На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

E-xecutive "Отношение менеджеров к программам МВА"

21 октября 2005

Результаты исследования «Отношение менеджеров к программам МВА»

МВА – панацея или просто модный диплом? Что дает российскому менеджеру принадлежность к титулованной бизнес-школе, и не целесообразнее ли обойтись отечественным образованием? Стоит ли выпускнику бизнес-школы рассчитывать на более быстрый карьерный рост? Это далеко не полный список вопросов, которые стоят перед всеми менеджерами, которые задумываются о получении дополнительного профильного образования. E-xecutive в партнерстве с Международным Институтом Менеджмента ЛИНК провели исследование, направленное на формирование понимания перспектив МВА-образования в России. Основные цели опроса: выяснить отношение менеджеров к программам МВА и оценить уровень информированности аудитории о возможностях получения бизнес-образования в России.

В опросе приняли участие 2434 респондента, из них 63,8% - мужчины, 36,2% - женщины. Среди прошедших опрос 13,4% принадлежат к генеральному руководству, 6,2% - занимаются управлением персоналом, чуть больше 80% - менеджеры других специализаций. Региональное распределение респондентов сложилось следующим образом: 56,7% - Москва и область, 10,6% - Санкт-Петербург, остальные регионы России – 24,8%, страны ближнего и дальнего зарубежья – 7,9%.

Что касается компаний, в которых работают участники опроса, то по своему масштабу они разделились на четыре практически равные части. Небольшое преимущество у небольших компаний с численностью сотрудников до 50 человек (27%), ровно четверть работает в очень крупных организациях (более 1000 человек), 22% - в компаниях от 200 до 1000 сотрудников; 26% - в компаниях, штат которых составляет от 50 до 200 человек.

Сегодня мы представляем краткий отчет о проделанном исследовании.

Где можно получить настоящий МВА?

Более половины участников исследования убеждены, что место получения МВА не имеет значения - основными критериями хорошего бизнес-образования, по мнению 56,6% респондентов, являются качество обучения и преподавательский состав. Однако треть прошедших опрос (33,7%) полагают, что настоящий МВА можно получить только в западной бизнес-школе. В поддержку российских образовательных учреждений выступило всего 8,2% респондентов, из которых 6,3% отдали бы предпочтение отечественной бизнес-школе лишь в том случае, если она использует западные методики.

Среди альтернативных ответов (3,7%) преобладает мнение, что в первую очередь важен преподавательский состав школы, который обязательно должен состоять из преподавателей-практиков, желательно западных специалистов, имеющих реальный бизнес-опыт. Многие отметили необходимость в российских школах преподавания на английском языке и организации стажировок за границу. Неоднократно прозвучало мнение, что выбор школы зависит исключительно от дальнейших профессиональных планов, и если нет желания или возможности работать на Западе, то для российского бизнеса вполне достаточно «нашего» МВА. Некоторые заявили, что настоящий МВА – это престижный МВА, а несколько респондентов вообще серьезно задумываются о целесообразности получения степени.

Желания и возможности не всегда совпадают

Обладателями МВА уже являются 11,5% респондентов, чуть меньше – 9% - в данное время обучаются по программам МВА. Только планируют обучение треть участников опроса (35,6%), достаточно большой процент – 31,6 – хотели бы получить МВА, но возможности на это не имеют. Совсем неинтересно бизнес-обучение 7,4% участников опроса, а 3,5% вообще об этом не задумываются.

В альтернативных ответах не раз прозвучали следующие мнения:

  • планирую Executive MBA;
  • пока не вижу необходимости/не решил (а), нужно ли это мне;
  • прошел (шла) различные бизнес-программы – не МВА;
  • не вижу преимуществ МВА/ затраты не окупаются;
  • для России МВА не актуально;
  • западный МВА – слишком дорого.

Кому и зачем нужен МВА?

Почти половина респондентов согласились, что обучение на МВА – это только дань моде. Треть опрошенных (34,3%) считают, что МВА необходимо только топ-менеджерам, но 12,2% полагают, что обучение в бизнес-школе будет полезно как высшему, так и среднему звеньям менеджмента. Уверены, что МВА необходимо менеджерам, работающим в крупных компаниях, 18,2% участников исследования. МВА – важный фактор быстрого карьерного роста для 10% респондентов.

Среди ответов, которые предложили сами участники опроса (7,5%), наиболее часто повторяющимися стали:

  • МВА необходимо тем, кто стремится не только к карьерному, но и к профессиональному росту;
  • тем, кто хочет поменять профессиональную специализацию;
  • менеджерам, которые хотят делать свою карьеру в западных компаниях/за границей;
  • тем, кто хочет получить системные знания и навыки в области управления.

Система обучения персонала в компаниях

Более трети (37,7%) опрошенных заявили, что в их компаниях обучение персонала осуществляется периодически, когда для этого возникает необходимость. Чуть меньшее число респондентов (31,4%) отметили, что, как правило, в их организациях обучение носит эпизодический или случайный характер. Неактуальным обучение менеджеров считается в компаниях, в которых работают 15,5% участников исследования. И только в 13,6% случаях присутствует единая система переобучения управленческого персонала.

Сами менеджеры в поле «другое» (3,3%) отметили следующие варианты:

  • системы обучения нет совсем;
  • система обучения находится в процессе формирования;
  • приветствуется самообучение и самообразование менеджеров;
  • есть система обучения, но она не заточена специально под управленческий состав;
  • дважды прозвучали ответы о наличии в компании такого института, как корпоративный университет.

Кто оказывает решающее влияние на решение об обучении сотрудников?

Как показывают результаты опроса, в большинстве случаев (46,2%) на решение об обучении сотрудников влияет мнение топ-менеджмента компании, но при этом почти 30% респондентов заявили, что такие решения – компетенция только первого лица в организации. Мнение руководителей подразделений и проектов имеет вес в 25,9% случаях, а вот HR’ов - только в 20,7%. Почти 5% участников исследования не знают о том, на ком в компании лежит ответственность за принятие решения о дополнительном обучении персонала.

Из 4,1% участников опроса, давших другие ответы, многие респонденты сообщили о том, что в их компаниях сотрудники сами принимают решение о своем обучении. Часто эти решения остаются на усмотрение собственника компании, а некоторые участники опроса отметили, что в их организациях обучение не предусмотрено в принципе.

Отношение руководства к обучению менеджеров на программах МВА

По этому вопросу преобладающими мнениями стало то, что руководство поддерживает желание перспективных менеджеров учиться (36,9%), и противоположное мнение, согласно которому отношение руководителей к обучению сотрудников на МВА близко к безразличному (29%). О том, что руководители рекомендуют перспективным сотрудникам получить степень МВА, указали в опросе только 10% респондентов. Настороженное отношение проявляют топ-менеджеры компаний, в которых трудятся 5,6% участников опроса, но за явно негативное отношение высказались только 1,9%. 16,3% не смогли оценить отношение своего руководства к обучению сотрудников на МВА.

Оценка карьерного продвижения менеджеров с МВА

Почти половина участников опроса (43,6%) не смогли оценить этот фактор либо по причине отсутствия в их компании менеджеров с МВА, либо по другим причинам. Среди респондентов, представивших свое мнение по данному вопросу, на первом месте (21,4% от всей выборки, или 38% от числа имеющих сложившееся мнение) те, кто считает, что наличие МВА слабо влияет на продвижение по службе, 11,1% заявили, что наличие степени не оказывает никакого влияния на карьерные успехи. Согласны с тем, что скорость продвижения по карьерной лестнице менеджеров с МВА выше, чем у тех, в чьем активе МВА нет, 17,7% респондентов, что ниже – всего 0,4%. 5,7% участников опроса считают, что менеджеры, отучившиеся на программах МВА, часто уходят из компании.

Оплата компанией обучения на программах МВА

Почти 60% участников исследования заявили о том, что в их компаниях обучение на программах МВА оплачивается только для топ-менеджента. Вообще не было случаев оплаты обучения в организациях 11,4% респондентов, и примерно столько же честно сказали, что они просто не знают, как обстоит дело с этим вопросом в их компаниях. 10,1% участников опроса сообщили о том, что в их компаниях МВА оплачивается только при условии последующей отработки сотрудником определенного срока в данной организации. В 4,3% случаях оплата обучения на МВА является частью компенсационного пакета по личным заслугам сотрудника.

Некоторые респонденты отметили, что в их компаниях практикуется частичная оплата обучения (не более 50% стоимости) или оплата в рассрочку/выдача кредита.

Решающие аспекты выбора программы МВА

Решающим фактором при выборе программы МВА является практическая отдача от обучения – за него отдали голоса 76,4% респондентов. Далее по уменьшению значимости следуют репутация учебного заведения (30%) и возможность обучаться без отрыва от работы (24,9%). Цена имеет определяющее значение менее чем для одной пятой респондентов (17,3%), а международный диплом важен только для 11,8% участников исследования.

Среди альтернативных ответов менеджеров стоит отметить следующие неоднократно повторяющиеся варианты:

  • состав преподавателей;
  • состав обучающихся;
  • возможности расширения контактов в деловой среде.

Индекс известности бизнес-школ

Топ-10 наиболее известных российских учебных заведений с программами МВА:

  1. Академия народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ – 68,2%
  2. Государственный университет «Высшая школа экономики» (ГУ ВШЭ) – 49,4%
  3. Московская высшая школа МИРБИС 40,6%
  4. Высшая школа бизнеса МГУ – 38,1%
  5. Стокгольмская школа экономики – 36,5%
  6. Международный институт менеджмента ЛИНК – 35,1%
  7. Государственный университет управления (ГУУ) – 24,8%
  8. Институт экономики и финансов «Синергия» - 16,2%
  9. Международный институт менеджмента С.-Петербург (МИМСП) – 13,1%
  10. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ) – 8%.

Наиболее известные западные университеты, реализующие программы МВА в России:

  1. The Open University Business School MBA (МИМ ЛИНК) – 39,3%
  2. International Executive MBA (Стокгольмская Школа Экономики России) – 38,5%
  3. MBA London Metropolitan University («Мирбис») – 25,4%
  4. MBA Kingston University (АНХ) – 22%
  5. МВА California State University, Hayward (Институт бизнеса и экономики, АНХ) – 20,5%
  6. МВА Grenoble Ecole de Management (АНХ) – 18,2%
  7. EMBA Universiteit Antwerpen Management School (ИБДА АНХ) – 13,1%
  8. МВА University of Durham («Синергия») – 11%
  9. MBA AFW Wirtschaftsakademie Bad Harzburg (АНХ) – 5,8%.

Выводы:

  1. Большая часть менеджеров считает, что для получения МВА важна не страна, а качество обучения и преподавательский состав. Однако, выбирая между отечественными и зарубежными бизнес-школами, предпочтение отдается все-таки западным программам.
  2. Динамика карьерного роста менеджеров с МВА тяжело поддается оценке, в том числе и по причине отсутствия во многих российских организациях менеджеров с МВА. Из числа респондентов, высказавших свое мнение по данному вопросу, лишь треть считает, что наличие МВА существенно сказывается на динамике продвижения по служебной лестнице.
  3. Обучение на МВА большинством менеджеров рассматривается как дань моде или образование, необходимое только для управленцев высшего звена.
  4. Большая часть менеджеров еще только планируют свое обучение на МВА, но нередко желание учиться не совпадает с возможностями для этого. Уже являются обладателями МВА чуть больше 10% управленцев.
  5. Обучение персонала в компаниях, работающих на российском рынке, осуществляется периодически, когда для этого возникает необходимость, или вообще носит эпизодический, случайный характер. Единая система обучения управленческого состава присутствует только в 13,6% компаний.
  6. Решение об обучении сотрудников на МВА, как правило, принимает топ-менеджмент компании или только ее первое лицо.
  7. В основном, оплачивается обучение на программах МВА для топ-менеджмента.
  8. Решающим фактором при выборе программы МВА является практическая отдача от обучения. Далее по уменьшению значимости следуют репутация учебного заведения и возможность обучаться без отрыва от работы Цена имеет определяющее значение менее чем для одной пятой респондентов.
  9. Наиболее известным российским учебным заведением с программами МВА стала Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. А вот самым известным западным университетом, реализующим программы МВА в России, была названа The Open University Business School, которая является партнером Международного института менеджмента ЛИНК.

Материал подготовила Екатерина Закомурная, E-xecutive

По материлам http://www.e-xecutive.ru

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100