На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Карьера, № 1 (108), Менеджеры на связи

09 января 2008

По данным экспертов, за последний год рынок телекоммуникаций только в области услуг вырос на 30% и достиг размеров 6% ВВП. Для сравнения — в развитых странах этот показатель составляет 6–10%.

При таких темпах роста неудивительно, что спрос на хороших специалистов в два-три раза превышает предложение. Что же обязаны знать IT-управленцы?

«В последние два-три года вопрос «Ты — МВА?» стал неким паролем, мгновенно переводящим взаимоотношения с партнерами на другой уровень.

Проблемы организационных структур, интеграции, оптимизации, внедрения и т.д. становятся очевидными. Встреча плавно перетекает в разговор двух уверенных в себе людей, видящих решение бизнес-задач в одинаковом ракурсе», — рассказывает Алхас Мирзабеков, заместитель генерального директора компании «СУ29-Телеком», выпускник Школы IT-менеджмента АНХ при правительстве РФ. В бизнес-школе не только учат видеть общую картину бизнеса компании (позиционирование, бизнес-цель, конкурентов, партнеров, потребителей и т.д.), но и прививают внимание к мелочам, учат не упускать ни одной детали. Все эти знания позволяют уютно и уверенно чувствовать себя в любой компании. По словам Элеоноры Вергилес, директора Института магистерской подготовки МЭСИ, сегодня программы МВА со специализацией в сфере IT и телекоммуникаций популярны не только среди специалистов соответствующего профиля, но и у представителей финансовых, кадровых и других служб компании. «Среди наших слушателей есть даже главные бухгалтеры», — говорит она.

Чем же так привлекательны эти программы MBA?

Дело техники

Многие уверены: если человек работает в IT-компании, значит, он «технарь». Возможно, для младших должностей это и справедливо, но в отношении управленцев более чем спорно. Например, для CIO (руководитель информационной службы, отвечающий за создание и использование информационных ресурсов компании) большее значение имеет финансовое образование, поскольку его интересы — в сфере бизнес-задач компании. «Да, большинство наших слушателей имеют техническое образование. Но если рассматривать западный опыт, там значительная часть тех же CIO — гуманитарии», — отмечает Татьяна Соколова, директор программы MBA CIO Школы IT-менеджмента АНХ при правительстве РФ. В последнее время число IT-менеджеров, не имеющих технического образования, растет и в России.

По мнению Юлии Малинской, директора по персоналу «Квазар-Микро», отчасти это — признак усиления зависимости бизнеса от информационных технологий. Именно поэтому от CIO и других специалистов требуется прежде всего понимание того, как работает компания, а не знание технологий как таковых. Технические знания приобретаются в процессе работы.

Татьяна Соколова подтверждает: «Даже если у наших слушателей первое образование гуманитарное, медицинское или какое-либо другое, но не техническое, по роду своей деятельности они все равно занимаются IT (продвижением, продажами и т.д.), поэтому для них это не новая область знаний».

«Уровень образования IT-специалиста во многом зависит от выполняемых им задач, — уверен Александр Чачава, президент LETA IT-company. — Пропорционально росту задач базовое техническое образование неплохо дополняется специализированными бизнес-курсами».

«За три года обучения я открыл для себя много нового, — рассказывает Алхас Мирзабеков. — В частности, финансы и инвестирование на практике оказались очень интересным занятием. Полученные знания помогли мне провести сделки по слияниям и поглощениям. Я стал специалистом по кризис-менеджменту, научился сочетать тактику со стратегией, учитывать интересы сотрудников, партнеров и инвесторов, управлять изменениями — в общем, управлять компанией, как капитан кораблем».%S%Мало иметь, надо грамотно использовать

Существует несколько типов MBA-программ, и различаются они прежде всего целевой аудиторией. «По нашим оценкам, только в Москве в этом году появилось 13–15 новых программ МВА в области информационных технологий», — уверяет Татьяна Соколова. Некоторые из них направлены на подготовку IT-менеджеров (руководителей проектов, бизнес-аналитиков и т.д.), другие созданы для руководителей высшего звена (топ-менеджеров и собственников). Одни специализируются на IT, другие на телекоммуникациях, третьи сочетают оба направления. «Сейчас идет конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий, — объясняет Константин Самуйлов, научный руководитель программы МВА-Telecom Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», консультант компаний «Гипросвязь» и «Амбиком». — Не зря в России отрасль называется «информационные технологии и связь». Да и вместо английского IT все чаще используют термин ICT (Information and Communication Technologies)».

Меняется не только терминология, но и отношение к самому понятию «информационные технологии». «Если еще недавно они технологии воспринимались как инструмент обеспечения конкурентных преимуществ предприятия, — говорит Наталья Павленкова, директор по маркетингу по России, странам СНГ и Прибалтике компании TANDBERG, — то сегодня многие участники рынка сходятся во мнении, что преимущества дает не само по себе наличие информационных технологий, а высокая эффективность их использования. Соответственно, оптимизация работы IT-департамента связана с переходом на сервисную модель организации IT-услуг с помощью применения современных ITSM-методов управления. А практика использования таких методов в бизнесе современного предприятия подробно рассматривается в рамках программ MBI».

«В большинстве компаний наличие степени для управленцев пока не является обязательным требованием, — отмечает Юлия Малинская. — Вместе с тем уже сейчас очевидно, что спрос на таких специалистов будет только расти. Связано это в первую очередь с тем, что бизнес становится более зрелым — растут и сами компании, и их конкуренты. Руководить становится все сложнее: управление по наитию, во многом опирающееся на личный опыт, уже недостаточно эффективно. Кроме того, интеграция российского бизнеса в мировую экономику требует от менеджмента понимания общих правил игры: работая с международными партнерами приходится говорить с ними «на одном языке», а значит, отечественные управленцы вынуждены проходить ту же школу, что и их западные коллеги».

«Школа дала нам русский аналог западного бизнес-образования. И, учитывая глобализацию мировых процессов, было интересно узнать опыт, ценности, приоритеты Европы, Китая и Америки», — подтверждает Алхас Мирзабеков.

От каждого по потребностям

Но далеко не все программы МВА со специализацией в сфере IT и телекоммуникаций опираются на западные аналоги. Кроме того, бизнес-школам приходится учитывать порой противоречивые интересы слушателей. Так среди посетителей дня открытых дверей вполне можно встретить человека из IT-компании, который хочет заняться стратегией и маркетингом. Или представителя компании–системного интегратора, которому важно знать, как управляется телекоммуникационная компания изнутри.

«В этом году мы примерно на 10% изменили учебный план, — рассказывает Константин Самуйлов. — И при этом учитывали потребности слушателей. Если раньше довольно много внимания уделялось маркетинговому направлению, то сегодня для слушателей более важны дисциплины, в которых рассматриваются вопросы регулирования отрасли: правовые, экономические аспекты, вопросы, связанные со стратегическим управлением».

«Наш контингент очень сильно отличается от слушателей других программ, — отмечает Татьяна Соколова. — Во-первых, к нам приходят люди, 95–98% которых — технические специалисты, как правило, прошедшие путь от программиста или системного администратора до руководителя IT-службы или IT-директора. Наша задача — научить их основам бизнеса: финансам, экономике, организационному управлению, управлению людьми.

Принято считать, что «айтишники» говорят на своем языке. Мы должны научить их говорить с финансистом на языке финансов, с генеральным директором — на языке бизнеса, с клиентами — на языке выгоды и контракта».

«IT-менеджер сегодня — прежде всего профессионал, работа которого совмещает в себе обязанности менеджера и IT-специалиста, — говорит Александр Чачава. — Его деятельность находится на стыке технологий и бизнес-процессов компании, а от работы инженера она отличается большей ответственностью и напряженностью».

Программы развиваются с той же скоростью, что и сами информационные технологии: меняются содержание программ, состав слушателей. Во многом возросшее внимание компаний к IT связано с тем, что в современном мире бизнеса именно информация становится главным активом компании и ее основным конкурентным преимуществом.

К сожалению, далеко не все выпускники программ МВА и MBI это понимают. По данным исследований, 70% людей получает бизнес-образование просто в расчете на рост заработка и лишь 30% хотят приобрести новые знания и навыки. А зря: платят-то чаще всего не за степень, а за умение.

Автор: Наталья Клименко

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100