Пресс-центр
Элитный персонал №11 (499), 20 марта 2007г. "МВА-Телеком – технологии профессионального роста"
21 марта 2007
Стремление получить хорошее образование нередко приводит российских абитуриентов в западные бизнес-школы. Однако перед менеджерами отечественных телекоммуникационных компаний такой альтернативы не стоит – программа «МВА-Телеком» Института «МИРБИС» является уникальной не только для РФ, но и для всей Европы. О планах на будущее рассказывает руководитель программы Константин Самуйлов.
- Константин Евгеньевич, Вы – новый руководитель программы МВА-Телеком Школы бизнеса «МИРБИС». Какие впечатления от слушателей?
- Я много лет проработал в компании, оказывающей консалтинговые услуги в области телекоммуникаций, знаю отрасль, заведую профильной кафедрой, имею солидный педагогический стаж. Но когда в ноябре прошлого года я вошел в аудиторию, признаюсь, было непросто. Очень сильный состав группы, высокий уровень внутренней мотивации. Люди задают грамотные, точные вопросы, хорошо владеют проблематикой. Их в меньшей степени интересуют теоретические знания, но они высоко оценивают среду, созданную в МИРБИС, возможность общения с представителями партнерских и конкурирующих компаний.
Кстати, я не случайно оказался на программе. С предыдущим руководителем программы МВА-Телеком, а ныне – Председателем Совета Попечителей Сергеем Бешевым мы совместно разрабатывали план специальных дисциплин.
- То есть программа родилась в консультантской среде?
- Совершенно верно. Точнее ее специальная часть родилась в консалтинговой компании, которая обладала на тот момент новыми компетенциями управления бизнесом в телекоммуникациях. Вообще же программа имеет структуру, которая в МИРБИС «отшлифована» до идеального состояния. В первый год читают основы менеджмента и общие профессиональные дисциплины. Второй год начинается специальными дисциплинами; в четвертом семестре предлагаются курсы по выбору, и пишется выпускная работа.
- Значит ли это, что слушатели получают какие-то уникальные знания?
- Я бы сказал, что уникальна сама программа, ведь даже в Западной Европе нет ничего похожего. Но чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно вкратце охарактеризовать специфику управления бизнесом в телекоммуникациях.
Во-первых, телекоммуникации – это высокотехнологичная отрасль, Hi-Tech. Во-вторых, она самодостаточна и не производит у себя, пожалуй, только электроэнергию и кадры. В 2004 году Международный союз электросвязи (ITU, International Telecommunications Union) сформировал типовые карты бизнес-процессов в телекоммуникациях. Все детализировано до мельчайших подробностей.
Какие из этого следуют выводы? Высокотехнологичным является как объект, который служит инструментом получения прибыли, так и само управление бизнесом. Не буду вдаваться в детали, просто подчеркну, что если не внедрять современные высокотехнологичные решения в управление бизнесом и в операционную деятельность, потери компании в результате нерационального использования внутренних ресурсов могут составлять примерно 18-20% ежегодно.
- То есть на программе МВА-Телеком менеджеры учатся работать в условиях глобализации рынка?
- Безусловно. Велика вероятность того, что в недалеком будущем значительную долю рынка займут всего полтора десятка интернациональных монополий. Например, как только мы станем членом ВТО, в Россию придет BritishTelecom и другие высокотехнологичные бренды, которые, начнут активно вытеснять наших операторов.
Возникает вопрос – какими компетенциями должен обладать современный менеджер? Перечислю некоторые области знаний, лежащих в основе управления телекоммуникациями – архитектуры сетей и систем: качество функционирования и производительность сетей; планирование сетей телекоммуникаций; управление сетями телекоммуникаций; информационные системы управления, системы принятия решений и др. Несомненно, специалист в области управления должен владеть как базовыми, так и некоторыми специальными дисциплинами экономики и менеджмента, например, такими, как правовая среда бизнеса, основы маркетинга, основы управления компанией, финансовый менеджмент, управленческий учет и контроль и пр.
- Значит ли это, что к вам на программу не могут поступать люди из других отраслей?
- Несомненно, для полноценного обучения в бизнес-школе необходимо в той или иной степени знать эти технические аспекты Ясно, что знаний об общих экономических и финансовых аспектах, владения общими подходами и навыками в менеджменте и маркетинге недостаточно.
Но нет ничего невозможного, и мы готовы принимать людей, что называется «с улицы». Однако для того, чтобы обучение проходило эффективно, им придется пройти программу дополнительного образования пре-МВА для того, чтобы освоить специальную терминологию. Думаю, что с сентября эта услуга будет уже запущена в МИРБИС.
- Но ведь сила программы в том, что она монолитна и составлена из профессионалов. Нужно ли ее размывать?
- Не забывайте, что узкая профессионализация группы может быть как полезной, так и вредной. Во всем мире именно многообразие опыта слушателей является главной ценностью МВА. Но мы, конечно, будем действовать осторожно, чтобы не превратить МВА-Телеком в программу повышения квалификации или дополнительного образования. Сейчас почти 100 процентов слушателей представляют различные подразделения телекома, в том числе и отделы продаж. Думаю, что если 20-30% новой группы будут из других высокотехнологичных сегментов рынка, ничего страшного не произойдет. Наоборот, синергетический эффект обучения только усилится.
- На что делается акцент при обучении?
- Прежде всего, на развитие тех компетенций, о которых я уже говорил. Во-вторых, мы придаем огромное значение решению кейсов. В процессе обучения слушатели работают над кейсами из реальной практики российских компаний. Приведу пример. Оператор сотовой связи принимает решение о выводе на рынок новой услуги по доставке контента SMS- и MMS-сообщениями. В рамках обсуждения от слушателя требуется описать основные бизнес-процессы, начиная от маркетинговых исследований и, вплоть, до ключевых аспектов эксплуатации. В общих чертах содержание услуги известно всем, да и процессы понятны. Но когда нужно учесть ряд дополнительных обстоятельств, в т.ч. и международные стандарты, задачка не кажется такой уж простой.
Очень важный момент – слушатели в процессе дискуссий рассказывают друг другу про особенности своего бизнеса. Таким образом достигается эффект группового обучения, когда 50 процентов информации дает преподаватель, а другие 50 – соседи по парте.
Что важно для меня, как для преподавателя? Я вижу, что иногда люди приходят работать в наши виртуальные классы по ночам. Это указывает на их высокую степень мотивации и желание получать новые знания, несмотря на отсутствие свободного времени.
- В связи с Вашим приходом на программе будут какие-то нововведения?
- Не исключено, что один из курсов мы уберем. Там много полезной, но скучной теории и практически нет кейсов. Разумеется, он не исчезнет совсем, просто мы введем его содержание в состав других.
Хочу отметить, что программа с каждым годом совершенствуется, поэтому изменения неизбежны. Например, те кейсы, над которыми в прошлом году работали сами слушатели, насыщая их содержанием из своих компаний, обязательно станут учебными. Только в прямом диалоге со слушателями становится ясно, какие элементы программы нужно развивать, а какие – заменять или модифицировать.
- Планируются стажировки?
- Да, конечно, слушатели поедут в Финляндию. Программа включает в себя семинар в компании Nokia; мастер-класс с вице-президентом по международным связям компании TeliaSonera – крупнейшего мирового оператора связи, тренинг в Technopolis Ventures – консалтинговой компании, специализирующейся на подготовке команд профессионалов для старта инновационного бизнеса в высокотехнологичных отраслях.
- Как развивается карьера слушателей?
- Могу рассказать, какая мотивация у слушателей. В первую очередь их интересуют знания и развитие управленческих навыков. Я бы так сказал, что представители телекома не мучаются вопросом, что будет с их карьерным ростом. Давайте лучше посмотрим, какие перспективы открываются перед отраслью в целом.
В прошлом году Министерство информационных технологий и связи РФ обнародовало отчет, согласно которому телеком заработал 1,1 трлн. рублей. . Из них 67,7% пришлось на услуги связи, т.е. на телеком, 18,3% - на производителей оборудования. Остальные сегменты получили весьма незначительные проценты. Рост рынка в прошедшем году составил 25%, в текущем ожидается еще 20%. Это, собственно говоря, и есть ответ на Ваш вопрос. Кроме того, обратите внимание на уровень заработных плат в отрасли.
Во всем мире доля телеком в ВВП 5-6%. У нас – уже 6%. Так что в России отрасль достигла уровня развитых стран. И это заметно по нашим слушателям: в аудитории сидят интеллигентные, умные, талантливые люди. Среди из них, уверен, находятся будущие лидеры отечественного бизнеса.
Александр Ершов
Среднерыночные оклады менеджеров, работающих в области телекоммуникаций, $
Должность |
Обычная компания (skill) |
Компания Premium |
Премиальный фонд |
Генеральный директор |
не нормирован |
не нормирован |
не нормирован |
Директор направления/начальник отдела |
4000-8000 |
7000-10000 |
50-200% |
Менеджер проектов |
2500-3000 |
2500-3000 |
20-50% |
Ведущий консультант |
3000-4000 |
4000-6000 |
50-100% |
Консультант |
2500-3000 |
2500-3000 |
20-50% |
Младший консультант |
1500-2000 |
1500-2000 |
15-30% |
Ассистент консультанта |
500-1000 |
300-1000 |
- |
Отличительные особенности МВА-Телеком:
· Программа разработана в соответствии с актуальными потребностями бизнеса. Слушатели освоят методологию бизнес-планирования, инновационного маркетинга, интегрированных коммуникаций.
· Специальные дисциплины преподают ведущие специалисты отрасли из компаний операторов сетей связи, системных интеграторов, консалтинговых компаний
· Кейсы имеют в основе реальные примеры деятельности российских и зарубежных компаний.
· В ходе обучения и проведения мастер-классов участники программы познакомятся с руководителями телекоммуникационной отрасли и регулирующих органов, успешными бизнесменами-профессионалами.
Информация для абитуриентов:
Презентация программы «МВА-Телеком» состоится на дне открытых дверей 7 апреля 2007 года в 11.00 по адресу: м. Серпуховская, Стремянный пер., д.36, 4 этаж, ауд. 4.
Начало обучения – 24 апреля .
Стоимость – 408000 рублей за два года обучения, оплата производится в 4 этапа, по 102000 рублей за семестр. все публикации |