Пресс-центр
Обучение в России
05 августа 2004
Преподавателей ведущих российских бизнес-школ: МИРБИС
Мы продолжаем знакомить читателей с теми, кто учит современных менеджеров вести бизнес грамотно и избегать ошибок. На наши вопросы отвечает Александр Николаевич Сазанович, профессор, доктор технических наук, Лауреат премии Министерства образования, ведущий преподаватель программы МВА "Стратегический менеджмент" Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.
- Расскажите, какие дисциплины вы преподаете? Как давно?
- В настоящее время я преподаю на программе МВА и "Президентской программе" две основные дисциплины: "Стратегический менеджмент" и "Управление компанией". Первая дисциплина была поставлена мною в ее первоначальном варианте в 1994 году, а дисциплина "Управление компанией" была разработана уже в более позднее время - в 2000 году, как ответ на две актуальные тематики "Корпоративное управление" и "Управление комплексными преобразованиями в компании".
Уже несколько лет я провожу три авторских семинара: "Стратегический менеджмент: пути и способы наработки фирмой конкурентных преимуществ", "Организационные схемы решения кроссфункциональных проблем в компаниях" и "TASK-менеджмент: менеджмент точных заданий, их проектирования и технологий их реализации".
- Как вы начали преподавать в бизнес-школе? Почему выбрали именно эту школу?
- Мое становление как преподавателя проходило в высшем военном учебном заведении - Военной академии им. Ф.Э.Дзержинского, где я защитил кандидатскую и докторские диссертации по исследованиям эффективности. В стенах академии я разработал более 50 изобретений. С 1980 года стал лектором-международником общества "Знание". Так начался опыт моего практического знакомства с западной экономикой и механизмами управления ее субъектами.
Первыми дисциплинами, которые мне довелось преподавать, были "Внутрифирменное планирование" в МИПК РЭА им. Г.В.Плеханова и "Основы предпринимательства" на программе переподготовки специалистов МИРБИС. Однако окончательный интерес именно к преподаванию в системе бизнес-образования сформировался у меня на магистерской программе "Стратегии управления человеческими ресурсами", проводимой МИРБИС совместно с Лондонским университетом "Метрополитен". Так произошло мое знакомство с зарубежной практикой бизнес-образования. Тогда же я окончательно решил продолжать свою профессиональную деятельность в стенах бизнес-школы МИРБИС. Меня привлекло, что это учебное заведение занимает лидирующие позиции по продвижению на российский рынок практик западных бизнес-школ.
- Какие у вас планы относительно вашей преподавательской деятельности?
- Свои будущие планы педагогической деятельности я связываю с новой программой бизнес-школы МИРБИС Executive MBA. В этой программе мне хотелось бы в содержательном плане в полном объеме развернуть всю палитру современных инструментов стратегического управления в компании. Еще мне хотелось бы расширить формы преподавания, чтобы помочь преодолевать трудности, которые возникают в процессе обучения.
Одновременно надеюсь, что эти материалы составят хорошую основу для проведения корпоративных семинаров-тренингов "Конструкции организаций, ориентированных на лидерство".
- Преподавать состоявшимся людям, наверное, непросто. С какими трудностями сталкиваются сегодня преподаватели бизнес-школ? Как их лучше решать?
- Стиль преподавания каждого индивидуален, следовательно, и трудности индивидуальны. Однако проведенный в МИРБИС в сентябре этого года выездной мастер-класс для преподавателей программы МВА школы выявил и некоторые общие для всех проблемы. Мы нашли четыре основные сложности, две из которых наиболее острые.
Во-первых, проблема взаимной передачи практических знаний между слушателями. Преподавание в бизнес-школе на программе МВА ставит своей целью не только передать слушателям знания, которыми обладают преподаватели, но и помочь обменяться своими знаниями друг с другом. Для этого нужны искусные ненавязчивые механизмы по выстраиванию обмена практической информацией между слушателями, которые и должны создаваться преподавателями.
Вторая проблема: широкое и глубокое внедрение активных форм обучения. Фраза о том, что, если хочешь научиться плавать, придется лезть в воду, известна всем. Однако реализация принципа, заложенного в этой фразе-формуле, не так уж проста для ее воплощения в учебной практике. В бизнес-образовании она предполагает принцип "обучения действием". Сегодня мало чего может добиться менеджер, привыкший только к кабинетному стилю управления и общению по электронной почте.
На мой взгляд, форма решения этих проблем - взаимный обмен опытом на преподавательских мастер-классах бизнес-школ.
- Изменился ли контингент слушателей за последнее время? Какие намечаются тенденции?
Программу МВА МИРБИС всегда выбирали те, кто пришел не за "корочкой" диплома. Однако сегодня появилась достаточно широкая прослойка слушателей, которые стали по-новому ориентированы: не на стереотипный принцип "возьмем, что дадут", а на обновленный принцип - "должны взять от преподавателей все, что у них можно взять".
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать преподаватель бизнес-школ?
- Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лаконично прост: преподаватель программы МВА должен не рассказывать о том, как себя ведет некое должностное лицо компании, а своей манерой поведения, личным примером, демонстрировать, как это должно быть. На практических занятиях преподаватель должен сам быть менеджером. Качественная игра соответствующей роли лучше всего мотивирует взрослых слушателей на аналогичные действия.
- Какие знания, на ваш взгляд, необходимы сегодняшним бизнесменам?
- Для современных бизнесменов необходимы знания двух типов. Это знания о форматах бизнеса и конструкциях организационного управления, знания и навыки, которые связаны с технологиями результативного управления людьми и которые идут дальше, чем прямое распорядительство и монетарные методы мотивации.
- Как вы подбираете материалы для занятий? Какие задания пользуются особой популярностью у слушателей?
- Наверное, мой ответ окажется в чем-то неожиданным, но в моем рабочем графике нет такого вида деятельности, когда бы я сел и начал целенаправленно подбирать материал для занятий. Практика состоит в ином: я просто читаю теоретическую или журнальную литературу и иногда "спотыкаюсь" о нечто действительно заслуживающее внимания. Вот такие "встречи" с новым смыслом исхоженных понятий или моделей, новыми рецептами или бизнес-явлениями и составляют материалы для совершенствования курсов. Другой основой для подготовки учебных материалов становятся проблемные случаи из жизни реального бизнеса, причем, что очень важно, истинная проблематика иногда отчетливо не видна. Ситуации такого плана - основа к написанию учебных кейсов.
Наибольшей популярностью у слушателей пользуются такие задания, которые они решают сами, которые изначально им кажутся достаточно сложными, но, как ни странно, в конечном итоге выполнимыми.
- Что вам особенно нравится в вашей работе? Что хотелось бы изменить?
- Программа МВА дает любому преподавателю максимум возможностей для его педагогического самовыражения и - взаимного со слушателями - обогащения знаниями. Это и есть то обстоятельство, которое делает для меня и думаю, что и для всех других преподавателей, эту программу заслуженно любимой. все публикации |