На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Карьера № 9, 2004 «Русский стандарт: амба!»

05 августа 2005

Российские бизнес-школы стараются определить свое место на мировом рынке. Однако принятые в России и за рубежом стандарты бизнес-образования отличаются друг от друга. Что в этих различиях - необходимость, а что - недоработка?

текст Маргарита Горянская

Программа М.В.А. Института экономики и финансов "Синергия" первой в России в 2001 году получила международную аккредитацию Ассоциации М.В.А. (АМВА), в июне ассоциация ее продлила. Сейчас у института уже достаточно опыта для того, чтобы на практике оценить, в чем принципиальные отличия отечественных программ М.В.А. от зарубежных. Ректор ИЭФ "Синергия" Михаил Иоффе и проректор по международным связям Лариса Карташова определяют основные расхождения следующим образом.
"Прежде всего, заметна разница в комплектации групп. В западных бизнес-школах группы более разнообразны по составу. Российские школы опасаются возникновения проблем и конфликтов, - замечает Л. Карташова, - и стремятся к однородности. Но разнородные группы более успешны: М.В.А. учит всесторонне анализировать ситуацию и принимать обоснованные управленческие решения, и учеба именно в такой группе позволяет отработать этот навык наиболее эффективно".
Еще одно расхождение - количество аудиторных часов. По российскому стандарту, их должно быть не менее 1000, по стандарту АМВА - минимум 400. Все остальное время обучения отводится на самостоятельную работу, которой у нас по-прежнему уделяется мало внимания. Соответственно, в западной практике больше используются интерактивные методы и самообучение. В России такая возможность практически исключена, поскольку методика здесь еще не отработана. Однако именно для нашей страны подобные формы обучения имеют особую важность: у нас предпочтение отдается вечернему, очно-заочному, дистанционному образованию. На Западе основная форма - дневная, позволяющая получать знания быстро, в отрыве от работы. Наша страна огромна, и дистанционные формы здесь будут приобретать куда большее значение, чем за границей. "Эта работа требует серьезных затрат, и мы на них пошли, поскольку вынуждены были исправлять общую ошибку, - говорит М. Иоффе. - Мы уже выпустили серию интерактивных обучающих пособий, что, конечно, поможет внедрить дистанционное обучение, а этим опытом уже многие начинают интересоваться".
Еще одна типично российская примета - обилие специализаций в рамках программ М.В.А. За рубежом более популярны общие программы для менеджеров-дженералистов и укрупненные специализации (финансы, стратегический менеджмент и т.п.). Такое обучение, независимо от места работы карьериста, должно помочь формированию стратегического мышления, отработке управленческих навыков. У нас же предпочитают узкую специализацию, и в рамках программы М.В.А. может быть множество направлений.
Серьезно различается процедура аккредитации бизнес-школ и программ. На Западе аккредитующие организации - общественные, и экспертиза независимая. Скажем, АМВА - это 15 тысяч выпускников 87 бизнес-школ. У нас в роли экспертного совета выступают Министерство образования и Российская ассоциация бизнес-образования, то есть в конечном итоге сами бизнес-школы, и независимая общественная экспертиза работодателей и выпускников остается острой необходимостью. У них ассоциации выпускников проводят семинары, симпозиумы, выпускают пособия, организуют братства - все это помогает интеграции бизнеса разных стран. В России тоже появилась региональная ассоциация выпускников программ М.В.А., объединяющая россиян, учившихся в отечественных и зарубежных бизнес-школах, - будущее покажет, какую роль она сыграет в развитии этого сектора образования.
Различаются и подходы к рейтингам: у нас за основу чаще всего берутся количественные показатели (площадь, наличие инфраструктуры и т.п.). Учебные заведения сами предоставляют эти сведения, часто не подкрепляя их никакими документальными доказательствами. Самые авторитетные мировые рейтинги учитывают и качественные показатели - например, рост доходов выпускников, изменения в их карьере.
Одно из важнейших отличий - принципы набора слушателей. В российских бизнес-школах стратегия работы со слушателями не особенно продумана: школы вынуждены приспосабливаться к слушателям и принимать на программы практически всех. Отличается и стартовый уровень поступающих: в России на программы М.В.А. приходят люди от 25 до 55 лет с самым разным образованием и опытом управленческой работы. Запросы у них тоже разные, поскольку каждому хочется приспособить программу под свою практическую деятельность, и потому мнения разных людей об одной программе могут быть диаметрально противоположными. Западные бизнес-школы подчиняют своих слушателей общему плану. Нашим нужны конкретные ответы на сиюминутные вопросы. На Западе дают общий набор инструментов. Различается и роль преподавателя. В России от преподавателя ждут, что он все объяснит, разложит по полочкам. В западной системе бизнес-образования преподаватель - партнер. Он вместе со студентами обсуждает проблемы, ищет решения, порой сам учится у бизнесменов.
Наконец, довольно сильно отличаются процедура аккредитации и ее смысл. Нам жестко предписаны определенное количество часов, названия блоков и предметов, нам свойственно стремление все стандартизировать, и это понятно: российские требования рождались в условиях еще не сформировавшегося рынка. Соответствующие же зрелому рынку требования АМВА не прописывают детали столь подробно и не содержат жесткой регламентации - напротив, гибкость и разнообразие только приветствуются. И можно предположить, что с развитием рынка бизнес-образования в России отечественный стандарт тоже станет более гибким.

Обязательность необязательна

Только что прошла аккредитацию АМВА программа М.В.А. Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС". Западная аккредитация российской бизнес-школы - это не только и не столько вопрос престижа, сколько вопрос качества.
Наши государственные требования созданы по результатам эксперимента, на основе обобщенного опыта российского бизнес-образования. Новизной этого дела обусловлен жесткий формат отечественных стандартов: он позволяет закрепить статус бизнес-школы, дает ей право выдавать диплом - то есть определяет некий необходимый минимум. На Западе нет государственного стандарта, там каждая бизнес-школа выдает свой диплом и несет за него ответственность перед обществом и работодателями. Общественная аккредитация - это своего рода знак качества. "АМВА - держатели линейки, которой мерят программы М.В.А.", - замечает Елена Зубкова, проректор ММВШБ "МИРБИС" по международным связям.
"Главное отличие западного стандарта от российского - гибкость, - говорит Николай Попков, директор программ М.В.А. "МИРБИС". - Например, российские требования предписывают бизнес-школе иметь некоторое количество штатных преподавателей с определенными степенями и званиями. Но штатность исключает гибкость. У наших зарубежных коллег вместо этого понятия используется другое - "участие в программе", то есть физическая нагрузка на преподавателя, полная или частичная. Далеко не все штатные преподаватели готовы вести программу. Академичность не всегда приветствуется в М.В.А. Министерство предписывает иметь обязательный набор дисциплин и модулей - но подобная обязательность не имеет ничего общего с критериями качества и может не соответствовать потребностям слушателей. Так что перед нами стояла трудная задача - привести свою программу в соответствие и с российскими, и с международными требованиями".
Сама подготовка к независимой международной аккредитации многое дает школе: ей приходится заниматься самоанализом и самооценкой. Доказывать статус приходится долго и трудно. В "МИРБИС", например, официальному признанию АМВА предшествовали аккредитация британского партнера, оценивавшего совместную программу в 1997 году, и стратегический аудит efmd (Европейского фонда развития менеджмента), в результате которого ММВШБ получила подтверждение о соответствии стандартам школы бизнеса. Затем уже была подана заявка в АМВА - и с этого момента до прохождения аккредитации прошло полтора года. Получив заявку, ассоциация по своим каналам навела справки об учебном заведении. Затем бизнес-школа представила ей отчет о своей деятельности, АМВА составила на его основе свое мнение и прислала в учебное заведение комиссию для аудита.
"Специально вносить в программу изменения, чтобы получить аккредитацию, нам не пришлось, - рассказывает Н. Попков. - Однако для того, чтобы составить отчет об учебном процессе - содержательной части продукта, нам пришлось пройти самоаудит, самообследование. Когда приехали эксперты, они уточняли некоторые моменты нашего отчета, но не требовали внесения каких-либо крупных изменений. Их рекомендации в основном касались стратегического развития программы и прошли сквозной линией по всему отчету, затрагивая и наш портфель, и профессорско-преподавательский состав, и комплексность программ, и их финансовую стабильность. Коснулись даже вопроса социальной защищенности сотрудников школы - то есть поставили перед нами серьезные вопросы, которые у нас, возможно, были недостаточно прописаны". Бизнес-школе пришлось представить и рекомендации от зарубежных партнеров.
Кульминация процесса - визит комиссии в школу. Главное в ее работе - встречи с преподавателями и студентами. Они проходят хоть и в неформальной обстановке, но за закрытыми дверями: руководство школы на них не присутствует и никак не может повлиять на то, что скажут слушатели и лекторы. Студентов, как правило, спрашивают о том, почему они выбрали именно это учебное заведение, довольны ли они своим выбором и как образование повлияло на их карьеру. Больше всего ценится непосредственность и честность: члены комиссии - сами директора программ М.В.А., которые аккредитовали уже несколько десятков бизнес-школ, поэтому подсунуть им потемкинские деревни и специально отобранную группу натасканных студентов невозможно, да и ненужно. По итогам аудита комиссия АМВА дает рекомендации и принимает решение.
В выигрыше от получения аккредитации остается не только бизнес-школа, но прежде всего ее выпускники: они автоматически попадают в базу данных АМВА - а это карьерный рост и новые деловые связи.

http://kariera.idr.ru/items/?item=140

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100