На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

"Элитный персонал" №4 (441), 01 февраля 2006 "Обучение: бизнес как бизнес"

03 февраля 2006

Евгения НОВИКОВА

Бизнес-образование – дитя цивилизованного рынка. Чтобы эффективно конкурировать и развиваться, школам необходимо заниматься стратегическим планированием. А итогом этой работы должен стать простой и внятный документ, который поможет учебному заведению позиционировать себя на рынке и завоевать доверие слушателей и компаний.

Программы МВА рассчитаны 1-2 года, после чего выпускники в течение 5-6 лет успешно используют полученные знания. Чтобы не отстать от динамично развивающегося бизнеса, школам необходимо прогнозировать ситуацию на 6-8 лет вперед.
По мнению Владимира Скитяева, консультанта консалтинговой компании ПАКК, стратегия развития компании должна описывать:
Область бизнеса - осмысленная и обоснованная фокусировка усилий компании на ограниченном наборе рынков, продуктов, технологий и/или потребностей клиентов.
Конкурентные преимущества - предложение потребителям ценности, которую не могут обеспечить другие компании. Товар или услуга должны существенно превосходить конкурентов по тем параметрам, которые потребитель считает важными.
Ключевые факторы успеха - особенности организации деятельности, за счет которых компания обеспечит уникальное предложение для клиентов и которые не позволят конкурентам быстро его скопировать.
Стратегия может содержать описание целевой бизнес-модели в будущем: продукты или услуги, целевые рынки, ключевые бизнес-процессы, важнейшие компетенции, система управления, особенности корпоративной культуры, которые, сочетаясь друг с другом, будут усиливать конкурентные преимущества.
Продуманная последовательность организационных изменений также является одним из важных элементов Стратегии. Их нужно спланировать так, чтобы каждый предыдущий шаг облегчал и потенцировал последующие.
Этот документ связывает и гармонизирует различные стороны деятельности предприятия. Ведь на пути к успеху нельзя себе позволить различные трактовки целей и задач, мотивации, бюджетной политики, бренда, миссии, подходов к повышению профессионализма персонала и т.д.
Разработка этого документа также важна для бизнес-школ, особенностью которых является сложность услуги и отсроченный результат. Его ценность необходимо планировать на 2-3 года вперед.
По оценкам Владимира Скитяева, формализованная стратегия, которая действительно является рабочим документом, есть лишь у 10-20% отечественных компаний. В остальных случаях она либо "в голове" у директора, и он сам принимает большинство решений в организации. Либо это красивые декларации о намерениях, на которые в текущей деятельности никто внимания не обращает.

  • Почему сегодня корректировка стратегии
    актуальна для бизнес-школ?
    "Потребитель бизнес-образования изменился. Мы помним первое поколение менеджеров социалистических предприятий (конец 80-х гг.), за которых платили их компании и которые не понимали, как работать на рынке, - говорит Сергей Мясоедов, ректор ИБДА АНХ. - Мы помним волну менеджеров в малиновых пиджаках (начало 90-х). Диплом для них был еще одной золотой цепочкой на шею. С ними было невозможно работать. Мы помним, как проснулся интерес к реальным знаниям (середина 90-х гг.) - вначале к краткосрочным программам и тренингам, своего рода управленческому фаст-фуду. С конца 90-х начал формироваться осознанный спрос на серьезные долгосрочные программы - МВА, ЕМВА. Важнейшая тенденция сегодняшнего дня: в управление идет новая генерация молодых людей, получивших серьезное базовое образование в пореформенной России. Они мыслят и чувствуют по-рыночному, открыты для дискуссий, нацелены на карьерный и профессиональный рост. С ними работать сложнее, но намного интереснее".

Осознанные преимущества
На нынешнем этапе даже самые значимые и крупные школы, действующие на рынке с самого начала развития нового капитализма в России, только начинают осознавать свое место в иерархии бизнес-образования. Конкурентные преимущества и ключевые компетенции определяют наиболее дорогие и "взрослые" из них, прошедшие этап становления: "Мы работаем на новых людей, на их карьеру. Стратегический менеджмент в условиях роста - наша ключевая компетенция" (ИБДА), "Мы работаем на успешных бизнесменов, ориентированных на карьерный рост. Главное наше конкурентное преимущество - курсы по выбору" (ВШМБ).
К факторам успеха, способным обеспечить уникальное предложение, школы-лидеры относят диверсификацию программ и ценовую сегментацию. Жесткую в этом отношении политику могут позволить себе те, кто работает в верхнем ценовом диапазоне. Эти учебные заведения не желают "демократизировать" цены, не заинтересованы в расширении аудитории и работают только на элиту бизнеса. Их задача в большей мере "цивилизаторская" - дать слушателям знания и навыки мирового уровня.
Школы, клиенты которых преимущественно из среднего бизнеса, напротив, динамично развиваются за счет большого набора слушателей. Они стремятся сделать обучение доступным и для топ-менеджеров, и для руководителей среднего звена. Так, например, ВШМБ реализует главное конкурентное преимущество - курсы по выбору, принимая в сумме не менее 300 слушателей ежегодно.

  • Почему аккредитация
    так важна для школ?
    "Чтобы рынок был нормальным, нужны серьезные рейтинги и аккредитация, - утверждает Леонид Евенко, ректор ВШМБ АНХ. - Бизнес-образование - успешный пример развития по рыночному пути в сегменте образовательных услуг. У нас работают приличные люди, они нормально зарабатывают. Мы не берем ни одной копейки бюджетных средств, это для нас очень важно.
    В России, по оценкам экспертов, на бизнес-образование тратится не более $2 в год на душу населения, а в развитых странах эта величина составляет $200 и больше. Согласно прогнозу, в 2010-2012 в нашей стране ожидается колоссальный взлет расходов на бизнес-образование. Рынок большой, наша задача - удовлетворение платежеспособного спроса".

Сегментация слушателя
В то же время, целевая бизнес-модель, реализация которой позволит обеспечить конкурентные преимущества, а также необходимые организационные изменения для достижения поставленных целей продуманы практически у всех, хотя и не всегда проработаны должным образом.
Никто из руководителей не рискует предвидеть, что именно произойдет в российской экономике через 3-5 лет, какие запросы менеджерам предъявит бизнес и какие проблемы предстоит решать выпускникам программ. Между тем, школы уже определились со своей целевой группой. Вот некоторые примеры:
- топ-менеджеры средних и крупных компаний (ГУ-ВШЭ);
- первые лица малых и средних предприятий (оборот $10 млн. - $100 млн.), вторые-третьи - крупных, руководители департаментов крупнейших компаний (ИБДА);
- директора предприятий среднего (оборот от $20 млн.) и крупного бизнеса, коммерческие, финансовые директора, главные бухгалтеры и начальники отделов (ВШМБ);
- руководители и менеджеры компаний среднего и малого бизнеса (МИРБИС, "Синергия").
Таким образом, сегментация школ по цене и уровню слушателей уже состоялась. Более того, в рамках каждого из сегментов происходит разделение контингента между программами различной стоимости и направленности. По утверждению руководителей учебных заведений, сегодня они "набирают столько, сколько нужно": платежеспособный спрос до конца не удовлетворен, в бизнес-обучении нуждаются тысячи.

  • • По какому пути может пойти
    укрупнение бизнес-школ?
    "Бизнес-школе трудно выживать в одиночку, - считает Михаил Иоффе, ректор "Синергии". - Полезно договориться с корпорацией, а лучше - с несколькими или с любым вузом. В случае объединения с компанией придется ориентироваться на ее интересы, но нам важно также иметь и свободные открытые программы: бизнес-школы должны быть независимыми и уходить от отраслевой науки. Корпоративные клиенты пока не готовы к такой постановке вопроса, с ними надо вести переговоры. Полагаю, что уже в ближайшее время Плехановская академия станет одной из первых крупных российских бизнес-школ. Она должна иметь серьезного партнера: нужно найти инвестора, тогда объединение состоится и будет приносить дивиденды всем участникам".

Приоритеты
По мнению руководителей брендовых учебных заведений, действия, необходимые для развития и решения текущих проблем, очевидны практически всем школам вне зависимости от контингента и контента программ. Это:
· адаптация программ к требованиям рынка (чтобы выпускники имели достаточный "запас прочности"); тесное взаимодействие с работодателями и рекрутерами, четкая обратная связь с бизнесом;
· привлечение профессионалов из консалтинга, подготовка преподавателей к ведению занятий на английском языке;
· проведение научных прикладных исследовательских работ;
· разработка совместных с зарубежными вузами программ с единым дипломом;
· получение российской аккредитации всеми школами страны и международной - вузами-лидерами;
Актуальность вышесказанного ясно осознают все без исключения школы. Те, что придерживаются "демократической" ценовой политики, считают важными еще два направления:
· укрупнение: объединение с другими вузами или/и корпорациями на основе взаимного интереса и соблюдения автономности;
· воспитание социально-ответственных предпринимателей.

  • Зачем бизнес-школам воспитывать
    социально-ответственных менеджеров?
    "Бизнес-школы должны резко увеличивать участие в реализации социальных проектов, - убежден Станислав Савин, ректор МИРБИС. - Уверен, качество подготовки менеджеров определяется не только уровнем знаний, но и формированием потребности помогать окружающим. Специалист, имеющий перспективную работу и достойную заработную плату, самостоятельно решает свои проблемы и помогает тем, кто рядом с ним. В нас поверят и увидят нашу полезность, если выпускники станут инициаторами благотворительных программ: например, будут курировать ветеранов, флот, госпитали, осуществляя адресную помощь и спонсорство".

Мы и Запад
Осознание конкурентных преимуществ перед западными школами - вот что объединяет отечественные учебные заведения! Так сложилось, что три негативных в целом обстоятельства этому благоприятствуют:
· аудитория не готова к обучению на английском языке;
· наши преподаватели (и только они!) знают специфику российского бизнеса с его отнюдь не прозрачными схемами и необходимостью принимать стратегические решения в условиях неопределенности;
· подавляющее большинство менеджеров как минимум еще лет десять не будет готово платить за обучение суммы, запрашиваемые западными программами достойного уровня.
Но чтобы завоевать признание компаний и будущих слушателей, мало временных преимуществ перед зарубежьем и разнообразия программ. Нужна четко артикулированная стратегия развития, открытость намерений и ясность планов.

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100