На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Обучение в России №2, 2004 «Основной результат обучения я увижу гораздо позже»

11 февраля 2004

Ким Нечаев, менеджер по развитию бизнеса, «Независимая Лаборатория INVITRO»

Я стал одним из самых моло­дых слушателей программы МВА: учиться в бизнес-школе я начал сразу после получения диплома о первом высшем об­разовании.

Правда, к тому времени у меня за плечами уже был ре­альный пятилетний стаж рабо­ты, поэтому проблем с поступ­лением не возникло.

В 2001 году я окончил меха­нико-математический факуль­тет МГУ, получив квалифика­цию математика-прикладника. Во время обучения я занимался исключительно разработкой программного обеспечения и интернет-приложений. На пя­том курсе уже работал менед­жером проектов в российской IT-компании. В рамках моей работы постоянно приходилось вести переговоры, управлять ресурсами проекта, мотивиро­вать персонал...

Будучи моло­дым особенно тяжело общаться с подчиненными, которые стар­ше тебя лет на десять да еще и с выраженными лидерскими ам­бициями. И я почувствовал, что мне не хватает именно менед­жерских знаний. Наверное, не­способность эффективно упра­влять коллективом и подтолкну­ла меня к поиску программы бизнес-образования.

Вторая причина решения в пользу бизнес-программы за­ключается в том, что во время своей работы в IT-индустрии я постоянно сталкивался с некой дискриминацией со стороны людей с гуманитарным образо­ванием по отношению к «тех­нарям». Очень часто в моей

практике работа над идейными концептуальными вопросами проекта отдавались на откуп экономистам, юристам, журна­листам и даже филологам - од­ним словом, кому угодно, толь­ко не техническим специали­стам с фундаментальным обра­зованием.

Почему МВА? Была альтерна­тива - второе высшее, которую я исключил сразу же: слишком высока вероятность попасть на курсы, далекие от реального бизнеса. У программы МВА по­ка нет альтернатив в быстром получении набора знаний, не­обходимых успешному менед­жеру. Выбирал я программу, анализируя рейтинги бизнес-школ и, естественно, сравнивая цены. Прислушивался к мнению друзей и знакомых, которые хо­рошо разбираются в этой обла­сти. Наиболее оптимальным решением мне показалась про­грамма «МВА: маркетинге в ММВШБ «МИРБИС». На специ­ализацию «финансы» я не по­шел еще и потому, что уже дос­таточно долго и много изучал математику в МГУ, а грамотно выстроенное управление мар­кетингом, на мой взгляд, - клю­чевой фактор успеха любого бизнеса.

По началу я не очень ком­фортно чувствовал себя в груп­пе. Собрались разные люди, и цели у всех были разные. Я пришел на МВА за некой основой, неким вектром, указывающим, куда двигаться дальше. Больше всего мне запомнились коллек­тивные решения кейсов. Мне кажется, такая работа нас и сплотила. Достаточно сложно за короткий промежуток времени выработать оптимальное реше­ние предложенной ситуации. В каждой группе, как правило, оказывается несколько лиде­ров, которые пытаются продви­гать свою точку зрения на ре­шение кейса. Здесь очень важно уметь договориться с колле­гами, пойти на компромисс, принять решение, максимально отражающее видение всей груп­пы, и сформулировать резуль­тат обсуждения. В такого рода упражнениях оттачивается именно умение быстро прини­мать решение. Мне кажется, это наиболее ценный навык ме­неджера.

Из «кейсов» мне запомни­лось, как мы рабочей группой в пять человек решали вопрос о разработке нового продукта с точки зрения его будущих кон­курентных преимуществ. Проду­ктом этим был жидкий сыр. На решение нам потребовалось порядка восьми часов. Если бы в реальном бизнесе все проис­ходило так быстро, мы бы уже достигли заоблачных высот. В действительности же, работа, проведенная нами, обычно занимает в компании три-четыре месяца, а иногда и полгода.

Знания и наработки курса «Организационное поведение» я использовал сразу же. Я уже смотрел на работу над проек­том не с точки зрения теории, а как управленец. Понимал, как работать с лидерами, кому и как оказывать необходимую поддержку.

Есть, конечно, и классиче­ские, основополагающие зна­ния. Для меня это были курсы «Управление маркетинговой деятельностью предприятия» профессора Т. А. Гайдаенко, а также «Стратегический менедж­мент» и «Управление компани­ей» профессора А.Н. Сазановича. Именно эти дисциплины и составляли стержень, логиче­скую основу, на которую дальше ложилось все остальное. Очень сложно говорить, скажем, о по­зиционировании продукта, о ценообразовании или об управ­лении продажами, если ты не знаешь, на чем основывается управление маркетинговой сис­темой компании. Основная мысль курса «Стратегический менеджмент» для меня заклю­чается в том, что для успеха фирмы на рынке не достаточно иметь просто набор оригиналь­ных идей. Для воплощения этих идей в жизнь необходима стра­тегия реализации, а также уме­ние грамотно управлять корпоративными ресурсами (денеж­ными, административными, че­ловеческими, временными).

Я получил больше чем зна­ния: я приобрел возможность общаться с людьми, деловые связи, уверенность в себе. Программу МВА я бы назвал клубом по интересам, ведь учиться в бизнес-школу обычно приходят менеджеры, которых не устраивает положение дел в компании или карьера. Мне кажется, идея МВА заключает­ся не только в наборе лекций и практических занятий. Здесь очень важная составляющая познания - это общение с людьми. Сейчас мне не состав­ляет труда позвонить более опытному в каком-либо воп­росе одногруппнику и прокон­сультироваться с ним. Как пра­вило, в каждой группе создает­ся определенное информаци­онное пространство (у нас есть, например, интернет-стра­ничка www.nechaev.ru/mirbis, где собраны данные о выпуск­никах группы), которое позво­ляет бывшим сокурсникам ре­шать производственные задачи более эффективно и оператив­но, нежели менеджерам, не прошедшим такой школы.

Изменились цели и установ­ки. После первого года обуче­ния я понял, что мое место в бизнесе, и мне интересно именно в этом направлении развиваться. Поменялось ми­роощущение, появился крити­ческий взгляд на любую дея­тельность человека, постоянно задаю себе вопрос - зачем ну­жен тот или иной бизнес. У меня появилось уже внутрен­нее убеждение, что бизнесом нужно заниматься не ради процесса, а ради результата - прибыли компании.

Есть, пожалуй, один вопрос, на который я так и не получил ответа в рамках обучения в бизнес-школе. Вопрос этот скорее философский: какой путь с точки зрения гармонии человека с окружающим миром мне, как менеджеру выбрать -карьеру наемного менеджера или неопределенный путь рос­сийского предпринимателя? Сейчас я еще достаточно мо­лод, у меня пока есть время для поиска ответа на этот вопрос.

Первая цель, с которой я по­шел учиться - получить знания, которые бы мне позволили эф­фективно решать менеджер­ские задачи. Вторая - максими­зировать свою стоимость на рынке труда в короткие сроки. Я доволен своим сегодняшним положением, но считаю, что ос­новной результат обучения я смогу увидеть намного позже.

Я, безусловно, буду учиться дальше. В ближайшее время планирую обязательно подтя­нуть знания иностранного языка. Совершенное владение анг­лийским языком - это для меня программа минимум. Я хотел бы глубже освоить психологию человека. Особенно мне инте­ресна в этой зоне тема НЛП (нейро-лингвистического про­граммирования), ведь умение «договариваться» с людьми -одна из ключевых компетенций менеджера. Зачастую решения в бизнесе, да и в жизни, прини­маются людьми на интуитив­ном или даже подсознательном уровне. Я хотел бы научиться влиять на процесс принятия ре­шений других людей.

У меня есть знакомые, кото­рые, увидев мои результаты, приняли решение получать биз­нес-образование. Хотя многие и не догадываются, что обуче­ние по программе МВА сложно даже физически: трудно просто прийти после напряженного ра­бочего дня и воспринимать ог­ромный поток информации. На финальной же стадии обуче­ния сложно взять себя в руки и сконцентрироваться на ди­пломном проекте. Бывает, что защиту приходится отложить на целый год.

Я, например, советую трижды подумать, прежде чем прини­мать решение о поступлении в бизнес-школу. Дело в том, что ожидания у людей далеко не всегда оправдываются. Человек вкладывает в образование день­ги, все свое свободное время, а «на выходе» может оказаться там же, где и был. Мне думает­ся, что каждый для себя должен определить, что ему недостает в рамках его работы или бизнеса, и что он хотел бы изменить. После того, как обозначена проблема, необходимо искать инструменты для ее решения. Я не советую сразу после универ­ситета поступать на МВА. Мне кажется, имеет смысл лет пять поработать. И хотя у меня были эти пять лет, я до сих пор не мо­гу ответить на вопрос, не поспе­шил ли я. Хочу заметить, что в бизнес-школе на молодежь смо­трят достаточно лояльно, такая «заточка кадров» воспринима­ется весьма адекватно.

Пока еще степень МВА окута­на духом элитарности. Но, полагаю, через некоторое вре­мя такого уже не будет. Ведь се­годня уже никого не удивляет наличие двух высших образова­ний, как было раньше. Навер­ное, то же произойдет и со сте­пенью МВА.

По-моему, российские биз­нес-школы сейчас достаточно адекватны нашему бизнесу и рынку. Отрасль бизнес-образо­вания в России молода, но уро­вень конкуренции уже высокий. За последние годы появилась масса новых программ, кото­рые разрабатываются непосред­ственно под потребности клиен­та. Я думаю, что дилетанты по­степенно будут уходить с рынка бизнес-образования, останутся лишь учебные заведения с име­нем. А что касается конкурен­ции с западным бизнес-образо­ванием, то не стоит сравнивать российскую и западную про­граммы МВА: это два совер­шенно различных продукта в разных ценовых сегментах. И если вы планируете работать в России, то значит и знания вам потребуются о российской дей­ствительности, с присущими ей спецификой и тонкостями.



все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100