На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Журнал Финанс №5, 2005 "Нежный возраст"

09 февраля 2005

MBA. Российскому бизнес-образованию исполняется семнадцать лет. Возраст юношеский, но за это время пройден длинный путь, с подъемами и спадами. До зрелости еще расти, но достижения очевидны.

Маргарита Удовиченко


Бизнес-образование в России началось с краткосрочных курсов, посвящавших в азбучные экономические истины, неведомые в застойные времена. Позднее появились двухлетние MBA-программы, аналоги западных, по окончании которых присваивается степень Master of Business Administration, что дословно переводится как «магистр делового администрирования». Дальнейшее развитие было связано с возникновением все новых и новых бизнес-школ и появлением разнообразных специализированных программ.

Детство, отрочество, юность. 1988-й — год рождения отечественного бизнес-образования. Тогда в стране появились первые школы и институты бизнеса — на базе ведущих вузов страны, прежде всего экономической направленности. Год спустя была создана Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО). Это были первые шаги.

Вторая половина 80-х — время перемен, ломки стереотипов, жажды нового и действенного. Люди захотели делать дело, а не выполнять указания, данные тридцать лет назад. Однако новоявленным предпринимателям не хватало элементарных прикладных знаний. Тогда-то и появились многочисленные краткосрочные курсы бизнес-подготовки. «В начале 90-х годов в силу отсутствия многих рыночных механизмов и в условиях почти полной экономической безграмотности считалось, что достаточно двух-трех недель обучения на каких-нибудь курсах для того, чтобы эффективно управлять компаниями», — вспоминает руководитель программ MBA в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Ашот Сеферян. Но даже эти «мимолетные» программы были значительным шагом на пути развития, хотя их качество было крайне низким: в большинстве случаев калькировались зарубежные аналоги.

В 1992 году начался новый этап, который, с одной стороны, ознаменовался повышением качества программ (надо было адаптироваться к быстро изменяющимся условиям), с другой стороны, нарастающая нестабильность в стране существенно затормозила развитие образования. Массовая приватизация также оказала отрицательное влияние: шла борьба за контроль над собственностью предприятий, проблемы непосредственного эффективного развития компаний и повышение квалификации сотрудников, по сути, никого не интересовали. Но именно в этот период с рынка ушли школы-однодневки, а между оставшимися программами началась жесткая конкуренция.

С 1996 года спрос на бизнес-образование повысился. Наметившаяся стабилизация в экономике вызвала интерес к переподготовке кадров со стороны частных и полугосударственных предприятий. На рынке произошли значительные изменения: долгосрочные программы оттеснили краткосрочные. Курсы общего, ознакомительного профиля дополнились специализированными (финансы, маркетинг). В большом количестве стали появляться полноценные, качественные MBA-программы. На рынок все чаще стали приходить зарубежные бизнес-школы, заключившие договоры о проведении совместных программ с российскими партнерами. Первый случай произошел в 1992 году, когда Академией народного хозяйства и Калифорнийским государственным университетом был создан Институт бизнеса и экономики и совместная российско-американская учебная программа.

Новая эра. 1999 год стал знаковым для российского бизнес-образования. Наконец-то была «легализована» степень МВА. Если раньше выпускники бизнес-школ получали сертификат о дополнительном образовании, то теперь — полноценный государственный диплом, который удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в области менеджмента.

Бизнес-школ, членов РАБО, уже 107. Незарегистрированных в ассоциации гораздо больше. Практически каждый не только экономический, но и технический вуз считает своим долгом открыть MBA-программу. Качество обучения в новорожденных школах, не имеющих преподавателей-профессионалов и солидной научной базы, априори низкое. А радикальное падение общего качества может привести к дискредитации российского бизнес-образования в целом.

Но в этом можно разглядеть и положительный момент: постоянное вливание «свежей крови» и обостряющаяся конкуренция не позволяют «старожилам» расслабляться и забывать о самосовершенствовании. Школы, возраст которых перевалил за десять лет, сейчас развиваются не вширь, а вглубь, то есть стараются улучшать программы, добавлять специализации и сокращать число слушателей, справедливо полагая, что массовость и качество — две вещи несовместные.

В последние годы спрос на общий курс MBA, наиболее востребованный на Западе и раньше доминировавший в России, существенно снизился. «Яркой тенденцией является разнообразие специализированных программ МВА. В этом случае освоение искусства менеджмента сочетается с углубленным изучением дисциплин в той или иной функциональной или отраслевой области», — отмечает проректор по маркетингу и развитию Высшей школы бизнеса «Мирбис» Татьяна Иванищева. Бизнесмены хотят досконально изучать определенную узкую специальность: стратегический менеджмент, маркетинг, финансы, управление внешнеэкономической деятельностью,

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100