На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Журнал Карьера №3, 2005 «Рулить по-женски»

05 марта 2005

Хотя все больше дам занимает руководящие посты в деловом мире, среди слушателей бизнес-школ их значительно меньше, чем мужчин. Однако грядущий учебный год может стать рекордным по числу россиянок, поступивших на программы МВА.

По данным European Commission for Equal Opportunities, в Европе удельный вес женщин, работающих менеджерами среднего звена и занимающих административные должности, составляет 30%. В США - 49%. В России, где женщина издавна "и лошадь, и бык, и баба, и мужик", в руководстве их тоже немало. Вопросом о том, женское ли дело бизнес, всерьез уже никто не задается, но что касается учебы - у дам все обстоит несколько иначе, чем у мужчин.

Работодатели стали осознавать, что им нужен "слабый пол". По словам Жанет Персел, первой женщины-генерального директора Association of MBAs, дамы более организованны, лучше концентрируются, обладают хорошими коммуникативными навыками. Эти качества очень важны для работы в мире постоянно изменяющегося бизнеса. Профессор Рик Кроули, глава отдела международных связей Lancaster University Management School, рассказывает, что 30-40 лет назад управленцы трудились в условиях жесткой иерархии, подчиненные беспрекословно выполняли все, что им говорили. Сейчас деловые связи гораздо более сложные и разветвленные, и менеджерам приходится иметь дело с людьми, которые непосредственно им не подчиняются. Руководителям нужно убеждать, увлекать сотрудников идеями, верностью своему делу. И женщины в этом действительно преуспели больше. Бизнес заинтересован в них. Но на MBA-программах дам по-прежнему не так уж много.

У нас равноправнее

Согласно исследованию University of Michigan/Catalyst, женщины в основном негативно относятся к бизнес-образованию. Исследователи полагают, что дам, как правило, привлекают те социальные роли, где можно "отдавать". А роли, которые предлагают программы MBA (например, менеджер высшего звена), воспринимаются как слишком "агрессивные" и "эгоистичные". Есть и другие препятствия, мешающие поступлению женщин в бизнес-школы: отсутствие примеров для подражания, невозможность сочетания насыщенного рабочего графика с другими делами и обязанностями, несовместимость обучения с семейной жизнью.

Средний возраст студентов МВА - 30 лет. "Европейская традиция принимать МВА-кандидатов старшего возраста, имеющих большой опыт работы, тоже влечет за собой проблему, - говорит Мэтт Саймондс, руководитель компании QS. - Многие женщины понимают: если они потратят время и деньги на то, чтобы получить степень МВА, в возрасте 27-30 лет, а в 30-32 года обзаведутся семьей, то им будет трудно "капитализировать" свой диплом".

Как говорит бывший директор приемной комиссии бизнес-школы Wharton г-жа Мартинелли, в Европе и США следует изменить отношение женщин к управленческому образованию и карьере в бизнесе: "Наверное, можно на пальцах двух рук пересчитать количество аппликанток из Европы. Великобритания еще отличается в лучшую сторону, но в Испании, Италии или Германии женщины даже не думают поступать в бизнес-школы. А это говорит о том, что нужно менять общественное мнение".

TopMBA.com - сайт компании QS, организующей знаменитые выставки World MBA Tour, ежегодно проводит исследования, базой для которых служат данные 40 ??000 посетителей мероприятия в разных странах мира. По их свидетельству, большой интерес к программам МВА дамы проявляют в США (50%) и таких странах с развивающимся рынком, как Китай (40%) и Турция (43%). В ряде небольших стран женщины опережают мужчин в стремлении получить МВА: в Венгрии (52%), Тайване (63%) и Таиланде (58%).

Дамы в Западной Европе гораздо меньше убеждены в необходимости учиться на МВА. Самый низкий процент интересующихся - во Франции (15%). Италия (23%), Великобритания (25%), Испания (27%) и Германия (31%) тоже находятся ниже мирового уровня - этот показатель в среднем составляет 33%.

При этом, согласно исследованиям TopMBA.com, 35% россиян, думающих о поступлении в бизнес-школы, - женщины. "К настоящему времени это самый высокий показатель, который мы наблюдали в России, - говорит Нунцио Квакварелли, директор выставки World MBA Tour и редактор TopMBA.com. - Такой высокий процент женщин - настоящий прорыв".

Среди абитуриентов бизнес-школ дам всегда бывало меньше трети, но это соотношение меняется. "Сейчас они начинают верить, что МВА дает им такой же хороший шанс, как и мужчинам, достичь руководящих позиций в организации, - говорит Квакварелли. - Если когда-то они полагали, что бизнес-школы эксклюзивны, что в них слишком велика конкуренция, - сейчас это уже не так".

Главное - уверенность

Специалисты Wharton School of Business установили, что для женщин учеба на МВА имеет несколько иное значение, чем для мужчин. Бизнес-образование придает женщинам уверенность в своих силах и профессиональных способностях, помогает развить навыки общения. Кроме того, дамам обычно сложнее налаживать полезные связи и сотрудничество с партнерами, а программа МВА - лучший способ создания полезных контактов с выпускниками.

По данным TopMBA.com, главный фактор мотивации для представительниц слабого пола, поступающих в бизнес-школы, - возможность улучшить карьерные перспективы. Это для них более значимо, чем повышение зарплаты, смена работы или создание собственного бизнеса. Наконец, МВА помогает женщине добиться доверия со стороны руководства и коллег на ранних стадиях развития карьеры - иначе ее блокируют мужчины или устоявшаяся система связей.

Как и мужчины, женщины больше интересуются программами full time. Они, как правило, несколько младше мужчин и имеют меньший опыт работы. "Это, вероятно, свидетельствует о желании завершить учебу и набрать значительный опыт работы прежде, чем придется приступить к выполнению материнских обязанностей", - говорит Квакварелли.

В вопросах финансирования учебы женщины больше полагаются на стипендии и семейные сбережения, чем на займы, собственные накопления или спонсорство со стороны компании. Бизнес-школы предлагают специальные стипендии для женщин.

Принцип гендерного разнообразия становится общепринятым даже в тех странах, где далеко не все в порядке с фактическим равноправием полов. "Отчасти дело в изменениях законодательства, но многие компании идут дальше того, что предписывает закон, - говорит Квакварелли. - Мужская модель ведения бизнеса перестает быть актуальной. Корпоративная психология меняется. Следующее поколение лидеров осознает, что умение понять другого человека и командная работа становятся все важнее".

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100