На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Обучение в России №2, 2005 "Мастер бизнеса"

09 февраля 2005

Виктор Петров


Наступил 2005 год. 15 лет - это приличный срок не только для отдельного человека, но и для целой страны. Российский капитализм 1991-1993 годов в сравнении с нынешним - день и ночь. Распальцованные новые русские, тупые нувориши, получившие миллионы сомнительным путем - все эти прелести 90-х годов уходят в прошлое. Для того чтобы сейчас успеш­но делать бизнес, нужно системно мыслить и обладать большим объемом современных знаний о рынке - как отечественном, так и мировом. Такие знания практи­кующий бизнесмен может получить в бизнес-школах, обучаясь на различных программах МВА.

Система бизнес-образования формировалась в России одновременно с развитием бизнеса. Поначалу эта си­стема была скромной падчерицей западной системы образования для капитанов капитализма. Европейцы и американцы выступали в роли менторов, отече­ственным педагогам и бизнес-студентам остава­лись роли благодарных неопытных подмастерь­ев. Постепенно подмастерья становились мас­терами - Мастерами Делового Администри­рования. А система бизнес-образования вы­явила явных лидеров. Среди них - Москов­ская международная высшая школа биз­неса «МИРБИС», Высшая школа меж­дународного бизнеса, Высшая школа корпоративного управления и Инсти­тут бизнеса и делового администри­рования Академии народного хозяй­ства при российском правительстве, Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического раз­вития и торговли РФ, Государствен­ный университет - Высшая школа экономики и ряд других. Лиде­ры предлагают своим студентам программы, созданные сов­местно с европейскими и американскими коллегами, предполагающие получе­ние двух дипломов -российского и западной биз­нес-школы.

Мнение специалиста: Татьяна Иванищева, проректор Института «МИРБИС»:

В нашей бизнес школе разработаны специализированные программы МВА, в этом году наибольшее внимание было к "МВА-Финансовый менеджмент», «МВА-маркетинг», «МВА-стратегический менедж­мент».

На наш взгляд, это обусловлено развитием самого бизнеса. Глобализа­ция экономики, выход отечественных компаний на международный уровень, с одной стороны, и их работа в России в условиях неопреде­ленности - с другой, - все это предъявляет дополнительные требования к подготовке высшего управленческого состава. А программа МВА поз­воляет сформировать системный взгляд на развитие бизнеса, вырабо­тать управленческие навыки в условиях учебной среды (это возмож­ность снизить риски и «не учиться на ошибках в условиях реального времени»). Руководитель, прошедший обучение по программе МВА, увеличивает конкурентные преимущества компании и ее стоимость на рынке.

Средний возраст наших студентов 23-35 лет, стаж работы 3-10 лет, за­нимаемая должность от менеджера до генерального директора, в ос­новном это руководители отдела, директоры направлений. Обучение по программе МВА дает современному человеку необходи­мые для работы знания, перспектива карьерного роста, повышение статуса, новые связи в бизнесе.

Для большинства слушателей - необходимость, для других - дань, но модные тенденции всегда имеют реальное основание. Программы МВА института МИРБИС это - практическая направлен­ность занятий, высокий уровень преподавателей, доброжелательная атмосфера в вузе, специализации, которых нет в других вузах.

Ни одна аналитиче­ская статья, увы, не обойдется без сакра­ментальной сентен­ции: спрос рожда­ет предложение. В самом деле, бизнес в России развивался стихийно. Создавались компа­нии, банки, биржи. Люди, встававшие во главе бизнес-объе­динений, зачастую не имевшие даже диплома экономиче­ского или финансового вуза, управляли миллиардными оборотами. Знания? Это напоминало систему американ­ского фаст-фуда. Забежал, «заглотнул» за пару часов «гам­бургер» сведений об устройстве глобального международ­ного рынка или особенностях управления фирмой - вроде как поучился, даже получил сертификат, который можно на стенку повесить. Нет, конечно, краткосрочные курсы будут пользоваться спросом всегда, но только как дополнение к базовому образованию. Нынче образовательный фаст-фуд на высоком бизнес-уровне не котируется.

По статистике, среди обучающихся на различных россий­ских программах МВА, 30% -топ-менеджеры: директора заводов, руководители корпораций и собственных фирм, государственные чиновники высокого ранга- Еще 33% -представители так называемого второго эшелона управлен­ческой структуры: заместители гендиректоров и президен­тов компаний, руководители направлений, финансовые ди­ректора, начальники ведущих управлений, главы кадровых подразделений, занятых управлением персоналом, или как сейчас принято изъясняться, - человеческими ресурсами.

Почему они идут учиться? Ведь это люди (в отличие от расхожего мнения, что основная функция любого директо­ра - протирать штаны в роскошном кабинете и отдавать ду­рацкие приказы) - себе не принадлежащие, работающие по 12-18 часов в сутки. Обучение на МВА -серьезная дополнительная нагрузка. Тем не менее, в высшем руководящем эшелоне, особенно в среде людей 30-40-летнего возраста, диплом мастера делового администрирования становится все более востребованной составляющей для успешного развития своего бизнеса. Потому что в мире XXI-го века все слишком взаимосвязано. Успеха добиваются те, кто научил­ся системно мыслить, принимать стратегические решения вовремя, опираясь на проверенные схемы в сочетании с удачно опробованными новшествами. А МВА как раз и поз­воляет научиться комплексно мыслить в системе бизнеса, оперировать масштабными критериями, структурировать представления о рынке, взглянуть на собственную коммер­ческую деятельность со стороны, мыслить перспективно, от­личая тактические шаги от стратегических.

Люди, которые становятся МВА-студентами, как правило, получают диплом бизнес-мастера не для того, чтобы пре­тендовать на новую работу. Эта работа у них уже есть, при­чем работа престижная. Коммерсанты (или политики, гос­чиновники) приходят именно за знаниями - теми самыми, которые позволят им выдержать конкурентную борьбу на рынке или победить в этой экономической схватке.

Вы наверняка обращали внимание, насколько чутко реа­гируют фондовые биржи, в том числе и российские, на из­менения в политическом устройстве мира. Идет война в Ираке, меняется правительство в африканской стране, вид­ный политический деятель выступает с программным заяв­лением - резко падает или возрастает стоимость акций ве­дущих компаний. В одночасье можно заработать целый капитал или потерять целое состояние. Экономика и политика - единое целое. Рыночные правила и механизмы - сложная наука, незнание которых в большом бизнесе карается не «двойкой», а потерей своего дела, репутации, работы для служащих. Вот почему так важно свободно ориентироваться в запутанных коридорах рыночного устройства, знать все ходы и выходы, рассчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. В российских условиях эти знания требуется вдвой­не. У нас, по-прежнему, рискованно вести бизнес. У нас - специфические экономические и политические условия, климат. Суров инвестиционный климат в России. Правила игры, которые требуют досконального знания функциони­рования чиновничьего аппарата, правоохранительных и на­логовых органов, психологии российского человека - мы ведем речь, конечно, о солидном бизнесе.

За этими структурными знаниями и идут сегодня потреби­тели отечественного МВА -образования. МВА дает теорети­ческие знания ровно настолько, насколько они потребны для рассмотрения практических бизнес-ситуаций - кейсов. Стандартный бизнес - это система прецедентов, в известном смысле. Руководителям компаний крайне важно обладать информацией о том, как поступали их коллеги в той или иной сложной экономической ситуации. Как продвигали на рынок новый проект, как сумели эффективно, но в рамках закона оптимизировать налоги, каким образом смогли из разношерстного персонала сколотить мобильную высоко­классную команду. Анализируя на занятиях подобные ситуа­ции, топ-менеджер страхует себя от возможных ошибок в будущем. Кроме того, МВА - это совместное решение конкретных бизнес-задач, выработка алгоритма принятия реше­ний. Если ты топ-менеджер, кто тебе в твоей компании ос­мелится указать на ошибке - ты же сам такого критика тут же выгонишь: как же - бунт на корабле. Когда ты играешь роль студента, ты заинтересован в том, чтобы тебе указыва­ли на твои ошибки - это поможет в будущем, быть может, избежать принятия рокового неверного решения.

Грамотный, поработавший в бизнесе, умеющий считать деньги студент потребляет сегодня в России МВА-образова­ние. По российским меркам, это очень дорогое образование - $6000-13000 (конечно, с западными ценами на МВА, дохо­дящими до 100 тыс. евро за два года обучения, наши МВА-программы - «бесплатное» удовольствие). Он отлично пред­ставляет себе, для чего пришел в бизнес-школу и заплатил кругленькую сумму, и требования он будет предъявлять соот­ветственные, профанации, халтуры не допустит. Понятно, что управленец приходит на МВА для того, чтобы совершенство­вать навыки в сфере управления бизнесом. Поэтому, востре­бованы в первую очередь такие программы, как «Общий и стратегический менеджмент», «Управление российским и ме­ждународным бизнесом», «Управление человеческими ре­сурсами, «Управление инновациями и инвестициями». Все большим спросом пользуются программы МВА в отдельных областях материальной деятельности - скажем, менеджмент в строительстве или сфере гостеприимства, нефтегазовой про­мышленности или медицинском бизнесе, внешней торговле.

На МВА-образование претендуют достаточно респекта­бельные люди, да и деньги они платят достаточно «респек­табельные». Поэтому и предпочтение отдается известным учебным заведениям (о которых мы уже упоминали выше) - что называется, раскрученным, обладающим хорошей мате­риальной базой, способным привлечь к образовательному процессу известных педагогов, Очень развита в бизнес-со­обществе система рекомендаций. Если коммерсант Иванов говорит, что профессор Петров, работающий в таком-то ву­зе, - это супер, предприниматель Кузнецов тоже захочет учиться у Петрова. МВА в России очень молода. Но моло­дость - не порок, молодости свойственны обновление и не­тривиальный взгляд на изучаемый предмет, Что в сочета­нии с разумным риском и обеспечивает успех серьезному бизнесу. Вот почему в России нынче востребована серьез­ная программа МВА - не корочки, а прибыли ради. А ведь спрос рождает предложение, верно?

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100