На главную страницу Обратная связь Карта сайта Rus
Rambler's Top100
Главная > Техническая информация > Статьи >

Пресс-центр

Журнал "Тюмень ПРО" №6, 2006 "Философия программы МВА"

14 июня 2006

Традиционными установками программ МВА являются:

  • практически «работающие» знания для практиков;
  • систематизация имеющихся знаний и опыта;
  • фундаментальная подготовка к решению профессиональных задач;
  • инновационный, креативный взгляд на вопросы развития бизнеса;
  • современные знания, практические инструменты и управленческие навыки;
  • формирование навыков принятия эффективных решений;
  • взаимное обогащение от общения с единомышленниками в однородных по своему составу группах и др.

Однако, хотя эти установки и справедливы, они не полностью характеризуют программу МВА по некоторым параметрам. Тем не менее, эта программа существенно отличается от программ второго высшего образования, от различных программ профессиональной (управленческой, экономической) переподготовки, от магистратуры. И об этом тоже следует говорить.

Программа отличается от них по трем аспектам:

  • типовому составу слушателей программы;
  • акцентам содержания программы и специфике донесения информации и знаний до слушателя;
  • формам проведения занятий.

По составу слушателей программа МВА отличается тем, что она интересна руководителям, имеющим не только существенный опыт управленческой деятельности и желающим усовершенствовать себя в некотором профиле управленческой деятельности, а управленцам, которые ориентированы как на личный карьерный рост, так и на рост бизнес-организации в целом, заинтересованным в выводе компании в лидеры рынка. Поэтому обучаться по программе МВА прежде всего приходят те слушатели, которые хотят сделать карьеру, а программа МВА и является тем самым современным инструментом - основообразующим успеха карьериста.

В рамках этой программы управленцы, сконцентрированные на лидерстве, имеют уникальную возможность тренировать себя среди равных в решении кейсов (практических заданий), занимая, при этом, в разнообразных проектах различные должностные позиции, с соответствующими полномочиями и центрами ответственности, с разными целями и методами их достижения.

Программа МВА ориентирована на тех специалистов, которые желают научиться решать в бизнесе надфункциональные (наддепартаментные) проблемы совершенствования бизнес-организаций, а не только на специалистов, которые хотят достичь успеха в рамках замкнутого функциональных подразделений.

Обучаться по программе МВА приходят специалисты, которые не ограничиваются умениями проектировать только товар и/или конкурентоспособный комплекс маркетинга, а хотят научиться проектировать бизнес в целом, формируя его в бизнес-структуры, в бизнес-сети.

В содержании программы МВА и методике донесения информации и знаний есть свои специфические особенности.

«Работает» только та информация и те знания, которыми не просто владеют, а которые понимают, четко осмысливают и используют как руководство к действию в данное время, в данном месте при определенных обстоятельствах.

«Работают» не те установки, которые общеизвестны, а только те, по которым есть твердые и обоснованные убеждения в их необходимости и рациональности использования.

Успех в бизнесе сегодня свойственен не тем, кто умеет долго и глубоко размышлять, а тем, кто умеет оперативно и грамотно организовать и продвинуть дело.

Отсюда и определенная специфика МВА-образования в части его содержания. Если на практике работает только понимание, то и учить следует не просто терминам, знанию законов, аналитическим инструментам и т.п., а учить необходимо сути (понятий, практических ситуаций). При всей очевидности, и, казалось бы, даже наивности данного тезиса, все не так просто. Научить сути сложнее всего!

Простой пример. Все знают, что в качестве организационной формы внутри организации бизнеса может использоваться такое образование, как «комитет». А в каком проценте организаций среднего бизнеса они (комитеты) используются? В малом. Но почему?

- «Да там комитеты не нужны! И вообще комитет – это форма работы, нерационально «съедающая» рабочее время управленцев, когда они могли бы работать и создавать реальные результаты. Но они «просиживают» время и вместе с ним - фонд заработной платы».

На первый взгляд, справедливо. Но является ли этот тип организационной формы настолько бесполезным в действительности? Согласитесь, те, кто создавали первые комитеты, вероятно, не желали человечеству зла, предложив ему такую форму работы.

В чем же заключена учебная проблема? Как оказалась, она состоит не в том, что бы знать или не знать, что такое комитет, а в том, чтобы «четко понимать» в каких условиях комитет способен стать самой эффективной, и при этом более экономной формой организации работы, чем любая другая. Это и является примером сути, которую доносят на программе МВА. «Вопросы по существу» - это не вопросы о том, что есть некоторый инструмент или понятие, а в том, зачем и когда именно целесообразно его применять.

Другой пример. Кто не знает, что есть модель ситуационного анализа макросреды STEP? Все знают. А знаете ли Вы, когда ее необходимо применять в вашем бизнесе: завтра, послезавтра, в следующем месяце, когда начальник скажет? Очевидно, что если известны только модели, но неизвестны условия их применения, то все инструменты, зафиксированные в специальной литературе и пособиях, так в них и останутся, а для практиков, работающих с Вами в команде, будут представляться грузом бесполезных знаний.

Но практикам нужны ответы на данные вопросы – это тоже, видимо, сущность.

Ещё одной содержательной особенностью программы МВА является то, что выпускник программы должен не только иметь осведомленность и знание, но и уметь «продвинуть дело» через живую ткань подобранных, расставленных и вовлеченных им людей. С учетом данного обстоятельства в настоящее время в программе МВА Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» реализуется уникальный подход «Competence based education», то есть обучение, основанное на компетенциях; подход к обучению практиков самими практиками и основанный на обучении непосредственно деятельности. Это означает, что слушатели программы должны, например, не просто знать, как проводится совещание, а уметь эффективно проводить совещания различного типа, которые решают разнообразные задачи в реальном масштабе времени; не просто знать, какие управленческие документы бывают, а уметь доводить решения бизнес-задач до разработок конкретных документов, самостоятельно создавать и внедрять их в документооборот компании.

В программе МВА используется много кейсов как одна из основных форм обучения. В этом смысле программа МВА – это обучение на поучительных примерах из бизнеса. Такое обучение предполагает значительные усилия слушателей по вниканию не только в микро- и мидлкейсы, но и в кейсы формата макро-, иногда доходящие до 30-40 страниц текста. Это трудозатратно, но других способов тренировки по вниканию во многоаспектную системно связанную проблематику бизнеса человечество пока не выработало. Успешен только тот менеджер, который в ходе выработки решений способен быстро войти в курс дела (неожиданной проблематики). Да и научиться стратегии лишь по учебникам невозможно. Можно только на опыте или на добротных, хорошо подобранных описаниях чужого опыта (кейсах).

Интересы программы МВА не ограничиваются обозначенными ранее аспектами, связанными с формами обучения по программе МВА. Есть ещё множество тем, требующих осмысления и обсуждения, например:

Должен ли менеджер «уметь эмоционально показать свою нетерпимость» персоналу, когда это необходимо?

Должен ли менеджер «уметь улыбаться, когда душа вовсе не улыбается и напряжена грузом ответственности за каждое произносимое слово»?

Должен ли менеджер «при открытии утреннего заседания проявить твердость и энергичность в голосе (и манерах), хотя, как и многие другие, он шел на него с заметными остатками усталости предшествующего дня?»

Опытные практики уверяют, что должен. Но тогда, вероятно, это тоже относится к программе МВА, поскольку одной из основных целей программы является передача слушателям практически работающих знаний.

Руководитель программы "МВА-стратегический менеджмент и предпринимательство" профессор Александр Николаевич Сазанович, проректор по современным образовательным технологиям
Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС (Институт)

все публикации

Версия для печати
Новости
21.09.2009 |
В Институте МИРБИС компания НP и Ассоциация «Всемирный ОРТ» открыли «Учебный центр информационных технологий для начинающих предпринимателей GET-IT».
подробнее
21.09.2009 |
Институт МИРБИС принял участие во Всероссийской видеоконференции участников Президентской программы по подготовке управленческих кадров.
подробнее
Наши партнёры

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова)
Middlesex University
Middlesex University
London Metropolitan University
London Metropolitan University
The Institute of Commercial Management (ICM)
The Institute of Commercial Management (ICM)

Международная ассоциация высших школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business)
Университет Международного Бизнеса (UIB)
Членство МИРБИС
109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп.7 (схема проезда)
Тел.: +7 (495) 921-41-80, Факс: +7 (495) 662-78-82
Телефон горячей линии: +7 (495) 921-41-07
info@mirbis.ru
Если Вы обнаружили ошибки на нашем сайте или сбои в загрузке отдельных его страниц, пожалуйста, сообщите нам об этом. Copyright "Мирбис" 2007-2024.
Разработка сайта - InterLabs.
Rambler's Top100