На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Карьера №10(83) октябрь 2005г "Каждому по рынку"

08 октября 2005
текст:
Наталья Клименко

Что такое маркетинг? Раньше этот вопрос был вполне уместен. Во времена трудовых пятилеток и Госплана немногие понимали значение этой науки. Теперь о маркетинге знают все. А кто хочет узнать еще больше — идет учиться. Благо, выбор сегодня огромен. Бизнес-школы, экономические, гуманитарные и даже технические вузы предлагают программы по маркетингу, среднесрочные и краткосрочные курсы.

На западе маркетинг как научная дисциплина имеет почти столетнюю историю. В России специализированное образование в этой области появилось лет 15 назад. Есть несколько научных школ (школа маркетинг-менеджмента, или «американская школа», школа маркетинга услуг, или «скандинавская (северная) школа», школа маркетинга отношений, или «европейская школа») и несколько типов программ. Первое высшее — для вчерашних школьников, которым дают азы науки. Программа второго высшего образования рассчитана на тех, кто хочет профессионально совершенствоваться в области маркетинга. Программы МВА делают акцент на управленческих аспектах. Профпереподготовка — для желающих подтвердить полученные знания государственным дипломом. Есть еще и программы повышения квалификации — для поддержания своих знаний и умений в тонусе.

Кому и зачем?


Сегодня маркетинг как дисциплина вошел почти во все программы высшего образования, но это основа, изучение опыта экономически развитых стран. Для реального применения в бизнесе необходимо знание практических приемов и методов маркетинговой деятельности, а также умение удачно адаптировать их в систему управления и структуру компании.

Ни для кого не секрет, что сегодня ни одна компания не может обойтись без маркетинговой стратегии. Это стержень, основа развития фирмы. Поэтому неудивительно, что и в учебном процессе данное направление является ведущим. «В нашей школе, — рассказывает Владимир Фальцман, декан Российско-немецкой высшей школы управления АНХ при правительстве РФ, — центральное место в курсе «Стратегический менеджмент» занимает стратегический маркетинг, оценка конкурентной среды, продвижение на рынок брендов и товаров фирмы. Маркетинг дает целевые установки для обновления продукции и капитала, для инвестиционного менеджмента. Это центральный раздел бизнес-плана фирмы».

Где нужны специалисты по маркетингу? Прежде всего там, где есть массовый спрос, широкий круг потребителей, где необходимы постоянное исследование, изучение и сегментирование рынка, выработка стратегии и тактики отношений с потребителями. Спектр таких отраслей сегодня довольно широк. Рассказывает Галина Полторак, директор программы «Маркетинг» Института экономики и финансов «Синергия»: «Первоначально спрос на таких специалистов был у производственных и продовольственных компаний, в сфере услуг, строительстве, медицине. Но довольно скоро потребность в них появилась у госсектора, политики, социальной сферы. При этом нужны и топ-менеджеры (вице-президент компании или директор по маркетингу), и узкие специалисты в области управления маркетингом, проведения исследований, определения рынка деятельности предприятия, разработки товаров и услуг и определения цен на них, продвижения товаров на рынке».

В идеале, знание маркетинга необходимо каждому менеджеру компании — и на высшем, и на среднем уровне управления. «Конечно, нужен дифференцированный подход, — говорит Светлана Коробейникова, руководитель отдела корпоративного обучения Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ. — Для топ-менеджмента важен маркетинг как основа стратегии развития. Директор по маркетингу — это «штурман» в мутных водах современной бизнес-среды. И его ошибка может стоить компании жизни. Поэтому подготовка такого специалиста должна быть комплексной, позволяющей принимать компетентные решения, влияющие на все подсистемы организации (производство, финансы, сбыт, исследования). Кроме этого, в систему маркетинга компании входят и более узкие направления, например PR, реклама, исследования рынка, работа с корпоративными клиентами и др. Для таких специалистов возможна организация более профильного обучения, предусматривающего приобретение определенных практических навыков, освоение реальных методов и т.п.».

Твори, выдумывай, пробуй


Маркетинг, безусловно, творческая профессия — как и любая другая, если заниматься ею серьезно и с душой. Однако, как всякая подобная деятельность, он имеет и свою «рутинную изнанку». Маркетинг является прикладной наукой со всеми вытекающими последствиями: наличием исследователей, школ, направлений, методик, технологий, инструментов. Есть здесь и свои мифы. Один из самых распространенных и опасных касается маркетинговых исследований. «Исследования рынка — только часть маркетинга, — говорит Тигран Арутюнян, консультант по управлению, доцент Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ. — А если учесть, что подавляющее большинство так называемых маркетинговых исследований (недешевых, кстати) проводятся без понимания того, для чего они нужны, без четко сформулированной цели, становится понятной опасность подобного подхода к маркетингу. В лучшем случае это профанация и дискредитация маркетинга, в худшем — принятие необоснованных управленческих решений».

Маркетинг — искусство, проверенное логикой. Это слишком сложная и многогранная деятельность, чтобы можно было однозначно сказать «маркетолог должен быть…». Это и исследование рынка, и бренд-менеджмент, и маркетинг в области рекламы... Одно известно наверняка. Маркетолог обязан владеть знаниями в области рекламной деятельности и связей с общественностью, психологии и права. Он должен иметь аналитические способности, владеть методами исследования рынка. При этом «настоящий маркетолог — это высокообразованный человек, знающий культуру и искусство, владеющий словом», считает Юрий Тазов, директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ при правительстве РФ.

В движении


Первые слушатели программ по маркетингу — менеджеры, руководители, бизнесмены, работающие в этой области, — приходили на обучение, чтобы получить теоретические знания, которые могли дополнить их практический опыт, подтвердить правильность принимаемых решений, часто интуитивных. Современный студент — это как минимум «теоретик от маркетинга», как максимум — практик, обладающий профессиональным опытом. Что создает определенные трудности для работы преподавателей. «Наши слушатели — представители бизнеса, — говорит Юрий Тазов. — Поэтому обучение неотделимо от их сотрудничества со школой. Они влияют на содержание курсов, указывают на недостатки в освещении тех или иных тем, организации учебного процесса и т.д. Школа — живой организм, и каждый поток слушателей вносит свой вклад в ее развитие».

«Некоторые выпускники программы, — рассказывает Татьяна Иванищева, проректор по маркетингу школы бизнеса «МИРБИС», — переходят в разряд преподавателей — благодаря успешному опыту, полученным знаниям и наличию педагогического мастерства. Сюда же можно отнести и экспертную оценку наших программ успешными руководителями, и участие бизнесменов (руководителей и специалистов крупных российских и западных компаний) в разработке программ, и проведение с интересными и успешными маркетологами мастер-классов для слушателей и выпускников».

Свой вклад в развитие дисциплины вносят и преподаватели, многие из которых практики (бизнесмены, консультанты, руководители маркетинговых агентств и соответствующих отделов компаний). Но для слушателей важны не только их знания. «Трудно представить себе профессионального маркетолога, работающего с людьми и не обладающего при этом харизмой, — говорит Тигран Арутюнян. — Все они умеют себя подать, знают, как и что нужно рассказать и показать, увлечь слушателей. Очень часто именно лекции по маркетингу становятся самыми яркими в программе. Не меньшее значение имеет позиция преподавателей на рынке. Большинство из них — люди, известные в своих кругах. Порой слушатели приходят на программу именно ради того, чтобы услышать курс определенного специалиста».

Огромный опыт преподавания и подготовки специалистов в области маркетинга накоплен в ведущих университетах США, Англии, Германии, Франции, Японии. Россия столь обширной практикой применения отечественных маркетинговых методик в бизнесе похвастаться не может.

Поэтому большинство вузов и бизнес-школ в процессе преподавания маркетинговых дисциплин сотрудничают с западными коллегами и опираются на зарубежные учебники и источники.

«Безусловно, ориентация на западный опыт, особенно на первых этапах развития маркетингового образования, была необходимым условием, — говорит Галина Полторак. — Передовые методики и технологии, учебная и научная база, богатейшая практика и опыт, огромная методическая база, основанная на кейсах, практических разборах примеров ведущих международных компаний… И даже сейчас, несмотря на то, что российский маркетинг обретает свое лицо (уже можно говорить о московской и санкт-петербургской школах), тон по-прежнему задают международные школы».

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100