На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Обучение в России №4 , 2005 "Учитесь мыслить стратегически"

05 апреля 2005


Программы МВА привлекают потенциальных студентов в первую голову тем, что направлены на выработку навыков, коррекцию или структурирование управленческих методов/ приемов, способов мышления. Программы и специализации в сфере стратегического менеджмента пользуются повышенным вниманием. Неудивительно: деятельность любого серьезного бизнесмена предполагает долгосрочную перспективу развития и укрепление своих позиции на рынке. Что невозможно без выработки стратегического плана действий и последовательной его реализации.

Акулы и павлины
Что такое стратегический менеджмент? Это выработка идеологии и методов долгосрочного развития предприятия. Создание единой системы управления, направленной на эффективное многолетнее прибыльное функционирование компании. Нередко для выработки такого пути развития фирмы обращаются к авторитетным консалтинговым агентствам, например к известным консалтинговым компаниям «McKinsey», «Arthyr D Little» и др.
Недавно издательство одной из самых известных в Европе школ бизнеса - Стокгольмской школы экономики выпустило в свет книгу знаменитых шведских экономистов Кьелла Нордстрема и Йонаса Pиддерстале (авторов экономического бестселлера «Бизнес в стиле фанк») «Караоке капитализма». Судя по всему, эта работа швецов также станет бестселлером. Так вот, шведы акцентируют внимание на свершившемся факте смены единого стратегического мышления в бизнесе. Если раньше предпочтение оказывалось стратегии «акулы», как именуют этот феномен скандинавские профессора экономики, то теперь не менее актуальным становится система стратегического менеджмента в стиле «павлина».
Что означают эти «зоологические» бизнес-приемы? Стратегическое управление «акулы» выражалось в агрессивном маркетинге, активном поглощении конкурентов, максимально возможном количестве товаров данной фирмы на рынке, появляющихся там с калейдоскопической скоростью. «Акулы» столь же агрессивно и немилосердно ведут себя по отношению к собственному персоналу. «Акульей» политики придерживались столь известные фирмы, как «Pfizer», «Kenwood», «Colgate» и т.д. И вдруг оказалось, что не менее известные корпорации - такие, как «Nokia», «Disney», «BMW», - стали применять иную бизнес-стратегию. Шведы назвали ее стратегическим менеджментом «павлина». «Павлины» полагают, что мир изменился, и главное в нем - человеческий фактор: человеческие ценности, мораль, эмоции. Не надо давить на потребителя: купите наш товар и только наш. Попробуйте понравиться покупателю, влюбите его в свой бренд, да так, чтобы эта любовь стала вечной. Не давите на своих сотрудников и не выжимайте из них все соки. Будьте демократичны, лояльны, справедливы. В такой атмосфере лучшие станут работать еще лучше, а средние подтянутся к лучшим.
Отечественная экономика медленно и неуклонно сливается с общемировой. Российские компании ищут и находят различные пути стратегического развития. От правильности выбора зависит судьба фирмы и его сотрудников. Вот почему современные программы МВА в сфере стратегического менеджмента так важны, прежде всего для управленцев высшего звена. Ведь именно они принимают решения.

MBA, которые мы выбираем
В России уже обозначился круг наиболее динамично развивающих образовательные программы МВА учебных заведений. Среди самых престижных - МВА Академии народного хозяйства при правительстве РФ, ГУ-ВШЭ, Финансовой академии и РЭА им. Плеханова, Государственного университета управления и некоторых других. Что касается МВА в сфере стратегического менеджмента, обратим внимание на некоторые из них.
Признанный авторитет в области бизнес-образования - Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС». Программа МВА этой бизнес-школы получила аккредитацию европейской Association of MBAs. Среди преподавателей - отечественные специалисты, профессора London Metropolitan University, японского образовательного центра «МИРБИС, специалисты-практики таких компаний, как IKEA, Jonson&Jonson, Вимм-Билль-Данн. Программа МВА «МИРБИСа» «Стратегический менеджмент и предпринимательство» разбита на четыре семестра обучения. В первом студенты знакомятся с такими дисциплинами, как микро- и макроэкономика для менеджеров, бухучет и финансы, количественные методы в менеджменте и пр. Второй семестр посвящен базовым специализированным предметам - стратегическому, операционному и финансовому менеджменту; профессиональным навыкам менеджера; управлению компанией; управлению изменениями и др. В третьем семестре - прикладные дисциплины - стратегический менеджмент: направления развития бизнеса. Отдельный курс - управление стратегическими преобразованиями. Кроме того, обучающиеся познакомятся с принципами инновационного менеджмента, управлением качеством, исследованиями, знаниями и пр. В четвертом семестре бизнесмены-«школяры» стажируются, проходят практику, пишут аттестационную работу и защищают ее, сдают экзамены. Данная программа построена по модульной двухвариантной системе. Курс обучения рассчитан на два года. Занятия проходят либо вечером в течение 4 недель с 18.30 до 21.30 (в субботу с 11.00 до 17.00), либо в течение 2 недель в дневное время с 11.00 до 17.00 (в субботу в это же время).
В 1999 году при Государственном университете - Высшей школе экономике была создана Высшая школа менеджмента (ВШМ). Школа тесно сотрудничает с престижной английской Школой менеджмента Крэнфилдского университета. В прошлом году Ассоциация менеджеров России составила рейтинг публичной репутации российских бизнес-школ. ВШМ в этом рейтинге оказалась на 1-м месте. Среди специалистов, преподающих в школе, к примеру, декан ВШМ, профессор С. Филонович, руководитель секции «Менеджмент» Экспертного совета президентской программы подготовки управленческих кадров, профессор Г. Константинов и другие.
Программа МВА «Общий и стратегический менеджмент», разработанная ВШМ ГУ-ВШЭ, рассчитана на два года и два месяца (940 учебных часов). Она подготовлена как для владельцев компаний и топ-менеджеров, так и для опытных бизнесменов, специалистов - менеджеров широкого профиля. Программа состоит их нескольких блоков. В «Общепрофессиональный блок» включены такие дисциплины, как общий и стратегический менеджмент; экономика для менеджеров; маркетинг - менеджмент; управление производством и операциями и пр. Кроме того, в данной программе специализированные блоки «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Общий и стратегический менеджмент». Последний из них предполагает изучение принципов разработки и принятия управленческих решений; управления организационными изменениями; проектами; логистики; информационных технологий и ресурсов в менеджменте. Среди многочисленных курсов по выбору - «Вексельное обращение», «Типология бизнес-стратегий», «Сравнительный менеджмент» и др.
Государственный университет управления - одно из базовых российских учебных заведений в сфере обучения различным аспектам менеджмента. ГУУ предлагает большой спектр МВА-программ. Нужно отметить, что занятия по этим программам проводятся в новом учебном корпусе, спроектированном с учетом мировых стандартов бизнес-образования. МВА «Стратегический и инновационный менеджмент» проводится учебно-консультативным центром по стратегическому развитию организаций Института инноватики и логистики ГУУ. Курс обучения продолжается в течение 2 лет. Стоимость обучения - $7200. В первый год обучения студенты осваивают дисциплины, собранные в базовый блок, посвященный вопросам общего менеджмента организаций. Среди предметов - правовая среда бизнеса и логистика, риски и безопасность бизнеса, стратегический менеджмент и управленческий аудит, экономические аспекты управления и т. д. Экономические дисциплины второго года обучения сформированы в единые модули - «Разработка и планирование проекта», «Обеспечение реализации стратегии». Модуль «Стратегическое планирование» предполагает знакомство с операционным менеджментом, стратегическим анализом, формированием стратегий, риск-менеджментом, управлением конфликтами. В специализированный модуль «Стратегическая инфраструктура организации» включены такие серьезные курсы, как «Глобализация и коммуникация в стратегическом менеджменте», «Корпоративное управление», «Практикум по стратегическому управлению».
Среди лидеров отечественного МВА-образования в сфере менеджмента отметим также РЭА им. Плеханова. Высшую школу «Институт менеджмента и маркетинга», Институт бизнеса и делового администрирования, Высшую школу финансового менеджмента Академии народного хозяйства при правительстве России, Всероссийскую академию внешней торговли и некоторые другие вузы.
Востребованность МВА-программ в сфере стратегического менеджмента растет. Отечественный бизнес начинает забывать опыт предыдущих 15 лет и стремится к долгосрочному развитию. А для этого нужно научиться стратегически мыслить...

Виктор Петров

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100