Пресс-центр
Элитное образование №2 февраль 2006 "Цена рейтинга"
25 февраля 2006
Цена рейтинга
Всевозможные рейтинги учебных заведений существуют в нашей стране последние десять лет. Помнится, все началось в середине 90-х годов, когда одна уважаемая центральная газета опубликовала список из десяти российских бизнес-школ, присвоив каждой из них порядковый номер. Почему бизнес-школа Х оказалась на первом месте, бизнес-школа Y – на десятом, а бизнес-школа Z в список вообще не попала, его создатели не объясняли.
С тех пор рейтинги общеобразовательных школ, вузов и, прежде всего, бизнес-школ в различных СМИ стали появляться как грибы после дождя. Отдельные отраслевые журналы сделали рейтинги доходным бизнесом, попросту продавая в них места всем желающим, так что на первые позиции нередко выходили никому не известные бизнес-школы. Неудивительно, что в образовательном сообществе сложилось, мягко говоря, скептическое отношение к российским рейтингам. Как справедливо отмечает представитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), не стоит безусловно доверять ни одному отечественному рейтингу. Некоторые школы бизнеса, имеющие хорошую репутацию в профессиональных и деловых кругах, вообще стараются не «светиться» в рейтинговых исследованиях. (К слову, журнал «Элитное образование» никогда не публиковал рейтинги и, дорожа своей репутацией, не собирается делать это и в дальнейшем.).
При прежнем министре образования Владимире Филиппове к рейтингованию активно подключилось государство – казалось, что именно министерские эксперты должны честно и объективно выстроить учебные заведения по ранжиру. Но и эта затея оказалась неудачной. Если оценка бизнес-школ, проведенная в рамках государственного эксперимента по обучению программ МВА, еще могла претендовать на объективность, получившийся рейтинг предназначался скорее для чиновников и руководителей бизнес-школ, а не для потребителей (тогда на основании экспертной оценки принималось решение, какие бизнес-школы получат право выдавать диплом МВА государственного образца). А ежегодные министерские рейтинги вузов, вывешенные в Интернете, стали объектами всеобщих насмешек. Достаточно сказать, такой показатель, как количество трудоустроенных выпускников, не учитывал ни их зарплаты, ни должности, ни соответствие работы полученной специальности. То есть, если все выпускники пошли работать дворниками и представили в Alma Mater справки о трудоустройстве из ДЕЗов, вуз получал по этому критерию наивысший балл.
Между тем в развитых странах именно рейтинговые исследования, организованные престижными журналами с привлечением независимых экспертов, в большинстве случаев являются для клиентов университетов и бизнес-школ главным критерием при выборе учебной программы. Рейтинги далеко не всегда универсальны и всеохватны. Как справедливо отмечает ректор Института бизнеса и делового администрирования Сергей Мясоедов, нередко составители рейтинга выбирают один определяющий параметр, удельный вес которого при оценке значительно повышается. То есть один университет может занимать первое место в рейтинге по научным исследованиям и последнее – по уровню зарплаты выпускников. Что важнее для абитуриента – с головой уйти в науку или разбогатеть после получения диплома, - решает он сам.
Но даже к тем образовательным рейтингам, которые сочетают в себе различные критерии, доверие в западных странах исключительно велико. Есть так называемая первая десятка, первая двадцатка и тридцатка бизнес-школ мира, учиться в которых мечтает любой человек, решивший добиться успеха в бизнесе. В таких бизнес-школах обычно хорошо обстоят дела и с научными исследованиями, и с зарплатами выпускников, и со всеми остальными параметрами. Вряд ли в заграничной образовательной среде гуляют слухи о том, что та или иная школа бизнеса купила место в рейтинге. Со стороны будущих и настоящих слушателей тоже нет претензий. Так уж получается, что место в рейтинге прямо пропорционально репутации бизнес-школы в народе. Перемещение на более высокую позицию объясняется конкретными достижениями (инвестициями в учебный процесс, привлечением лучших профессоров и т. д.), а на более низкую – конкретными недостатками в работе.
Традиции составления образовательных рейтингов за рубежом имеют давнюю историю. Точно так же могут похвастаться своей историей университеты, год от года занимающие в них лидирующие позиции. А в российском образовании эпоха рыночных отношений насчитывает всего 15 лет - тут комментарии излишне. И хотя возможность участия российских бизнес-школ в мировых исследованиях качества образования трудно рассматривать всерьез, ситуация на отечественном рынке делового образования за этот период вполне прояснилась. Любой человек, прямо или косвенно соприкасающийся с рынком бизнес-образования (журналист, специалист по подбору кадров, преподаватель, министерский чиновник), не долго думая, назовет пять-десять бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга, дающих действительно качественное образование. Во всех случаях перечни учебных заведений будут похожими. Ведь серьезных игроков на этом рынке немного, и они хорошо известны.
В нашей стране идея образовательных рейтингов дискредитирована уже потому, что таковых очень много, а их создатели нередко не могут внятно объяснить принципы, на основании которых распределяются места. Есть и другая крайность – попытка «поверить алгеброй гармонию», когда вслед за рейтингом приводятся заумные математические формулы, которыми, дескать, руководствовались составители. В то же время отделы маркетинга бизнес-школ, организуя работу по привлечению слушателей, уповают не на рейтинги, а на другие, хорошо известные приемы. Создано немало вполне качественных Интернет-источников, посвященных бизнес-образованию. Школы открыты для общения с потенциальными слушателями, причем один из устоявшихся механизмов взаимодействия - выставки, посвященные образованию и карьере.
Как правило, каждый потенциальный слушатель программ МВА перед поступлением в ту или иную бизнес-школу проводит собственное маркетинговое исследование: анализирует информацию в Интернете, посещает несколько учебных заведений, получает информацию по беспроволочному телеграфу. При выборе бизнес-школы используются самые разные критерии, в том числе и субъективные. Например, если человек ориентирован на внешнеэкономическую деятельность, специализируется по конкретной стране, он чаще всего отдает предпочтение программе с международной составляющей. Если вынужден проводить много времени в офисе, выберет бизнес-школу, где используются дистанционные методы обучения. Если работает в конкретной отрасли бизнеса (медицине, транспорте) и хочет глубоко знать ее специфику, скорее всего, предпочтет программу с соответствующей специализацией.
Директор Школы бизнеса Всероссийской академии внешней торговли Ольга Андреева говорит о том, что программы МВА целесообразно классифицировать по группам, не ранжируя их. Очевидно, именно такие – «мягкие» - рейтинги составляют для себя потенциальные слушатели программ МВА, у которых нет времени на выведение формул и сопоставление разных параметров. Тем более что самый главный параметр – успех выпускников на рынке труда или в бизнесе – в нашей стране оценить крайне сложно. Практически невозможно получить объективные данные о зарплате слушателя до поступления в бизнес-школу и после ее окончания. Другая проблема – сложности при сопоставлении столичных и региональных бизнес-школ. Хотя за пределами Московской кольцевой автодороги немало достойных учебных заведений, успешно развивающихся в последние годы, разница между зарплатами в столицах и в провинции автоматически выводит большинство региональных бизнес-школ за пределы первого эшелона самого «мягкого» рейтинга.
В начале 90-х годов газеты часто писали, что в России нет своего Гарварда. На самом деле признанный лидер в российском высшем образовании есть – это МГУ, а вот в сфере делового образования о наличии безусловного лидера говорить, увы, не приходится. Единого мнения о том, какая бизнес-школа (или, может быть, две - три бизнес-школы) по основным параметрам превосходит все остальные, нет и быть не может в силу отсутствия, прежде всего, исторических традиций. В этом особенность российского бизнес-образования, существенное отличие от ситуации в других развитых странах. Хотя, возможно, в этом наше преимущество. Находясь в ситуации постоянной конкуренции, борьбы за лидерство на рынке, бизнес-школы просто обречены на то, чтобы улучшать качество образования.
Впрочем, все это не мешает их руководителям, преподавателям, слушателям и выпускникам время от времени открывать очередной журнальный рейтинг с затаенной надеждой увидеть свою Alma Mater на первом месте.
Белла СОРСОРОВА все публикации |