведущие специалисты и руководители самых динамичных компаний телекоммуникационной отрасли», - говорит руководитель программы МВА-Telecom Сергей Бешев.
Обучение состоит из четырех модулей. Первые два – макроэкономика, микроэкономика, финансы, правовые аспекты, менеджмент, маркетинг, обучение бизнес-процессам. Параллельно будут проводиться мастер-классы, предназначенные для того, чтобы подготовить слушателей к специализации. Третий и четвертый модуль составлены преимущественно из профильных предметов и нацелены на формирование управленческих навыков с отраслевой спецификой. В результате через 1-3 года выпускники займут высшие руководящие должности и обеспечат своим компаниям конкурентные преимущества на рынке.
Мастер телекоммуникаций
Какая идеология заложена в МВА-Telecom? Маркетологу, пришедшему из сферы FMCG потребуется от 4 до 7 месяцев на понимание процессов в новой отрасли. Чтобы добиться результата – год работы. Только по истечению этого времени он сможет выйти с инновационными предложениями, понять не только специфику самого телекома, но и особенности сервисных компаний.
Почему был выбран формат МВА, а, скажем, не профильной программы повышения квалификации? Именно мастерская программа предназначена для подготовки руководителей функциональных подразделений и направлений.. Организаторы в первую очередь рассчитывают на абитуриентов, которые уже получили определенный опыт работы в информационной отрасли и хотели бы перейти на следующий уровень. Но на программу могут прийти учиться и менеджеры других отраслей. Это значит, что любой менеджер, получив диплом «МИРБИС», может рассчитывать на успешную карьеру в телекоммуникациях.
Разумеется, стратегия обучения разработана широко вплоть до Executive МВА. МИРБИС готов выделить телеком в отдельное направление, а планируемая линейка образовательных продуктов включает в себя специализированные курсы, тренинги, мастер-классы и т.д. Но это в следующем году.
Перспективы
При создании новой программы максимально учитывается уже наработанный положительный опыт реализации программы МВА. Так и в этом случае: это программа бизнес-образования, созданная запросами самого бизнеса. Преподавать будут признанные профессионалы, имеющие серьезную репутацию в области телекоммуникаций, менеджмента, маркетинга, финансов. Гарантия этому – опыт. Несколько лет назад Сергей Бешев разработал программу мини-МВА для крупнейшей мировой компании, производителя сотовых телефонов, которая была признана лучшей в рамках внутреннего международного конкурса. Плюс многолетний опыт преподавательской деятельности, которым обладает он сам и его коллеги. Наверно, поэтому уже сейчас, без всякой рекламы люди записываются на МВА-Telecom в МИРБИС.
Отраслевые мастерские программы пока еще редкость на рынке бизнес-обучения в России. Но потребность в такого рода обучении велика. Впрочем, специалисты утверждают, что в рамках одной компании или холдинга создать нечто подобное нереально. И когда МВА-Telecom докажет свой успех, как знать, не ждать ли нам появления МВА для добывающих отраслей и металлургов?
АЛЕКСАНДР ЕРШОВвсе публикации |