На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

"Ведомости" №185 (1466) от 04.10.05г "Партия": от расцвета до заката

05 октября 2005

Юлия Ярош
Татьяна Романова

Торговая сеть “Партия” к началу 2004 г. входила в пятерку крупнейших продавцов электроники московского региона. Закрытие ее магазинов в этом году стало неожиданностью для покупателей. Однако участников рынка это событие не удивило: историю “Партии” они считают примером того, как ошибки в стратегии за пять лет превратили лидера рынка в аутсайдера.

Самая модная сеть

Торгово-финансовую группу (ТФГ) “Партия” основали в начале 90-х 27-летний Александр Минеев и его ровесник Михаил Кузнецов, занимавшиеся оптовыми поставками офисной техники. Минеев контролировал компанию на 80%, рассказывает Александр Пляцевой, президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Как и все ее конкуренты, “Партия” начинала с обслуживания корпоративных клиентов, которые в начале 90-х лихорадочно налаживали быт и обставляли офисы импортной техникой. Партнеры сперва продавали товар прямо в офисе, а в 1992 г. открыли магазин на Солянке. Как утверждают люди, занимавшиеся в то время продажей электроники, “Партия” принесла в столицу революционные технологии ритейла. Например, она первой открыла магазин электроники со свободной выкладкой товара — супермаркет на Калужской площади, вспоминает Кирилл Новиков, гендиректор сети “Эксперт”, в 90-х работавший в российском подразделении французской Thompson. “Они продавали экзотические тогда плазменные панели и DVD. Первыми начали проводить распродажи, для которых специально закупали товар, в то время как остальные распродавали только стоки”, — рассказывает он. “Партия” первой из торговцев электроникой запустила телевизионную рекламу: многие до сих пор помнят ролик компании, в котором колдун под магическую музыку “создавал” ксерокс. Хорошо запомнили москвичи и лозунг компании — “Вне политики, вне конкуренции”. Пляцевой добавляет, что в 1995-1998 гг. у “Партии” была сильная команда управленцев:. Сеть располагала собственной транспортной компанией с парком большегрузных машин и складами.

Магазины “Партии” были рассчитаны на тех, у кого “жизнь удалась” и кто считался одним из самых модных, продолжает Пляцевой. Новаторство приносило свои плоды: в 1996 г. “Партия” с общим оборотом в $500 млн опережала всех своих конкурентов. У ближайшего соперника — “М.Видео” оборот не превышал $120 млн.

Долгий финиш

Успех в торговле техникой вдохновил владельцев “Партии” на новый проект. В 1997 г. они начали открывать в Москве магазины “Домино”. Сначала в них продавалась дорогая мебель, а год спустя — одежда и обувь. Сейчас конкуренты называют “Домино” первой ошибкой “Партии”: новая сеть оттянула средства от главного розничного проекта.

Источник, хорошо знакомый с ситуаций в ТФГ, рассказывал, что после кризиса 1998 г. “Домино”, продававшее дорогую одежду, лишилось большей части покупателей. Владельцы компании приняли решение переключиться на продажу товаров для дома.

В конце 90-х из “Партии” ушел один из учредителей — Кузнецов, и многие топ-менеджеры, рассказывает Пляцевой. Однако сеть стабильно работала до прошлого года. В 2003 г., по оценке Объединенной финансовой группы (ОФГ), розничный оборот сети составлял $160 млн, и с этим результатом она замыкала пятерку крупнейших продавцов бытовой техники в Москве. Но уже в 2004 г. “Партию” начало лихорадить: по свидетельству поставщиков, сеть сократила закупки техники, а сотрудники магазинов жаловались на задержку зарплаты.

В конце прошлого года ТФГ объявила, что магазины “Партия” будут закрыты, а их площади — переданы “Домино”. Пресс-служба группы объяснила, что “Партия” и “Домино” работают на одну целевую аудиторию и поддержка двух торговых марок “экономически нецелесообразна”. Однако вскоре в компании решили отказаться от розничной торговли и сдать все свои помещения в аренду. В марте 2005 г. “Партия” выставила свои помещения по цене от $800 до $2500 за 1 кв. м в год. Сдачей недвижимости в аренду занимается принадлежащая Минееву компания “Амфин”.

Культ личности

Бизнес “Партии” мог бы развиваться, считает менеджер “М. Видео”, но “компанию погубили личные амбиции владельца”. В конце 90-х Александр Минеев утратил интерес к “Партии”, уверяет руководитель крупной торговой компании, попросивший об анонимности. “Он говорил, что позанимался телевизорами, заработал немного, теперь надо перейти к чему то более серьезному. И развивал сеть без особого энтузиазма”, — отмечает собеседник “Ведомостей”.

Минеев кроме ритейла занимался финансами — он является совладельцем и членом совета директоров банка “Рост” — и инвестициями в торговую и загородную недвижимость, утверждает источник, близкий к банку “Рост”.

Бывший топ-менеджер “Домино”, попросивший об анонимности, уверен, что неудачи “Партии” связаны с кризисом в управлении. “До ухода Кузнецова в 1999 г. все решения принимались им с Минеевым совместно. Кузнецов был талантливым руководителем и отдавал взвешенные распоряжения, — вспоминает собеседник "Ведомостей". — Потом Минеев стал вмешиваться решительно во все, отдавал менеджерам среднего звена приказы, противоречащие указаниям их непосредственных руководителей. Тех, кто стоял у руля компании, такая ситуация перестала устраивать, и они ушли”. Кроме того, уход Кузнецова сопровождался выводом части средств из компании для выкупа его доли, упоминает бывший топ-менеджер “Домино”.

Он также отмечает, что Минеев был авторитарным руководителем. Он не выплачивал менеджерам бонусы и вел “чересчур жесткую” политику в отношении поставщиков. Например, “входной билет” для производителя, желавшего попасть на полки “Партии”, стоил $500 000 — баснословная сумма для 90-х.

Несмотря на все попытки, связаться с Минеевым и Кузнецовым “Ведомостям” не удалось. По словам нескольких отраслевых менеджеров, Минеев большую часть времени сейчас проводит во Франции. В компании “Амфин” и банке “Рост” комментировать ситуацию вокруг “Партии” отказываются.

Лишняя премиальность

Акцент на премиальность, актуальный в начале 90-х, позже вредил “Партии”, уверяют участники рынка. “Чтобы активно развиваться, необходимо ориентироваться на массового потребителя, — считает директор по развитию сети "Мир" Андрей Ярошенко. — Число магазинов "Партии" достигло предела: открывать новые в Москве было уже невыгодно, а идти в регионы бессмысленно”. “Партия” отстала от молодых конкурентов: за год у нее появлялось 1-3 новых магазина, и к 2004 г. компания располагала 16 супермаркетами в Москве и одним в Санкт-Петербурге. К этому времени у самой динамичной российской “аппаратурной” сети “Эльдорадо” было более 600 магазинов в России и на Украине.

По мнению менеджера итальянской Indesit Company, если “Партия” хотела сохранить позиции в премиум сегменте, ей следовало открывать небольшие бутики, где были бы представлены брэнды, отсутствующие в других сетях.

Руководитель крупной розничной сети по продаже электроники называет политику “Партии” “снобизмом”: например, сеть долгое время отказывалась продавать технику корейских производителей, которые давно являются лидерами рынка по продажам, и вообще включала в свой ассортимент только дорогие товары. “Они слишком увлеклись премиальностью. Даже обед в офисе группы подавали официанты”, — считает собеседник “Ведомостей”.

По его данным, с 2000 г. “Партия” пыталась перепозиционироваться в средний сегмент, например, включив в свой ассортимент технику корейских брэндов, однако делала это недостаточно последовательно.

Ошибкой “Партии” участники рынка считают и то, что она упустила бум потребительского кредитования, позже конкурентов начав сотрудничество с банками. Бывший менеджер Samsung, пытавшийся наладить работу с “Партией” в конце 90-х, назвал еще одной проблемой сети небольшой размер магазинов (около 1000 кв. м).

“Все ошибки привели к тому, что "Партия" оказалась не только вне политики и вне конкуренции, но и вне рынка”, — резюмирует Ярошенко.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Татьяна Гайдаенко, профессор, руководитель программы МВА — Маркетинговое управление Московской международной школы бизнеса “Мирбис”

Практика маркетинга знает много примеров, когда компании достигали успеха вопреки устоявшимся теориям. Но есть понятия, которые нельзя отменить. Одно из них — жизненный цикл: чтобы оставаться на рынке, надо меняться. “Партия” была пионером рынка электроники и бытовой техники и прокладывала дорогу к нынешнему успеху других игроков на этом рынке, инвестируя деньги в создание рынка, развивая потребности и формируя покупательские модели. И здесь есть серьезная ловушка для предпринимателей: рыночный механизм дает компании-пионеру возможность процветать, но не гарантирует длительный коммерческий успех. Рынок пошел дальше, а “Партия” стала отставать, законсервировав многие свои подходы.
В 90-е люди устали от политических бурь, и, по моему мнению, можно было перенести имидж сети на стабильность, семейные ценности и радости человеческой жизни. Возможны были и другие варианты, так как все имиджевые ниши в то время были еще свободны. Главное было определиться и последовательно проводить в жизнь этот выбор. Следующий момент, который можно выделить, — подчеркиваемая премиальность торговых сетей “Партия” и “Домино”, главным образом за счет цены. Премиальность такого рода ориентировалась на так называемых богатых потребителей, нарождающийся класс предпринимателей. Но довольно быстро стало ясно, что большинство предпринимателей среднего и мелкого бизнеса относятся все же к среднему классу с присущими ему ценностями. Средний класс очень чувствителен к соотношению цены и уровня обслуживания, дифференциации товаров и услуг и имиджу марки. Премиальность за счет этого также возможна. Основная ошибка “Партии” в том, что она не увидела средний класс и его развитие.

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100