Пресс-центр
Карьера №11, 01 ноября 2007 г., "Менеджеры из джаза, и не только".
01 ноября 2007
Менеджеры из джаза, и не только
По данным бизнес-школ, почти половина их слушателей имеют
техническое образование. Еще около 10% составляют медики. Но
отраслевых программ МВА не так уж много. О том, где учат управлять
клиниками, организовывать спортивные и развлекательные мероприятия
и т.д., — в нашем материале.
Работая менеджером Альфа-Банка Герман Чистяков решил воплотить свою
давнюю любовь к спорту в реальность. И поступил на программу
«Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета
управления (ГУУ), которой теперь и руководит. «Сегодня мне интересно
сочетать в работе спорт и образование, — признается Герман. — Однако я
не исключаю для себя возможности в будущем поработать в одном из
спортивных проектов».
Мы уже привыкли к тому, что бизнес-школы готовят руководителей
предприятий, коммерческих и финансовых директоров, маркетологов,
эйчаров. А учебные бизнес-программы для врачей, спортсменов или
строителей пока встречаются нечасто.
Конечно, в зарубежных бизнес-школах можно найти и более
«экзотические» специализации. Так Paris Graduate School of Management
предлагает программу MBA Luxury management, французская бизнес-школа
ESSEC Paris Business School готовит бренд-менеджеров по программе MBA
in International Luxury Brand Management, а в американском Pepperdine
University существует программа МВА со специализацией «Разрешение
конфликтных ситуаций». Но для нашей страны «отраслевые» программы МВА —
со специализацией в сфере медицины, строительства, агробизнеса, спорта,
индустрии красоты и даже шоу-бизнеса — явление относительно новое:
первые появились лет пять назад, и их по-прежнему немного.
О, спорт, ты…
Работу спортсменов и их тренеров отлично видно на соревнованиях и
тренировках, в то время как люди, занимающиеся финансовыми и
административными вопросами, как правило, остаются в тени. Тем не менее
именно недостаток спортивных менеджеров в игровых видах спорта, таких
как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, а также в гольф- и
фитнес-индустрии привел к созданию учебных программ «менеджмент в
спорте». По мнению Вячеслава Фетисова, руководителя Федерального
агентства по физической культуре и спорту, администраторы, оставшиеся в
спорте еще со времен советских команд, плохо ориентируются в новых
реалиях, и больше всего от этого страдают игровые виды спорта.
«Времена, когда владелец спортивного клуба мог выложить $50 млн
только ради того, чтобы он продолжал существовать, уходят в прошлое, —
уверяет Чистяков. — Задача современных менеджеров — сделать команды и
спортивные компании не просто рентабельными, а прибыльными. Для этого
необходима новая генерация менеджеров».
В 2005 году ГУУ совместно с Федеральным агентством по физической
культуре и спорту открыл программу «Менеджмент в игровых видах спорта».
Ее уникальность не только в звездности преподавательского состава. Во
время обучения слушатели получают возможность пройти стажировки в
клубах и на различных спортивных мероприятиях, в том числе направленные
на изучение опыта зарубежных спортивных организаций и профессиональных
клубов. «Посещение спортивных баз, клубов, команд помогает понять
технологии и правила спортивной жизни и спортивной индустрии, — делится
впечатлениями Чистяков. — Огромную роль играют зарубежные стажировки,
посвященные, как правило, футбольной тематике. Слушатели уже побывали в
Англии, Германии, Италии, посетили лучшие футбольные клубы, подробно
изучили организацию их менеджмента, а также вопросы маркетинга,
мерчендайзинга и эксплуатации спортивных сооружений».
Среди слушателей программы немало бывших и ныне действующих
спортсменов. Причина тому не только в отличном знании спорта изнутри.
(В одном из интервью Дмитрий Домани, капитан баскетбольного клуба
«Динамо–Москва», сказал: «Я вспоминаю бывших игроков. В советские
времена они заканчивали карьеру и оставались ни с чем. Я не хочу так
заканчивать».) Сейчас, по наблюдениям Чистякова, состав слушателей стал
меняться. Сегодня примерно 40% — это люди, не занимавшиеся
профессиональным спортом, но уже имеющие опыт работы в спортивной
индустрии.
Здравствуйте, доктор
«По образованию врач, в течение двух лет занимаюсь управленческой
работой в коммерческой медицине (специального дополнительного
образования не получал). Насколько мне подойдет ваш курс?» Подобные
сообщения не редкость на форумах бизнес-школ. Медицинские учреждения
всегда возглавляют врачи, но чтобы руководить, скажем, клиникой, нужен
не только дар Эскулапа, но и экономические и управленческие знания и
навыки: умение планировать маркетинговые мероприятия, использовать
рекламу, средства массовой информации для формирования положительного
имиджа фирмы, разрабатывать организационную структуру, анализировать
данные бухгалтерского и операционного учета и др. Разбираться в этом
должны и главы коммерческих клиник, и те, кто работает в
государственных медучреждениях. К тому же в сферу медицинских услуг
входит не только врачевание, но и добровольное медицинское страхование,
продажа медицинского оборудования, фармацевтический бизнес, работа
исследовательских лабораторий, санаторно-курортное лечение и т.д.
Сегодня на рынке краткосрочного образования предлагается целый
спектр программ: от семинаров по конкретным темам (например, лазерная
медицина, доказательная медицина в радиационной онкологии, оплата труда
в здравоохранении) до курсов для недавно назначенных главврачей. Но
чтобы стать действительно хорошим руководителем, этого явно
недостаточно. Получить недостающие знания можно в большинстве
медицинских вузов, где есть программы дополнительного профессионального
образования в области организации здравоохранения, а с недавнего
времени и в бизнес-школах появились программы с соответствующей
специализацией. Так в 2002 году Школа бизнеса «МИРБИС» открыла
программу МВА «Управление медицинским бизнесом», разработанную вместе
со специалистами Московской медицинской академии им. Сеченова, где
первый год обучения полностью посвящен стандартным блокам программы
МВА, а второй год — специфике медицинского бизнеса.
Ну кто так строит?
Говоря о строительстве, как правило, подразумевают возведение домов,
различных офисных зданий и т.д. Но это далеко не полный перечень
направлений, где нужны одновременно и знание
инвестиционно-строительного бизнеса, и управленческие навыки.
«Я работаю в строительном отделе корпорации McDonalds с августа 2004
года, — рассказывает Вячеслав Латушкин, руководитель проекта
строительного отдела компании «Москва–Макдоналдс», слушатель программы
«МВА — менеджмент в инвестиционно-строительном комплексе» Школы бизнеса
«МИРБИС». — Сейчас рынок общественного питания растет, соответственно
растет и спрос на помещения, а выход на новые региональные рынки
потребует обустройства дополнительных складских и распределительных
мощностей. В перспективе это поставит вопрос о создании региональных
офисов и наделенных соответствующими полномочиями отделов развития».
На определенном этапе развития все компании сталкиваются с проблемой
роста. И таких компаний с каждым годом все больше. «Открывая отраслевую
специализацию, — рассказывает Людмила Клеева, заместитель заведующего
отделением программ дополнительного профессионального образования
Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ, — мы
прежде всего исходили из того, в какой среде наша программа наиболее
востребована. Наибольший интерес был проявлен со стороны менеджеров из
нефтегазовой и строительной отраслей. Это и определило специализацию
программ».
Для поступления на большинство подобных программ не требуется диплом
инженера, однако и преподаватели, и сами слушатели уверены: специфику
отрасли все-таки знать надо. «Именно поэтому у нас изучаются не только
основы экономики и менеджмента: начиная с этого года в рамках
специализации «строительство» будет проводиться стажировка на
стройкомбинате одного из членов ассоциации наших выпускников», —
говорит Клеева.
«Когда я училась на инженера-строителя (факультет «промышленное и
гражданское строительство»), нам тоже преподавали менеджмент,
маркетинг, но не в том объеме, который мне нужен, — делится опытом
Марина Серебрякова, ведущий конструктор группы компаний «Спектрум»,
слушательница программы «МВА — менеджмент в инвестиционно-строительном
комплексе» Школы бизнеса «МИРБИС». — Я долго пыталась подобрать
программу, которая дала бы мне качественно новые знания в сфере
управления строительным бизнесом по бизнес-планированию, сметному делу,
сведения о том, как получить исходно-разрешительную документацию на
строительство. На том же втором высшем такую информацию получить очень
сложно, а здесь преподают практики, которые знают эти темы не
понаслышке».
Show must go on
Организация турне, всевозможных шоу и концертов выпуск дисков, не
говоря уж о «рождении» новой звезды, сегодня просто немыслимы без
участия продюсеров, администраторов, концертных директоров и проч. Есть
много школ диджеев, аранжировщиков, звукорежиссеров, а вот бизнес-школ
и вузов, где бы готовили именно менеджеров индустрии развлечений
довольно мало. Подобные программы есть в РАТИ, ВГИКе, Институте
культуры… но они ориентированы прежде всего на кино и театр. К тому же
большинство из них относятся к первому или второму высшему образованию,
что занимает довольно много времени.
«У меня уже есть одно высшее образование (лингвист-переводчик), и
потратить еще пять лет на получение второго я не могла себе позволить,
— говорит Елена Корчагина, ассистент генерального директора Stage
Entertain-ment. — А программа профпереподготовки ГУУ длится всего год.
Кроме того, мне очень понравился преподавательский состав — это люди,
непосредственно связанные с шоу-бизнесом, занимающиеся различными
музыкальными проектами, продюсированием и т.д. Они могут дать наиболее
достоверную информацию о профессии».
По мнению музыкального критика Артемия Троицкого, при всей
спонтанности шоу-бизнеса иметь профессиональное образование очень
важно. В этой сфере много своих законов, которые необходимо знать.
Например, правовое регулирование и этика бизнеса, его традиции. Работа
с творческими людьми также накладывает свой отпечаток: необходимо
находить особый подход к каждому артисту, учитывать характер,
индивидуальные особенности и многое другое.
Убедившись в необходимости подготовки кадров специально для
музыкальной индустрии, руководители российских отделений крупнейших
звукозаписывающих компаний, таких как Universal Music, Sony Music, BMG
решили создать учебную программу, которая отвечала бы всем современным
требованиям к подготовке музыкальных продюсеров и менеджеров. Такой
программой стала «Менеджмент в музыкальной индустрии» ГУУ. Ее цель —
подготовка специалистов для работы во всех направлениях от
рекорд-бизнеса до концертного менеджмента и продюсирования
аудиовизуальных произведений (звукозаписывающая индустрия, теле- и
радиопродакшн, фестивальный менеджмент, концертно-гастрольная
деятельность, клубный промоушн, продюсирование, PR и СМИ). «К моменту
поступления я уже около десяти лет была в клубном бизнесе и из них пять
лет в Москве, — рассказывает Katrin Vesna, диджей и радиоведущая радио
D-fm. — Так что профессионального опыта у меня было много, а вот
теоретической подготовки, глубинных знаний не хватало».
В течение учебного года слушатели посещают занятия на
звукозаписывающих студиях и съемочных площадках, телеканалах и
радиостанциях. Уже в процессе обучения студенты могут поработать над
организацией фестивалей, концертов, музыкальных церемоний,
пресс-конференций и созданием ТВ-программ. «Нужно понимать, что люди,
ведущие занятия, далеко не всегда — опытные преподаватели, поэтому
многие лекции проходят в довольно свободной форме, — говорит Корчагина.
— Но домашние задания все же были. Например, Леонид Бурлаков, бывший
продюсер групп «Мумий Тролль» и «Братья Гримм», в качестве домашнего
задания предложил нам написать бизнес-план по конкретному артисту.
Потом мне это очень помогло в работе. Во втором семестре я уже
старалась участвовать во всех стажировках и мероприятиях, проводимых на
программе (церемонии MTV, награждения Records). Все это помогло мне
найти работу в сфере шоу-бизнеса уже во время учебы: после одной из
акций Андрей Фомин (ведет курс «Организация презентаций и
спецмероприятий». — Прим. ред.) предложил мне должность event-менеджера
в своей компании Trancelite Promotion, а через некоторое время я уже
самостоятельно вела один из проектов компании Stage Entertainment».
На связи
Степень МВА как обязательное требование при приеме на работу в
телекоммуникационные и IT-компании, встречается с каждым годом все
чаще. В целом спрос на профессиональные кадры в отрасли в два-три раза
превышает предложение. Многие компании, такие как «Система телеком» и
МТС, предпочитают обучать своих сотрудников в корпоративных
университетах. А вот бизнес-школ, предлагающих подобную специализацию,
не так уж много. «Большинство слушателей программы МВА-Telecom приходят
к нам из отраслевых компаний — операторов сетей связи, поставщиков
услуг и системных интеграторов», — отмечает Константин Самуйлов,
научный руководитель программ МВА-Telecom Школы бизнеса «МИРБИС»,
консультант компании «Гипросвязь». Все они обладают опытом и знаниями
работы в отрасли, а их базовое образование, как правило, либо
техническое, либо естественно-научное. Это одна из особенностей этой
специализации — здесь желательна специальная техническая подготовка.
«Знаний по экономике и финансам, владения общими подходами и навыками в
менеджменте и маркетинге недостаточно, — уверен Константин Самуйлов. —
Тем не менее мы рассчитываем, что на программе будут учиться не только
«отраслевики». Зарубежный опыт показывает, что люди с базовым
экономическим образованием быстро адаптируются в новой среде, а
зачастую и более мотивированы для работы в высокотехнологичной отрасли.
Им мы советуем пройти программу Pre-МВА для того, чтобы освоить
специальную терминологию и основные понятия».
Подобные требования к начальной подготовке не случайны. Работа в
телекоммуникационной отрасли имеет целый ряд особенностей. Во-первых,
товар, который продают компании, по сути своей нематериален: продаются
либо минуты разговора, либо кбит/с трафика (в общей сложности услуги
связи дают примерно 70% доходов отрасли). Во-вторых, это отрасль
высоких технологий, что относится не только к телекоммуникационным
сетям, с помощью которых клиентам предоставляются услуги, но и к
основному инструменту конкурентной борьбы на рынке — системам поддержки
операционной и бизнес-деятельности (ситстемы OSS/BSS). Кроме того,
регулирование глобальных и региональных рынков осуществляется на базе
международных стандартов, определяющих как технологии, так и
инструменты организации и ведения бизнеса. Например, в 2004 году МСЭ-Т
(International Telecommunica-tion Union) принял стандарт расширенной
карты бизнес-процессов телекоммуникационной компании, разработанный
TeleManagement Forum, качество работы компаний связи регулируется
стандартами TL9000, а протоколы электронного В2В взаимодействия
компаний основаны на стандартах МСЭ-Т, разработанных компанией
RosettaNet.
Чтобы управлять компанией, нужно знать финансы, маркетинг, стратегию
и т.д. Но, может, пора включать в этот перечень знание индустрии, к
которой компания принадлежит? Некоторые бизнес-школы это уже сделали. все публикации |